USD:
EUR:

Маяк Аскольд

Текст: Денис Ясинков
Фото: Денис Ясинков

8 октября 1881 года опубликовано в газетах следующее извещение мореплавателям: «Гидро­графический департамент объявляет по Морс­кому ведомству, что в заливе Петра Великого на острове Аскольд открыто освещение маяка с вертящимся белым огнём, производящим проблески через каждую минуту. Огонь освеща­ет дугу горизонта с моря в 240° между направ­лениями от N0 65° через S до NW 55° и виден в ясную погоду на расстоянии прибли­зительно 25 миль. Осветительный аппарат преломляющий 1-го разряда».



Сразу оговорюсь, тот маяк который построили в конце 19 века разрушился и на его месте в 1917 году построили  новый, на фото пониже и подальше, ныне не действует и тоже практически разрушен. Второй маяк, который поближе и повыше, появился в середине 30-х годов. К верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации. Именно этот маяк является действующим до сих пор.

Начало строительства маяка Аскольд было преду­смотрено в 1874 году. Однако пока выбирали место, вели проектные работы, был выстроен и начал действовать маяк на острове Скрыплёва прямо на самом входе в пролив Босфор Восточный. Этот маяк показался командованию порта настолько эффективным, что оно, экономя средства, сочло достаточным на острове Аскольд вместо запланированного капитального маяка установить небольшой фонарь на каменном фундаменте высотой 2 м.

2.Старый маяк.


Гидрографический департамент, предвидя, что у порта Владивосток большое будущее, не согласился с таким решением и распорядился продолжить подробную съёмку и нивелировку всего острова с целью поиска наиболее выгод­ного с навигационной точки зрения места для капитального маяка.

3.Новый маяк.


Самым подходящим местом была признана площадка на юго-западной оконечности остро­ва на высоте 240 м от уровня моря...
Однако генерал-адмирал великий князь Кон­стантин Николаевич выбранное место не утвер­дил...


4.Речь идет про место в районе крайней левой возвышенности на дальнем плане.


Во исполнение этого решения Гидрографи­ческий департамент назначил комиссию из офицеров, знакомых с условиями плавания   в заливе Петра Великого...
Комиссия рекомендовала установить маяк на южном мысе острова, который на 90 м ниже юго-западного мыса...


5.


Это предложение комиссии было утверж­дено, и в 1879 году приступили к строительству. Учитывая большое внимание к маяку со сторо­ны Морского министерства, площадку для ус­тановки башни выбирал сам командир Влади­востокского порта контр-адмирал Эрдман.
6.


Таким образом, требование генерал-адмирала, поставить маяк на юго-западном мысе, бы­ло выполнено, но высота его установки всё же оказалась существенно больше, чем он и ко­миссия Гидрографического департамента ре­комендовали.

7.


Не выполнена была и рекомендация Строительного департамента по материалу для башни. Опытный строитель генерал-лейтенант Тилло на месте убедился, что для та­кого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как предусмотрено проектом, а из камня.
8.


Строителем маяка подрядился владивос­токский купец Линдгольм. Главным наблюда­ющим был назначен инженер-подполковник Гаккель. На всё строительство было отпущено 95 685 руб.

9.


...строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. Башню вы­сотой 8,4 м от основания построили из кирпи­ча, служебные и жилые здания - из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чане.

10.


11.


12.


Строительство было закончено осенью 1881 года. Командир портов Восточного океана контр-адмирал А.В. Фельдгаузен докладывал в Гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хоро­шо и прочно, службы на маяке не оставляют желать ничего лучшего, аппарат действует ис­правно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цвета, огонь белый с про­блесками через 1 минуту продолжительностью 8 секунд. При испытаниях дальность видимости составила 35 миль».

13.


Для подачи туманных сигналов на оконеч­ности мыса Клыкова установили колокол и пушку-единорог. Для связи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигнальную мачту.

14.Кстати Вопрос. Правильно ли я понял, что упомянутый выше мыс Клыкова и есть мыс Елагина на котором стоит маяк Аскольд?


Строительство маяка обошлось казне в 162 824 руб., почти в два раза дороже, чем было предусмотрено планом. Вызвано это было, в первую очередь, дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Несмотря на то, что остров расположен всего в 30 милях от Владивостока, никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы как-то облегчить положение маячников, коман­дир портов Восточного океана сразу после от­крытия маяка издал приказ: «За неимением с островом Аскольд постоянного сообщения и ввиду полной невозможности для смотрителя маяка посылать в Гидрографическую часть донесения в случае надобности предлагаю командирам судов вверенной мне флотилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, непременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего тотчас же по при­ходе во Владивосток сообщать о том в Гидро­графическую часть».

15.При сильном ветре по такой лестнице как-то очково спускаться ))


Маяк освещался круглый год. Обслужи­вавший его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипа­жа. Первым смотрителем был назначен по представлению Гидрографического департа­мента присланный с Балтики бывший смот­ритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секре­тарь Афанасьев.

16.


Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и командир портов Восточного океана принял решение половину команды менять осенью, а вторую половину весной, чтобы четыре человека постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппа­ратурой служителей.

17.


В 1892 году во время капитального ремонта башни без дополнительного расхода средств из казны силами маячников была проложена новая дорога из бухты Наездник, куда достав­лялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза - вместо одиннад­цати вёрст всего четыре. В этом же году специа­льно назначенная комиссия выбрала место для сирены. Её решили установить на мысе Шугайдуй, в двух километрах от маяка, где есть ключ пресной воды для парового котла.

18.Мыс Шугандуй называется ныне Пальчатый.


19.Неплохая могла бы быть дачка )


Несмотря на то, что башня маяка была кирпичной, она не простояла и 50 лет. Суровый климат сделал своё дело - уже в начале XX века стены башни стали трескаться и крошиться. Периодические капитальные ремонты мало помогали, и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.

20.


В годы Гражданской войны для маяка наступили трудные времена. Из-за плохого снабжения продовольствием опытные служители покидали маяк. Их заменяли в основном инвалиды Первой мировой войны, рекомендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Ответственности своей перед мореплавателями они не понимали, работали небрежно, и налаженный на маяке порядок стал нарушаться.

К этим неприятностям прибавились посещения маяка вооружёнными людьми - белогвардейцами, красноармейцами, просто злоумышленниками. Как правило, такие набеги заканчивались обыкновенными грабежами. Доклады смотрителя в Дирекцию маяков полны жалоб на бесчинства: «Неизвестные вооружённые люди отобрали запасы солонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооружёнными людьми чехословацкого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апреля 1919 года на маяк прибыл вооружённый отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бикфордов шнур». Тем не менее, маяк продолжал действовать и помогать всем, кто находился в это время в море в районе Аскольда.

21.


В 1920-1930-х годах техническое оснащение маяка совершенствовалось. В 1940 году приказом начальника гидрографической службы Тихоокеанского флота он был отнесён к маякам первого разряда.

22.


В настоящее время маяк Аскольд, оснащённый современной светооптической техникой и радиомаяком, продолжает обеспечивать безопасность мореплавания на подходах к Владивостоку Его белый проблесковый огонь, находящийся на высоте 113 м от уровня моря, освещает пространство от 84° до 306° на расстояние до 22 миль.

23.


24.В некоторых источниках пишут что последние лет семь главный фонарь не работал.


25. А работал маленький дублер с дальностью 5 миль (источник) установленный на стопку аккумуляторов.


26.Сейчас же главный фонарь крутиться, светиться и работает.


27.


28.Хотя у нового ветряка кто-то успел уже открутить лопасти.


29.


30.Видимо новых солнечных батарей пока хватает.


31.Охраняется маяк вяло.


32.Так же как и за порядком там особо не следят.


33.


34.


35.


36.


37.Все течет все меняется и значимость маяков в наше время существенно утрачена. Но можно же сохранить их, хотя бы с точки зрения исторического аспекта.
 
Источник: yasinkov.livejournal.com
Также в рубрике
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
 0
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Комментариев нет. Станьте первым!