USD:
EUR:

Россия, Нижегородская область, Дивеево. Серафимо-Дивеевский монастырь

Для описания Дивеевского монастыря слова подбирать трудно. Считается, что здесь один из важнейших духовных центров России, но приезж...

Текст: vartumashvili.livejournal.com
Фото: vartumashvili.livejournal.com

Для описания Дивеевского монастыря слова подбирать трудно. Считается, что здесь один из важнейших духовных центров России, но приезжают сюда не только паломники, много и обычных посетителей, тех, которые хотят посмотреть на культурное наследие или отметиться в модном месте. Несомненно то, что здесь особенная атмосфера, а расположение монастыря вдали от крупных городов лишь добавляет к нему интерес.

1.


Дивеево – большое и благодаря нарастающему потоку приезжающих богатое село на самой окраине Нижегородской области. Нет проблем найти кров и пропитание в Дивеево (кроме как в дни церковных праздников, конечно), но я порекомендую гостиницу при монастыре «Дом паломника», в которой останавливались мы - там стерильной чистоты номера и особая атмосфера. Правда, никакого тебе телевизора и мини-бара и даже семейной паре спать придется в разных кроватях, но для такого места это нормально. Питались мы здесь же в трапезной при монастыре, и хотя все три дня и на завтрак и на обед было одно и то же меню, зато все было дешево и вызывало доверие.

Для того, чтобы разместиться в гостинице нужно обратиться в паломнический центр, я звонил туда заранее, чтобы забронировать номер, но оказалось, что бронь по телефону они не делают. Но меня уверили, что свободные места есть и можно заселиться с улицы. Добавлю, что мы там были зимой и в будние дни, не факт, что летом и на выходных все также просто.

Ключевые события истории Серафимо-Дивеевского монастыря (на основании путеводителя по монастырю и Википедии):

Около 1758 года в Киев прибыла богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова, где приняла монашеский постриг с именем Александры. Однажды было ей видение: Богородица велела ей отправиться в странствие на поиски места, где нужно будет основать обитель. И это место было найдено в селе Дивеево. Сначала она обустроила старинную деревянную церковь, а в 1773-1780 годах была сооружена каменная Казанская церковь. К концу жизни Александры была обустроена небольшая Казанская община. В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. В 1825 году уже почитаемым старцем Серафим основал при помощи восьми сестер Казанской общины еще одну общину, названную Мельничной. А в 1827 году вокруг новой общины Серафим начал обустраивать Канавку. После его смерти настали смутные времена, результатом которых стали нищета и долги. В 1842 году общины были объединены. Смута завершилась вмешательством императора в 1861 году, когда община получила статус монастыря. К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года он был закрыт. Возрождение началось в 1988 году.

Общий вид. Слева – угол Трапезного храма, справа – угол Преображенского собора:

2.


Колокольня – самое внушительное и, на мой взгляд, интересное здание из всех монастырских построек. Строительство началось в 1900 году, а первые колокола подняли на башню уже в 1901 году.

В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.

3.


4.


Слева, не доходя до колокольни, расположен Казанский храм.

В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года.

Сейчас в храме покоятся мощи нескольких сестер монастыря.

5.


Вид на церковь от колокольни:

6.


Проходим через колокольню и перед нами громадина Троицкого собора.

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым).

В Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского:

7.


И вид с другой стороны:

8.


Еще одно внушительное здание – Спасо-Преображенский собор.

Собор был заложен в 1907 году. В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления. После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской. Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года. День памяти отмечают 3 сентября. По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа — начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.

9.


Внутрь попасть не удалось, храм оказался закрыт.

Справа от Преображенского собора Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского:

10.


Он же:

11.


Одна из главных святынь монастыря — Святая Канавка.

25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста. Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова1833 года. В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана.

Начало пути:

12.


Вид на соборы монастыря от Канавки:

13.


Где-то на полпути. Больничная церковь:

14.


Так выглядит сама канавка. Люди обходят ее по валу против часовой стрелки, канавка при этом находится по правую руку.

15.


В любое время дня можно заметить медленно идущих вдоль канавки людей. Морозная погода, да еще и с ветром – не преграда. Прочтение 150-ти раз пусть и короткой молитвы требует времени.

16.


Подходим к окончанию Святой Канавки:

17.


В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.

18.


Другие здания на территории монастыря. Паломнический центр:

19.


Игуменский корпус. Здесь меня попросили помочь перенести кусок фанеры для кровати одной из пожилых сестер, и я увидел, что из себя представляет келья. В малюсенькой, но чистой и светлой комнатке, размерами немногим больше купе поезда стояли две кровати, между ними стол. На стенах многочисленные полки с книгами и фотографиями святых мест. Конечно, иконы. Сестра, которой мы помогли имела кровать без матраца, на жесткое основание у нее было постелено лишь что-то не толще теплого одеяла.

20.


Прочие здания:

21.


На ночных фотографиях видно, что храмы красиво подсвечиваются, но в наш приезд подсветку не включали.

22.


В окрестностях монастыря есть несколько святых источников, мы посетили два из них.

Первый - источник преподобного Серафима возле поселка Цыгановка (километров 10 от Дивеево).

Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники Батюшки стали недоступны для посещения, потому что там находился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники.

Позже источник хотели засыпать. Подогнали трактор, но он сломался. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался.


Общий вид:

23.


Три домика с окнами - купальни: женская, мужская и для "церковных". Спуск в воду есть и от озера:

24.


Внутри купальни. Несмотря на холод есть немало желающих троекратно окунуться в воду, хотя и в летние месяцы вода там холодная. Я окунулся, ощущения непередаваемые, холод отступает сразу как выходишь из воды, стоишь мокрый, от тебя поднимается пар, но тело уже не дрожит и становится тепло.

25.


Часовня:

26.


Второй - Явленный источник.

Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным».

Называют его еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.


Общий вид. На горе - часовня, слева купальня.

27.


Внутри купальни лед:

28.


К источникам приезжают с канистрами за святой водой.

29.



На третий день нахождения в Дивеево мы выдвинулись в Мордовию, в спрятанный в лесах Санаксарский монастырь, об этом следующий рассказ.

Источник: vartumashvili.livejournal.com

Также в рубрике
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
 0
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Комментариев нет. Станьте первым!