Сегодня отправимся дальше по Кенозерью. Погуляв по утренним окрестностям Вершинино, я весьма приятно скоротал время, хотя хотелось бы его здесь не коротать, а поставить на паузу. Пообщавшись с людьми в конторе и приобретя пару сувениров я получил очередную вписку на другую стоянку за деревней Филиповская, в месте впадения реки Ундоши в Почозеро.
Так как вопрос с ночлегом был решен, неспешно отправился в ту сторону. И в итоге заехал за пределы парка на край цивилизации в Нижнее Устье, затем вернувшись на ночлег. Собственно частью увиденного по пути хотел бы поделиться с вами.
Первой достопримечательностью встретившейся прямо на дороге была чудо-сосна. Не знаю, чем она знаменита, видать силу какую-то неземную дает или еще что, я не удивлюсь если оно так и на самом деле. Короче сосна действительно выдается среди другой растительности и целиком увешана ленточками на счастье и за прочие просьбы-мольбы.
По дороге решил обязательно заехать в отворотку к Усть-Поче и Поче.
Усть-Поча как и Вершинино достаточно большая, это связано с тем, что во времена коллективизации практически насильно всех сгоняли в некие точки конденсации. Из-за колхозно-технологической глобализации практически пропали самобытные и практически автономные дворы, которыми здесь было принято жить испокон веков, ведь местные жители не знали крепостного права. Соответственно здесь это было обусловлено основным видом деятельности, а именно лесосплавом.
Если взглянуть на карту, то можно понять откуда пошло название деревни, - от ее месторасположения. Здесь в озеро Свиное впадает река Поча. А сама деревушка расположилась на полуострове, соединенным с сушей лишь тонкой полоской земли.
Речка Поча (справа) веками намывала эту косу, впадая в Свиное озера (слева) с севера, и в устье реки, на косе, образовалась деревня вслед за деревней Поча, стоящей чуть поодаль. Дома в Усть-Поче, окружённые с одной стороной рекой, а с другой – озером, стоят близко друг к другу. Деревня возникла как переправа, на оживлённом пути из Великого Новгорода в северо-западные края Олонецкой губернии через Кенский волок. Позднее этот путь потерял своё значение. В советские времена здесь заготавливали и сплавляли лес. Так же в деревне издавна жили рыбаки и охотники.
Оставив своего железного коня среди неподалеку от его живых собратьев отправился на поиски часовни. Вершининская хранительница позаботилась обо мне и созвонилась с хранительницей местной часовенки, чтобы приписать меня к групповой экскурсии.
Вообще местные люди показались выходцами с другой планеты, потому как очень хорошо относятся к заезжим странникам, и по-настоящему с открытой душой готовы им помочь.
На улице далеко за 28 градусов, и от такой жары совершенно не похоже, что ты находишься на достаточно северных широтах. Недоумевают от зноя и животинки.
В ввиду погодных обстоятельств хочется выйти поближе к воде, ветерок с нее обладает хоть какой-то прохладцей. Селение сохранилось и всегда было довольно густо застроенным жилыми домами, складами, амбарами, отдельные части села сохранили самостоятельные названия (например, Подберезье).
Хоть место достаточно популярно среди отдельных слоев туристического населения, но все равно буренки взирают на чужака весьма недоверчивым взглядом. Сейчас они пасутся сами по себе, а еще недавно в деревне был чудо-пастух, умело общавшийся с лесными духами. Местные рассказывали, что были свидетелями как медведь зашел в стадо, но трагедии не произошло. Благодаря заговорам пастуха, и коровы и медведь вели себя как ни в чем не бывало, не замечая друг друга. Медведь ладно, мог быть сытым, но коровы? Все-таки думаю, что без духов здесь не обошлось.. Хоть на этой земле и принято православие, но с духами здесь так же стараются дружить. Очень интересный образовался сплав и без него никуда. Леший ведь может и поляну с рассыпными ягодами показать, а может и морок наслать, а с ним так и сгинешь в тайге.
Хотя главный морок сегодняшнего времени наверное в другом. И это не может не печалить.. Опять-таки здесь удивление мое было не столь из-за обильного наличия склянок из под водки, сколько от того, что вся тара от возлияний аккуратно разместилась в урне.
Усть-Поча - единственный известный и когда-то развитый населенный пункт в Кенозерье, в котором незаметно влияние народного представления о вписанных в пейзажи памятниках, народного ощущения архитектурных форм.
Единственная в поселке клетская часовня Святого Николая Чудотворца XVIII в. с «небом» в интерьере теряется среди жилых и хозяйственных зданий. Она стоит на берегу гряды, в плотном окружении домов и хозяйственных построек. Еще совсем недавно вокруг нее были могучие, разлапистые ели. Они высохли, отжили свой век, а древний памятник стоит крепко. Звонница давно утрачена, но о ее прошлом существовании говорит проем в потолке притвора".
Точная дата ее постройки неизвестна. Однако достаточно взглянуть на обмер - реконструкцию часовни, чтобы убедиться в его древности. Рубленый "в обло" двухчастный сруб, открытая паперть в виде галереи, опирающаяся на мощные выпуски-кронштейны, традиционная резьба причелин и столбов, кровля "по потолкам и курицам", шатровая звонница с бревенчатым шестериковым основанием, косящатые окошки и многое другое. Эти конструкции говорят о том, что часовня была построена не позже первой четверти XIX века, когда новые веяния еще на коснулись незыблемых в прошлом основ древнерусского деревянного зодчества...
Национальный парк провёл реставрацию часовни в 2008г., крыльцо и кровля покрыта новыми досками, однако звонницу не восстановили. «Небо» часовни, богатое и красивое, было отправлено в Москву на реконструкцию, весной 2010 года ожидается его возвращение. Оно образовано 12 гранями, а его сюжетом являются архангелы. На этих же досках сделаны клейма с житием Святого Николая Чудотворца.
Смотритель часовни историк М.Гусева обнаружила на досках интересные записи: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым (Фёдор Захароыич Иок), уроженцем деревни Большое Конево Мишковской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии...». До этого подписанных досок в Кинозерье не находили.
Реставрация осуществлена благодаря фонду Потанина, а благодаря shel1983 мы можем ознакомиться с невероятно красивым каталогом всех церквей и часовен Кенозерья, крайне рекомендую!!
Вообще надо надо заметить, что только ради этих небес, стоит здесь побывать. Хотя конечно и другие часовни, это самые настоящие чудеса, сужу по себе по крайней мере и могу сказать, что они производят неизгладимое впечатление и удивительные ощущения.
Недалеко от Усть-Почи находится деревня Немята, так же интересная своей часовней. В отличии от меня (слегка запутавшегося в картах) не примяните обязательно туда заехать.
8 мая 2007 года в деревне Усть-Поча был установлен крест в память об односельчанах погибших в Великой Отечественной войне. Одновременно с этим событием в деревне Вершинино, прошла церемония открытия мемориала воинам, жившим в Кенозерье и павшим на фронтах войны. Открытие памятника стало возможным во многом благодаря учителю истории средней Кенозерской школы Николая Поршнева, составившего списки ушедших на войну и не вернувшихся с полей битв кенозерцев, а также сотрудникам Кенозерского парка, изготовивших щиты с именами погибших.
Вплоть до второй половины XX в. население деревни занималось молевым сплавом по Кенозеру, рекам Поче и Кене, который был прекращен в середине 90-х гг.
Кстати, угадайте, что ниже на картинке? Ладно, не буду томить, и сразу признаюсь, что это сани.. тракторные.. весьма популярный вид местного транспортного средства.
Со стороны Почи на реке еще видны останки запани.
Запань - это инженерное заградительное сооружение в естественной или искусственной акватории, представляющее собой огражденную плавучими конструкциями (сооружаемыми обычно из брёвен или деревянных ферм, связанных шарнирами) водную поверхность и используемое для временного или окончательного задержания, придания нужного направления движения, хранения, сортировки твёрдых плавучих объектов (леса, льда, мусора и др.) в определённом месте водотока (обычно это сплавные реки и каналы) или водоёма (озера, водохранилища и т. п.). Запанью также часто называют сами оградительные устройства.
В запани лес сортировался, и дальше по Свиному озеру сплавляся вниз вплоть до города Онеги, через Кенозеро и реки Кену и Онегу.
Большое внимание Парк уделяет сохранению и возрождению традиционных промыслов и ремесел. В 1998 году в Усть-Поче открыт Центр народных промыслов и ремесел.
Это удивительно теплое и доброе место, где можно не только отдохнуть, но и с пользой провести время. Гостеприимные хозяйки Центра – участницы фольклорного коллектива «Кенозерочка» – непременно угостят вас вкуснейшим чаем из местных трав с пышными пирогами, расскажут «про старинное житье-бытье», покажут древние семейные обряды и исполнят удивительные по красоте и мелодичности песни наших бабушек и прабабушек. В Центре местные ребятишки обучаются традиционным художественным ремеслам на основе местных традиций.
Под руководством мастеров дети осваивают ручное ткачество, лоскутное шитье, резьбу по дереву, плетение из бересты по специальным образовательным программам. Мастерская ремёсел стала и своеобразным культурным центром, в котором местные жители и туристы могут не только посмотреть выставки образцов изделий народных мастеров, но и узнать у них технологию изготовления традиционных предметов. Во все времена широкой популярностью пользовались у кенозеров бондарные изделия: бочки для солений, рыбы, грибов, «кадушки» для толченых ягод, подойники, ушаты. Сегодня работы потомственного бондаря можно встретить почти в каждой усть-поченской избе. И, конечно же, на память о заповедном Кенозерье вы сможете приобрести самые разные сувениры: лоскутные покрывала, тканые половички, берестяную утварь, вязаные носочки и шапочки, рукодельные украшения, фиточаи и многое другое. В деревне работает несколько магазинов. С недавних пор в деревне есть частная изба для приезжих.
Ранне была информация, что в Усть-Почу ходит через день автобус от Конево (на Н.Устье), отправление во второй половине дня (15.30). В Усть-Поче он будет около семи вечера. Утром он возвращается в Конево. Можно добраться в Усть-Почу и по воде из Вершинино через озера Долгое и Свиное. Я же повстречал другое расписание,
и с уверенностью можно сказать, что лучше все визиты согласовывать с администрацией парка, они смогу подсказать актуальное положение вещей.
Выше по течению реки расположилась деревенька с одноименным названием Поча
Если совсем честно, то внешне архитектура, встреченная мной, не произвела впечатлений, и из достопримечательностей встретились только магазины и старый трелевочник на главной площади.
Однако надо заметить, что природные красоты здесь не подкачали.
Так же надо заметить, что поселок известен своими мастерами. Береза всегда была любимым деревом человека, она грела, лечила, поила. Березовые дрова самые жаркие, почки, листья и березовый сок лечат человека от многих болезней. Береза забирает у человека плохую энергию. В народе она считалась во все времена «благородным деревом». В поселке Поча живет Андрей Александрович Амосов. В народе его называют «починский кудесник». Удивительно ладные, добротные корзины мастерит Амосов.
По соседству живет еще один починский мастер - Вениамин Степанович Харин, известный своими расписными корзинами. С подобными нарядными корзинками ходили деревенские женщины на ярмарки в праздничные дни, да и в лес приятно взять такую корзинку. Расписывали их на Кенозере масляными красками, покрывали геометрическими и цветочными мотивами. Среди сюжетов росписей не только цветы, но и грозди рябины, и грибы-боровики, и птицы.
В деревнях для связи обычно используется военные радиостанции, но часть из них недавно дополнили гражданские спутниковые системы.
Все фото из этой серии поездки здесь
Нашел еще пару отчетов из этих мест
http://e-aleks.livejournal.com/164116.ht
http://vgromov.livejournal.com/59788.htm
Использованные источники
http://kenozerjelive.ru/ust-pocha.htm
http://www.kenozero-park.ru/cntnt/putevo
http://kenozero.ru/turizm/tsentr-narodny
Источник: voutsen-cv.livejournal.com