Вначале, я хочу попросить не читать этот текст тех, кто с большим трепетом относится к независимости Минска и РБ, а также понимает, что это лучшее место на земле. Мои путевые заметки вовсе не несут собой цели кого-то обидеть или оскорбить, это просто наблюдения за окружающим миром. И к таковым наблюдениям надо относится соответствующим образом — вы можете найти в Минске совсем другие черты и это будет нормально, у каждого из нас свой исторический багаж.
Завел на своей машинке Зодиак, так как под эту музыку и надо писать этот текст.
Белорусский вокзал, на электричке до Домодедово я уезжал бесчисленное число раз в аэропорт, но редкий случай, когда предпочел поезд до Минска, а не самолет. Ехать всего 9 часов, хорошая возможность поспать под стук колес и ложечки в стакане с чаем. Откровенно скажу, что от поездов отвык, как и от необходимости получать постель, заправлять ее и сдавать перед прибытием. Никакого паспортного контроля нет, документы не проверяют даже при посадке в поезд. Союзное государство. Единственное отличие, которое ощущается всем телом при пересечении границы, так это потряхивание вагона, оно нарастает. Молодая проводница на мое замечание философски говорит — это уже Беларусь.
Утренний Минск поражает широкими улицами на которых практически нет рекламных конструкций и вывесок. Магазины пестрят вывесками, некоторые из них словно из прошлого, но на белорусском языке — типографика подкачала, она старинная. На улицах не слишком людно, после Москвы этому удивляешься, таким и должен быть большой город — без постоянно куда-то снующих толп людей, где на каждом пятачке не протолкнуться от прохожих.
Широкие улицы и проспекты построены после войны, город был почти целиком разрушен. Восстанавливали его с умом, даже сегодня слово пробки для местных жителей, это скорее желание соответствовать другим мегаполисам, нежели реальность. Пробок в Минске не видели. Настоящих.
Расстояния большие, много общественного транспорта, очень дешевое такси. У моей гостиницы специальное такси, счетчиков нет — стоимость поездки оценивается на глазок. Но даже заламывая тройную цену (60.000 местных рублей, около 200 рублей российских), таксисты не чувствуют, что ты будешь торговаться. Некоторые берут положенные 20.000 за поездку минут в десять. Одним словом выбор есть, как и возможность платить меньше. Минск лидер по дешевизне всего и вся. Например, минчане предпочитают завтракать дома, найти в центре города в 9 утра открытые кафе практически невозможно. Макдональдс это исключение, как и кафе при гостиницах. Наткнувшись на французское кафе чувствую себя первооткрывателем. Цены по минским меркам очень высокие — завтрак из яичницы с картошкой и капустой, а также гренок, блинов со сгущенкой и парой чашек каппучино обходится рублей в 300 (наших рублей). Для понимания, надо пересчитать это в цены Кофемании и получится примерно 1300-1400 рублей. Понятно, что класс заведений разный, но это для Минска на уровне Кофемании. Ну или Пушкина, кому как нравится. Любопытно, что в заведении говорят о единственном винном погребе среди ресторанов Минска. Сильная заявка на лидерство.
От министерства мне выдали черную волгу — 500-ый мерседес, сопровождающий и водитель, как на подбор. Разговор о средних зарплатах — говорят о том, что это около 400 долларов. Сетуют, что работы много, но вся она низкооплачиваемая. В большинстве своем. Многие работают вахтовым методом в России, особенно строители монолитщики. Выезжают на месяц, а потом месяц или даже два отдыхают дома, зарплаты позволяют. Уровень жизни хорошо ощутим по магазинам, кафешкам и тому подобному. В аптеке очень много дженериков, оригинальных препаратов мало — они стоят дорого. Попытка купить аскорбинку по 1000 мг оборачивается тем, что мне продают местную аскорбинку за сущие копейки. Но вот правда надо выпить сразу горсть таблеток, чтобы получить ту же дозу. Маленькие, белые глянцевые шарики. Все как в детстве, даже кислинка та же самая.
Гостиниц на весь город меньше десятка, хороших и того меньше. Моя считается хорошей, 4 звезды и она правда неплоха. Большой, просторный номер, приятная мебель. Не могу сказать, что это очень и очень хорошо, но на уровне — подкупает, что все свежее. Признаюсь честно, что от машины я не очень тактично отказался, так как посчитал, что для Минска это чересчур вызывающе. В какой-то момент улизнул от водителя и с тех пор пользовался такси, так было спокойнее. Один из таксистов поведал о гостинице Европа, единственная с 5 звездами. Стоимость номера в 200 Евро для моего водителя кажется заоблачной и он рассуждает, что в ней почти никто не останавливается. Зачем, если можно в других сэкономить? Пожимает плечами и продолжает рассказывать о том, какие изменения нужны в стране, чтобы наступил капитализм. Начал, впрочем, он строить его с себя — на выходе пожалуйте 50.000 местных рублей. Мне не жалко, расплачиваюсь и высаживаюсь в центре около ратуши.
Этот уголок города, который условно можно назвать старым. Его тщательно превращают в подобие Европы и мне часто приходится слышать от местных жителей такую фразу — Минск это очень европейский город. При мне строят здание, которое должно стать основной европейского облика, пока это белесая коробка, но позже с помощью финтифлюшек, ей придадут необходимый блеск. Вокруг ратуши парочка изогнутых улице, проходные дворики, этот пятачок с большой натяжкой можно представить где-то в Тарусе. Минск европейский город по другой причине — он очень чистый. Город вылизан и в нем почти нет пыли, а грязь и вовсе не замечаешь. Знаете, это и правда забытое ощущение чистоты, которое я помню по советскому союзу. В больших городах СССР убирались на удивление хорошо. За годы перестройки и последовавшей вакханалии об этом забыли, но в Минске все чисто и пристойно. Добавляем отсутствие рекламы на улицах города и получаем слепок СССР, который сохранился в течение двух десятилетий.
Минское ноу-хау, это покраска жилых домов — чтобы было чистенько и глаз радовался. Старые дома раскрашивают в различные цвета, но с трех сторон. Внутренняя сторона дома, которая выходит во дворы, не раскрашивается никак. Вначале я относил такой подход к желанию пустить пыль в глаза, примерно как создание асфальтовой дороги перед кортежем ВВП, когда он рассекал по просторам необъятной родины на канареечной Лада-Калина. Но в Минске дома приводят в порядок — постепенно. Вначале создают внешний облик, а затем поэтапно приводят в порядок рамы и окна, утепляют стены — борются с теплопотерями.
В Минске меня не покидало чувство, если не умиротворения, то отсутствия какой-либо гонки и спешки. Город не ощущается, как мегаполис. Расслабляет очень сильно, до такой степени, что в первый день, я позволил себе просто завалиться спать в номере в обеденное время. И нисколько об этом не жалею.
Изучение города невозможно, если вы не заходите в его магазины и кафе. С питейными заведениями у меня не сложилось каких-либо особых отношений. Мои читатели предложили встретиться в пивном ресторане Старое Русло, место оказалось удачным, а нас было около двух десятков. Хорошая кухня, пиво, приятная компания. Хорошо посидели. За несколько дней успел побывать еще в шести заведениях — около Европы какое-то пафосное место, словно срисованное с Москвы середины 90-х. Пародия на Турандот или Пушкин, но выполненная недорого. Сидя в глубоком кресле, я ждал, что вот сейчас в зал ввалится разбитная компания с огромными цепями на шее, телефонами, которые занимают полруки и малиновыми пиджаками. Но заходили все больше иностранцы, да местные бизнесмены. Было откровенно скучно смотреть за ними, а также их спутницами, которые ощущали и вели себя как богема. Еда оказалась на троечку, хотя названия соответствовали классу заведения, а тарелки приносили исключительно накрытые металлической полусферой. Забавно, что на выходе состоялась попытка вернуть меня в мою волгу, но пришлось сослаться на неистребимое желание пройтись ногами и за домом музыки уйти в подворотни, куда машина уже проползти не могла.
Кафе Ферзь очень небольшое, время обеда и тут все заполнено. Залов несколько, но они разделены двориком. В маленьком стоит порядка пяти столиков, барная стойка занимает половину помещения. Объявление на стойке рекомендует ознакомиться с новой сладостью — макарон. Французские печенюшки приволакивают для выбора в пластиковой коробке, очень удивляются, когда мы заказываем все пять! У них разный вкус, к вкуснятине из Бублика, они отношение имеют примерно такое же, как советский торт наполеон к оригинальной сладости. Но все равно вкусно. Пусть и иначе, но вкусно. А вот кофе так себе. Это проблема Минска, хорошего кофе нет почти нигде. Как правило, проблема не в том, как его готовят, а в зернах изначальной обжарки.
Чтобы завершить тему общепита расскажу о туристическом ресторанчике «У ратуши». Это место можно назвать центральным, все несколько десятков приезжих иностранцев можно гарантированно найти здесь. Дорого, как и нужно для туристического места, но с местным колоритом. Большое число видов разливного пива. Попытка выпить Килкейни оборачивается тем, что пиво кажется по вкусу несколько странным. Это оно, но что-то в нем не так. Минут через пять осознаю, что его просто щедро разбавили водой. Немецкий вайсбир также пострадал от щедрости местного бармена. Коллега говорит, что в прошлый приезд дранниками тут обозвали жареные пельмени и уверяли, что все так и есть. В этот раз дранники нормальные. Но место не нравится, хотя воспринимаешь все со спокойной, уже минской ленцой. Знаете, за двадцать лет мне не наливали разбавленное пиво. Совсем никогда. И сидя за столом, мы лениво перекидываемся фразами и воспоминаниями. Это возвращение в тот самый Советский Союз, где пиво было разбавленным, а еще туда могли добавить димедрол. Чтобы компенсировать присутствие воды. Хорошо, что не стиральный порошок, для пенного эффекта.
У меня на ресторан «У ратуши» нет никакого зуба, так как он позволил погрузиться в правильную атмосферу, настроиться на ту самую волну. Впрочем, чтобы получить одинаковый опыт, можно пойти в ГУМ. В этом магазине все осталось, как тогда. Люстры висят на реечках, а напротив продают ковры вместе с газовыми плитами. Эволюционировавшая система советской торговли, в которой угадывается разросшееся до невообразимых размеров сельпо, но не современный супермаркет или магазин.
Помните, как в Союзе, вы покупая носки, получали их завернутыми в оберточную бумагу серого цвета? В Минском ГУМе эту традицию сохранили. Как мне кажется, только ради этого стоит сюда зайти и купить совершенно не нужные вам носки. Ностальгия. Другой приметой, которая в силу моего возраста была не так важна в союзе, это красота продавщиц. Не могу сказать, что каждая выиграет конкурс красоты, но они очень симпатичные, миловидные и приятные. Как на подбор. Не помню, кто из наших генсеков говорил о том, что лицо советской торговли, это лицо всего союза. В Минске эти заветы свято чтут. Да и если отбросить идеологическую шелуху, то в СССР быть продавщицей в магазине было престижно, так как люди моментально получали доступ к дефициту.
Хотите увидеть другой кусочек СССР? Отправляйтесь в центральный парк. Тут можно прогуляться на лодке по реке или взять катамаран, прокатиться на колесе обозрения, поесть сахарную вату или мороженное. В парке не так много развлечений, но он выглядит как типичный парк того времени. Атмосфера полностью передана.
Как мне кажется, я могу писать про Минск и дальше, думаю, что свои мысли продолжу излагать во второй части путевых заметок. Иначе они грозят стать огромными. Комментарии и ваши мысли приветствуются.
Источник: http://mrmurtazin.com