В середине мая я поучаствовал в одном из речных круизов по Дону. Непродолжительные круизы на выходные все-таки трудно назвать настоящим путешествием, да к тому же эта конкретная поездка носила полурабочий характер, однако проникнуться атмосферой донских круизов удалось в полной мере. Связанно это в первую очередь с тем, что Дон для меня относительно экзотическая река: за всю жизнь это было всего лишь мое четвертое путешествия по нему. И если последнее было относительно недавно - в 2010 году, то остальные два - в 1990 и 1988 годах, и из всех воспоминаний о них остались только несколько черно-белых фотографий.
Дон - очень оживленная судоходная артерия, однако круизное движение на нем нельзя назвать массовым. Главная точка отправления всех донских круизов - Ростов-на-Дону, а основное направление маршрутов - вверх по течению. Ниже по течению расположено Азовское море, куда речные круизные теплоходы не выходят.
Основные стоянки на Дону, которые можно достигнуть за выходные, это станицы Старочеркасская, Константиновская и Романовская. Причем, чаще всего одновременно в графике одного круиза выходного дня их может быть не больше двух. В наш маршрут были включены Романовская и Старочеркасская. Мне этот вариант понравился тем, что по пути до Романовской теплоход большое время находится в движении и проходит, по сути, самую красивую часть реки, практически незарегулированную большими гидроузлами. Как раз в нескольких километрах выше Романовской вся эта красота и заканчивается - здесь находится самый крупный донской гидроузел - Цимлянский, образовавший одноименное водохранилище, путешествие по которому уже напоминает круиз по волжскому каскаду водохранилищ - берег довольно далеко. А вот участок от Ростова до Романовской - это настоящее речное путешествие, очень похожее на круиз по живописным Оке или Белой, когда берега находятся в нескольких десятках метров от борта теплохода, и впечатлений от движения ничуть не меньше, чем от стоянок.
Ростов-на-Дону - довольно крупный порт, находящийся на стыке речных и морских судоходных путей. В связи с этим, в черте города находятся сразу несколько портовых районов, и движение судов по Дону в районе Ростова очень активное в течение всего года. Останавливает его только лед, да и то только в особенно холодные зимы - в 2012 году, кстати, случилась именно такая.
Пассажирские суда (как прогулочные, так и круизные) швартуются в Ростове на речном вокзале, который расположен практически в центре города - исторический район, по сути, выходит прямо к набережной. Набережная Ростова заслуживает отдельного слова: по моему мнению, именно так и должны располагаться и выглядеть речные ворота городов, расположенных на крупных водных артериях. Просто образцовый вариант - ведь, кроме причалов для круизных судов тут сосредоточена и масса мест для отдыха горожан: кафе, рестораны, причалы прогулочных теплоходов, на которых можно совершить небольшое путешествие по реке.
Уже несколько лет регулярные круизные рейсы с посадкой и высадкой туристов в Ростове-на-Дону совершает только один теплоход - "Анатолий Папанов". Несколько обидно за город с такой набережной и рекой - расти явно есть куда, а пока мы отправляемся в путешествие именно на "Анатолие Папанове".
Круиз - это всегда праздник, круиз на выходные - праздник вдвойне. А какой же праздник без шаров?
Ну и без бокала холодного пива в жаркий, практически летний, вечер!.
Возвращаясь к теме ростовской набережной. Речное путешествие - это как раз лучший вариант для того, чтобы наглядно убедиться в ее симпатичности. Примерно в течение часа после отправления по левому борту проплывают прибрежные районы Ростова, и только потом Дон уходит в сторону от города.
Я уже писал, что в настоящее время пассажирское судоходство на Дону нельзя назвать массовым. однако этого нельзя сказать о грузовом - десятки кораблей самых различных масштабов движутся, стоят на рейдах, разгружаются-загружаются...
На второй день путешествия стоянка в Романовской запланирована во второй половине дня, а это значит что в течение нескольких часов теплоход без остановки идет по Дону. Класс!
Пейзажи по берегам совершенно различные и, конечно же интересные, в виду своей близости.
Очевидно, что основная статья экспорта придонских территорий - это зерно. Об этом можно догадываться по большому количеству элеваторов и грузовых причалов, оборудованных транспортерами для подачи товара прямо в трюмы грузовых кораблей. Иногда, правда, вкрадывается сомнение в работоспособности того или иного сооружения - уж слишком потрепанными они выглядят. Поэтому, мысль о существовании массовых зерновых перевозок в наше время оставим все-таки лишь, как предположение.
Местами суровая техногенность в пейзажах сменяется на умиротворенный натурализм.
Который, в свою очередь, тоже видоизменяется от плотного кустарника, спускающегося прямо в воде, до просторных степных равнин, уходящих на километры от реки.
По реке постоянно и активно передвигается грузовой флот всех мастей и цветов.
Станица Романовская - крайняя и самая дальняя от Ростова точка путешествия. Станица имеет богатую историю, длиной в несколько сотен лет, связанную, в основном, с казачеством. Знакомству с культурой местных казаков посвящена и основная часть экскурсионной программы во время стоянки теплохода.
От Романовской рукой подать до Волгодонска, Цимлянска и Цимлянского гидроузла - белые парные башни шлюзов видны от причала (если, конечно, присмотреться).
Несмотря на середину мая, солнце на всех кадрах не обманчиво. В это время на Дону уже наступает стабильное лето, в нашем круизе днем было около +30 градусов. Прогревается и вода. Донские берега по большей части чистые и песчаные, и, таким образом, вся территория вдоль реки представляет собой бесконечный естественный пляж. Этим не упускают возможности воспользоваться самостоятельные туристы - плотность машин, палаток, костров, удочек, особенно ближе к Ростову, очень велика.
Второй вечер на борту дарит новый яркий закат. Но в отличие от первого дня окружающие пейзажи не содержат даже намека на цивилизацию. Абсолютная природа.
Воскресенье - завершающий день путешествия, и его первая половина дня посвящена стоянке в станице Старочеркасская. Старочеркасскую вполне можно назвать пригородом Ростова - до черты города около 20 километров, однако местность тут вполне сельская, и на радость туристам очень хорошо приспособлена как для самостоятельного, так и для организованного отдыха.
В Старочеркасской есть все, чему полагается быть на качественном туристическом объекте, а длительная стоянка теплохода (в нашем рейсе она была, по-моему, аж шесть часов) позволяет без суеты изучить весь "комплекс услуг". Достопримечательности, позволяющие продолжить знакомство с бытом и фольклором казаков, весьма компактно расположены по специальному туристическому маршруту. А до или после прогулки по нему (у меня, признаться, получилось вместо:)) можно познакомиться и с отличной донской кухней. Если шашлыком или раками удивить гостей может быть не просто, то вот после дегустации свежей донской селедочки, обжаренной на углях, остаться равнодушным к местной кухне весьма трудно. Для уставших гулять по станице и для тех, кто гулять и не планировал, в нескольких сотнях метров от причала есть песчаный пляж.
К сожалению, программа моего путешествия не включала в себя эффектное возвращение на теплоходе к красивой ростовской набережной. Жаль, но надо было возвращаться домой, и финальный взгляд на Старочеркасскую с все еще стоящим у причала "Папановым" я бросил из иллюминатора самолета, который набирал высоту из ростовского аэропорта и брал курс на Москву.
В завершении небольшого фотопутешествия, еще раз не могу не отметить, что, несмотря на относительную отдаленность Дона и расположенного на нем Ростова от основных круизных регионов нашей страны, объем впечатлений от донского путешествия даст фору многим другим вариантам речных маршрутов. Теплый южный климат, живописные речные пейзажи, необычная казацкая культура и прекрасная местная кухня однозначно стоят того, чтобы включить этот регион в список мест, предназначенных для обязательного посещения всеми любителями путешествий.
Любите круизы и приезжайте на Дон!