Пастила, калачи и самовары: гастрономический гид по Коломне
Еще одна идея для путешествия на уикенд
Древний город в двух часах езды от Москвы — идеальное направление для короткого путешествия на выходные. В здешнем Кремле непременно найдите усадьбу писателя Ивана Лажечникова и башню, в которой умерла Марина Мнишек, а в городском посаде — сразу несколько необычных музеев еды.
Пастила
В «Музее коломенской пастилы»
Коломна всегда гордилась своими яблоневыми садами, богатый урожай с которых шел на пастилу — старинное русское лакомство, приготовленное из свежих яблок кисловатого вкуса с добавлением садовых и лесных ягод, меда, орехов. Пастилу в России варили еще при Иване Грозном. Это были своеобразные средневековые консервы — верный способ сохранения урожая. Яблоки томили в печи, разминали, пастилали (т.е. расстилали) на досках, сушили на солнце. Тонкие полосы сворачивали в свитки и употребляли как лакомство вплоть до следующего урожая. В Коломне, славившейся царскими и архиерейскими садами, придумали особенную пастилу. Говорили тогда: пастила коломенская белопенная, рыхлая, сладкая, как плечо купеческой дочери.
«Музей коломенской пастилы» во флигеле старинной купеческой усадьбы Сурановых — театральная сцена, на которой под трели канарейки и бой старинных часов мастерицы-пастильницы в необъятных кринолинах поят чаем гостей, развлекают их байками и преданиями и угощают разными видами пастилы. Делают они это так искренне, что выйдя на улицу после представления, немудрено и веком ошибиться.
Калачи
Готовые калачи
ФОТО
У Пятницкой башни коломенского Кремля в старинном купеческом лабазе пекут калачи. Местные жители и туристы раскупают их сотнями, до того хороши калачи, папушники, бублики и крендели в «Калачной». Главный человек тут — калачник Дмитрий Федоткин. У огромной двухподовой печи всем любопытным он раскрывает калачные тайны. Рассказывает и как муку смешать, и как тесто с хмелевой закваской приготовить, и как раскатать калач с тонкой ручкой и пухлым «животком», и как масло на зажаристую «губу» намазать, да в рот отправить. Если знать, что калачный промысел в России был совершенно утрачен, то коломенский рецепт кажется очень убедительной попыткой его восстановить. Вечная очередь у булочной музея — тому доказательство.
Самовары
Интерьер Музея самоваров
Целый дом семья коллекционеров Буровых отдала под свою коллекцию из пяти с лишним сотен самоваров из России, Европы, Китая и Персии. Здесь самовары всех мастей, фасонов и размеров: бочкой, рюмкой, шаром, из меди, олова, самовары-генералы с медалями престижных выставок и скромняги с дарственными надписями на боку. Есть здесь самовар-кухня, самовар-эгоист, на одного человека, и солдатский самовар на целую роту. Гиганты и малютки, все они были во всех смыслах дороги своим владельцам: в середине XIX века самовар был вещью статусной, и стоил порой дороже коровы. В музее восстанавливают старые самовары и дают «домашним желтобрюхим божествам» шанс на новую жизнь.
Купеческие обеды
Сервировка купеческого обеда
Наливки и настойки, соленья и моченья, пироги, кулебяки, расстегаи, паштеты и буженины, соленые грибы и квашеная капуста, жареная птица и фаршированная щука, компоты, конфеты и помадки — то, что кажется нам раблезианским пиром, для купеческого дома в Коломне было обычным обедом. Погрузиться в атмосферу трапезы в зажиточном купеческом доме можно в усадьбе Агафонова. Дом найти несложно, он стоит напротив Пятницких ворот, неподалеку от «Калачной». На первом этаже здесь кафе с приятными ценами и отличной русской кухней, а на втором — музейная столовая, где устраивают костюмированные званые обеды. Для них готовят забытые блюда русской кухни, приготовленные из продуктов от местных фермеров по рецептам старинных поваренных книг. Развлечения ради предлагают играть в бирюльки и лото, фанты и жмурки, слушать старинное пианино и позировать фотографу в костюмах дореволюционной эпохи. Потрясающий опыт, о котором обязательно надо рассказать своим знакомым.
Ужин в коммуналке
Кухня, где проходит ужин
Доставшиеся в наследство основательнице музея «Арт-коммуналка» Наталье Никитиной вещи двух ее тетушек стали декорацией для пространства, с выдающейся степенью достоверности рассказывающего о советском быте 1960-х. Музей занимает квартиру на втором этаже дома, где в то время находился продуктовый магазин «Огонёк» — в нем автор знаменитой поэмы в прозе «Москва-Петушки» Венедикт Ерофеев работал грузчиком в винном отделе.
Лучшее место музея — кухня. Здесь посетителей угощают традиционными советскими деликатесами: сосисками с горошком, индийским чаем «со слоном», конфетами и баранками. Если повезет, чай будете пить с одним из резидентов музея: в течение года здесь живут и работают над произведениями нового искусства и литературы художники и писатели.