Хотя в сокровищницу ЮНЕСКО Ярославль вошел как «выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развёрнутой в масштабах всей России в 1763 году», ехать туда нужно не за этим. Уникальное лицо Ярославля – это храмовая архитектура 17 века.
Купола церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.
17 век стал «Золотым веком» Ярославля. Тогда это был крупнейший торговый и ремесленный центр, второй город после Москвы. Экономическое процветание содействовало культурному росту. По мере роста благосостояния горожан каждый приход, включая самые отдалённые от центра слободы, считал своим долгом заменить деревянную церковь на каменную, которые соперничали друг с другом в богатстве силуэта и внутренней отделки.
Храмы возводились, как правило, по берегам Волги и Которосли и были рассчитаны на восприятие с реки.Вид с Волги на церковь Иоанна Златоуста в Коровниках.
По всей Верхней Волге от Костромы до Углича возобладал во многом уже архаичный тип крупного храма соборного типа, с ярко выраженным световым пятиглавием, поставленного на высокий подклет, живописно окружённого галереями и приделами (зачастую шатровыми) и высокими притворами с щипцовыми завершениями. Динамизм зданиям придавало асимметричное размещение шатра колокольни с северо-западного угла.
Церковь Спаса на Городу
Теплая церковь, почти всегда одноглавая, строилась отдельно от главного храма прихода. Вкупе с окружающими хозяйственными пристройками многие приходы производили впечатление небольшого монастыря.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках.
Изнутри храмы расписывались мастерами местной ярославской школы, а снаружи богато украшались поливными полихромными изразцами, сгрупированными в пояса и наличники.
Полихромные изразцы в крыльце церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.
Ближе к концу века получили широкое распространение золоченые иконостасы с виртуозной измельчённой резьбой и многоцветные резные надпрестольные сени.
Молельное место из церкви Ильи-Пророка.
Сложился своеобразный «ярославский» стиль (полихромные изразцы, фигурные кирпичи). Храмы отличались размерами, богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями.
Росписи церкви Ильи-Пророка.
Ярославские храмы 17 века стали «лебединой песней» древнерусского зодчества, традиции которого были прерваны петровскими нововведениями. В 19 веке они послужили одним из основных источников псевдорусского стиля 2-й половины XIX века.
Часовня Александра Невского. Конец 19 в.
Источник: alienordis.livejournal.com