Но Аркаим интересен не только кришнаитами и горами. Аркаим — это, прежде всего, историко-археологический комплекс с музеями и экскурсионными объектами. «Сердцем» Аркаима, безусловно, является то самое древнее городище, с раскопок которого все и началось.
Путь туда предстоял не близкий — 2,5 километра по степи.
Кстати, археологи предпочитают называть это городище «укрепленным поселением эпохи бронзы». Поселение было небольшое, имело круговую планировку и диаметр около 50 метров. Именно схема этого поселения и является сегодня визитной карточкой Аркаима.
Всего было раскопано около половины поселения, после чего, сделав определенные выводы, его засыпали обратно. Как объяснил экскурсовод, таким способом археологи законсервировали объект для того, чтобы будущее поколение смогло изучить его более подробно.
Для поколения нынешнего оставили лишь раскопки двух жилищ и реконструировали часть городской стены. На этих фотографиях можно увидеть, как археологи при раскопках делают выводы о наличии древних стоянок и поселений человека, а также их структуре.
В месте, где никогда не селился человек, слой почвы довольно тонкий, а под ним нетронутая порода. А в местах поселений всегда существует так называемый «культурный слой» — более толстый слой почвы, образующийся за счет жизнедеятельности человека.
Поэтому, сняв определенный слой земли можно увидеть очертания котлованов жилищ, ямок от столбов, прогары от очагов и печей. Именно так археологи понимают схему древних поселений. Большие круги на фото — это места костровищ или печей, маленькие — столбов.
Ученые предполагают, что строили эти города не кочевники, населявшие эти места в то время, а пришлые люди индоевропейской расы. Население такого поселения составляло около 2000 человек, но существовало оно не долго, около 100 лет.
После чего город сжигали и переходили на другое место. С чем это связано науке доподлинно не известно.
Всего в окрестностях Южного Урала было найдено около 20 подобных укрепленных поселений, расстояние между которыми составляет 40-60 километров.
Под конец экскурсии хлынул ливень, чем обрадовал некоторых романтически настроенных граждан, которые пустились в пляс. Я же был настроен более скептически, поскольку шагать 2,5 километра по полю под дождем мне не улыбалось. Но пришлось.
По образу и подобию одного из жилищ городища построен и музей древних производств. Правда, снаружи он обшит профнастилом и больше похож на склад с мансардой.
К сожалению, в этот день экскурсий в музей не проводилось, возможен был только самостоятельный осмотр, поэтому рассказать смогу немного.
Внутри музей выглядит этнографично: глина, сырцовый кирпич, дерево, грунт. Подумалось, что снаружи он обшит профнастилом для сохранности, однако подтвердить догадку было не у кого. Кстати, вытянутая печь в центре — это очаг для приготовления пищи.
Основой экспозиции музея древних производств являются разнообразные печи, применявшиеся людьми в эпоху бронзы, однако расположены они согласно планировке аркаимского жилища. Помимо печей воссозданы и основные элементы интерьера.
Отопительная печь — прообраз современного камина.
Печь для обжига изделий из глины. Рядом с печью — гончарные станки.
Колодец, совмещенный с металлургической печью. Рядом лежат образцы металлических изделий.
Рядом с музеем древних производств находится еще одна, действующая, печь для обжига керамики. За печью находится водопровод, поэтому этот объект всех интересует исключительно с бытовой точки зрения, помыться там, постирать.
Там же расположено и помещение для проведения мастер-классов по традиционным ремеслам: лепке из глины, плетению, изготовлению игрушек.
Следующим экскурсионным объектом, куда я направился, было реконструированное жилище медно-каменного века.
Всего на территории заповедника их три, и у всех разная форма. Это связано с тем, что форма купола ученым доподлинно не известна, так как до нашего времени доходят только земляные углубления, и о ней можно только догадываться.
Здесь решили провести эксперимент и построили три жилища с разными куполами. Который дольше простоит — тот и был, с высокой степенью вероятности, используемым в тот период.
Жилище в медно-каменном веке представляло собой полуземлянку с грунтовыми стенами и шатровым перекрытием из бревен и дерна, обмазанном глиной. В центре жилища располагался очаг, у задней стены ремесленно-хозяйственная площадка.
А по бокам располагались спальные места. Верхние места были более теплыми и предназначались, в основном, для детей.
Ну а лежанки снизу занимали взрослые члены семейства. Судя по оставленным вещам, эту лежанку уже облюбовал смотритель музея.
Я вошел в роль и решил немного попозировать.
Следующим объектом, попавшимся на пути, стал исторический парк. Он представляет собой реконструкцию погребальных и культовых сооружений нескольких исторических эпох.
Честно говоря, смотреть там нечего. Выложенные кругами камни, в древности обозначавшие места погребения человека. Интересно лишь то, что диаметр круга зависел от статуса похороненного. Если круг у могилы был небольшой — значит и человечек был так себе.
А вот здесь сразу видно — хороший человек лежит. Хочешь, не хочешь, а поневоле задумаешься, как жизнь прожить. Вот взглянут потомки через тысячи лет на твою могилу — и сразу видно, хороший ты был человек, или тварь дрожащая.
Или вот, например, аллея менгиров. Если бы мне не сказали, что это менгиры, я бы и не догадался. Камни как камни. Возможно, я из таких менгиров уже не одну альпийскую горку построил.
Интерес представляют лишь скульптуры на небольших курганах кочевников, отличающиеся по половому признаку. Вот это мужчина.
А вот это женщина.
Да памятник усатому воину-кочевнику.
Гораздо интереснее курган «Темир». Он виднеется фоном на многих фотографиях с исторического парка.
Этот курган — усыпальница сарматов — воинов-кочевников, живших здесь в V-IV веках до нашей эры. Его нашли и раскопали в Чесменском районе, а затем перевезли в Аркаим и реконструировали.
Рядом с курганом очередные инсталляции на похоронную тему.
У сарматов было принято поклоняться при входе в усыпальницу, чтобы отдать дань уважения мертвым. Но, не надеясь на сознательность соплеменников, хитрые сарматы сделали вход в курган низким — хочешь, не хочешь, а поклонишься.
Путь в саму гробницу идет через коридор с несколькими ступенями и низкими проемами. Чем больше раз поклонишься — тем больше уважения. Стены коридора были украшены картинами, сообщавшими о подвигах покойного.
В гробнице были похоронены мужчина и женщина. Усыпальницы часто были семейными и умерших позже членов семьи просто подкладывали к уже лежащим. Эта семья явно знатного рода. Не каждого с такими почестями хоронили.
По легенде, сарматы произошли от брака юношей-скифов и женщин-«амазонок». Они были очень воинственным племенем, причем женщины воевали наравне с мужчинами. Поэтому и хоронили их с оружием. Рядом с мужчиной лежит копье, а в ногах у женщины лук и стрелы.
Вот на этой позитивной ноте мы и заканчиваем экскурсию в исторический парк и двигаемся дальше.
Следующим в списке для обязательного посещения значился этнографический музей «Казачья усадьба».
Музей представляет собой отреставрированный столетний казачий дом с подворьем.
И не отреставрированную ветряную мельницу. Если подойти поближе видно, что мельница действительно старая и у нее вот-вот отвалится одна из лопастей.
Рядом с мельницей лежат останки вертикального вала и огромных жерновов.
Внутри двор усадьбы оказался пуст. Предметов почти нет, все постройки закрыты.
А вот дом аутентичен и красив.
Несмотря на свой почтенный возраст он уютен. Сочетание беленых стен и голубых оконных рам смотрится живенько и мило.
Всюду стоят старинные предметы быта и орудия труда.
Смотрительница музея занимается изготовлением красивых тряпичных кукол, набитых разной пахучей травой. И продает их за 200 рублей.
Она долго не хотела фотографироваться, но после того, как я купил у нее одну из кукол, она подобрела и даже немного попозировала.
Недалеко от казачьей усадьбы находится музей природы и человека. По пути к нему встретилась непонятно что означающая инсталляция, похожая на кадр из добренького фильма ужасов.
Музей природы и человека располагается в новеньком современном здании.
К сожалению, экскурсии там уже не проводились, и был разрешен только самостоятельный осмотр. Но ходить в подобные музеи без сопровождения экскурсовода скучно и бессмысленно.
Я пробежал его буквально за 15 минут и посмотрел все экспонаты.
Взгляд задержался только на костях древнего человека, жившего когда-то в укрепленном поселении Аркаим.
Да на деревянном макете этого самого поселения.
Последним рекомендованном к посещению объектом было так называемое «стойбище степного кочевника», расположенное рядом с музеем и состоящее из нескольких юрт.
Правда, на экскурсионный объект оно было мало похоже, так как юрты используются и для проживания туристов. В этот раз в стойбище был аншлаг.
Люди суетились, готовили себе еду. Я не стал их тревожить и пошел восвояси.
Резюмируя, можно сказать, что Аркаим мне понравился. И я не могу выделить, какой же Аркаим мне понравился больше: «магический» или археологический. В каждом есть что-то свое. Лично у меня чакры там не открылись, да и космической энергии я не почувствовал.
Но было интересно. Ведь совершенно очевидно, что эти две части дополняют друг друга, придавая Аркаиму дополнительный интерес и колорит. И потому, без одной из них это было бы совсем другое место, возможно более «правильное», но уж точно менее интересное.
Аркаим. Исторический
Но Аркаим интересен не только кришнаитами и горами. Аркаим — это, прежде всего, историко-археологический комплекс с музеями и экскурсио
26 июля 2012 |
Репортаж
Также в рубрике
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
0
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
0
comment