«Мест нет!». Честный взгляд на Крым лета 2018 года
В этом году в Крым я отправлялся с некоторой настороженностью — материал коллег из одного из ведущих федеральных изданий, где туристический сервис был разгромлен в пух и прах, не мог не вызвать опасений. Но положительные впечатления двухлетней давности были сильнее, и потому, надеясь на лучшее, мы с семьей совершили двухдневный автопробег, конечной точкой которого стал крымский город Судак.
«Если б не эти ужасные пробки...»
Одной из главных «страшилок» курортного сезона 2018 года в Крыму стали пробки. Если Крымский мост был открыт на полгода раньше, чем было запланировано, то федеральная трасса «Таврида» продолжает строиться. Как следствие, преодолев с комфортом и ветерком чудо инженерной мысли, соединившее Крым с Кубанью, путешественники тут же попадают в заторы, в которых можно провести многие часы.
Стоит напомнить, правда, что власти честно предупреждали — в текущих условиях это неизбежно, и просили потерпеть.
Туристы в массе своей честно терпят. Ситуацию нельзя назвать апокалиптичной — в отдельные периоды дорога бывает относительно свободной, и потери по времени могут быть сравнительно небольшими. Но если не повезет...
Осложняют ситуацию и сами путешественники-торопыги. Попытки на узких дорогах пойти на затяжные обгоны нередко приводят к ДТП и, как следствие, к полному параличу движения.
«Единый билет» и «исчезающий автобус»
Но опять-таки, стоит помнить, что мы имеем дело с временной ситуацией. Следующий курортный сезон Крым должен встретить уже с запущенной первой очередью трассы «Таврида». В конце 2019 года на полуостров придут первые пассажирские поезда. Тогда уже можно будет более объективно судить о положении вещей.
«Пустующие пляжи» существуют только в виртуальной реальности
Удивительно, но существующие проблемы туристов не отпугивают. Статистика крымских чиновников свидетельствует, что ввод Крымского моста дал существенный прирост турпотока. К примеру, Ялта в 2018 году приняла примерно на 20 процентов туристов больше, чем годом ранее.
Цифры цифрами, но ничто не заменит личных впечатлений. А они таковы — мне, к примеру, не удалось пробиться к знаменитому Ласточкину гнезду. Я имел неосторожность поехать туда на своей машине и не смог припарковаться на расстоянии, с которого поход до достопримечательности с двумя маленькими детьми не превратился бы в мучение.
В Судаке вечером стало значительно сложнее прогуливаться по набережной из-за обилия туристов — двумя годами ранее отдыхающих было куда меньше.
В украинских СМИ летом 2018 года снова запускали материалы о «пустующих пляжах Крыма». Сами жители полуострова над этим уже даже не смеются — купающихся в море столько, что, кажется, и дельфинам тесно.
Дорого, но «мест нет»
Среди отдыхающих достаточно много украинцев. По сравнению с 2016 годом они стали чувствовать себя ощутимо свободнее. Если тогда просматривалась некая зажатость, легкая опаска, то сейчас этого совсем незаметно. Отношения с россиянами прекрасные, политика на курорте никого не волнует. Главный лозунг Судака в августе 2018 года — «Мест нет». Найти гостиницу на так называемой «первой линии», даже при далеко не самых низких ценах, почти невозможно. Как только освобождается номер, его тут же занимают новые постояльцы.
Если говорить о ценах, то Крым окончательно расстался с репутацией дешевого места для отдыха. Проживание, питание, развлечения и т.д. — все это стоит не меньше, чем в соседнем Краснодарском крае, а порой и дороже. Стоимость топлива на 2-3 рубля выше, чем в Москве, что сказывается буквально на всем.
«Капиталист — всегда потенциальный предатель!»
Задавая крымчанам вопрос, что их больше всего сейчас раздражает и беспокоит, услышал от одного из собеседников вот такой оригинальный ответ:
— То, что мы Россия только наполовину!
На уточняющий вопрос мужчина ответил своим вопросом:
— Вы за разговоры по мобильному сколько платите здесь? А банкоматы «Сбербанка» вам попадались?
Обиду и раздражение крымчан понять можно. На пятом году после того, как Крым де-факто стал Россией, отечественный бизнес продолжает делать вид, что это не совсем наша страна.
«Большая тройка» мобильных операторов, большинство российских банков, практически все ведущие торговые сети на полуостров полноценно не заходят, делая большие глаза и шепотом произнося: «Ну, вы же понимаете, санкции!».
Откровенно говоря, жителям полуострова это понимать надоело. У них создается впечатление, что российский бизнес ради своей выгоды и сейчас бы с радостью сдал бы Крым с потрохами.
— Надеемся на самих себя, Путина и армию! — сказал мне житель Судака по имени Игорь. — А капиталист — это всегда потенциальный предатель!
Карточки принимают, а за наличностью приходится гоняться
Кое-какие изменения к лучшему все-таки есть и в сфере финансов. Сегодня привычными карточками российских банков, включая самый главный, можно расплачиваться в Крыму и в магазинах, и в ресторанах, и даже многие продавцы сувениров ставят таблички о безналичном расчете. Так что если вдруг останетесь в Крыму без бумажных денег — с голоду не умрете.
Тем не менее, в разгар курортного сезона проблема наличности присутствует. Банкоматы очень часто оказываются пустыми — отдыхающие готовы платить большой процент, получая наличность в банкомате другого банка. Как-то на моих глазах банкомат, только что загруженный деньгами, опустел менее чем за полчаса. В общем, есть здесь над чем работать.
«Нам здесь хорошо!»
После того, как отношения с Турцией потеплели и туристический поток в эту страну начал снова набирать обороты, многие эксперты сулили Крыму провал. Аргументы приводили весомые — туристическая инфраструктура полуострова с турецкой несопоставима, цены на отдых в Крыму растут, с полюбившейся россиянам системой «все включено» все сложно — там, где она есть, цены на подобные услуги заоблачные.
Но, тем не менее, в Крым россияне стали ездить не меньше, а больше. Эйфорией 2014 года сегодня подобные процессы не объяснишь.
За то время, что я находился в Судаке, мне удалось пообщаться с жителями самых разных регионов России, начиная от Калининграда, и заканчивая Сахалином. Ответы, почему они едут в Крым, давались самые разные. Но самый распространенный, пожалуй, звучал так:
— Нам здесь нравится, нам здесь хорошо!
И пока россиянам хорошо в Крыму, все остальные проблемы не представляются неразрешимыми.