День пятый тире десятый. Орёл. Город, который меня огорчил
Про Орёл я в этом журнале писал уже много раз. Для тех, кто не знает, мельком повторюсь. Это город где я вырос. То есть первая любовь, первая сигарета, первый секс, первый стакан портвейна, первый концерт, первые огорчения и первые радости это всё оттуда. Это место, которое меня полностью сформировало и сделало таким, какой я есть. На заглавном фото вид на двор где я влюблялся, расстраивался, радовался. Дом, где я рос в левом углу.
Мой балкон не виден. Он на первом этаже и летом скрыт в зелени. Там убойный вид с него открывается. Прямо в забор. Когда-то забора в детстве не было. Но вот решетки на окнах были всегда. Таковы правила общежития. Как раз на этом фото видны все три общежития Орловского Государственного Университета. В правом углу общежитие №1, левее №2 и моё соответственно №3. Это типичный дом 121 серии. Такие много где есть по стране. Ну а за котельной мы видим спортивную площадку.
Давайте включим фантазию и представим, что вид с балкона может быть другим. Я не говорю, что именно таким. Я клоню к тому, что он просто может быть немного иным.
2
Спускаемся на землю и возвращаемся в реальность. Площадка есть, но ничего вокруг нет. Две башни слева, где я рос, сегодня населены исключительно иностранцами. Эти студенты везут сюда к нам деньги. Деньги немалые. Почему ВУЗ, который позиционирует себя главным ВУЗом Орла, не может сделать элементарное благоустройство загадка.
3
Идём дальше. Цветной дом рядом с трубой котельной это общежитие №4. В 2008 году построено. Там теперь живёт моя мама и оттуда с балкона я как раз и сделал первые фотографии. На этом же снимке нас интересует асфальт. Боже этот асфальт помнит меня совсем маленьким мальчиком. Помнит он меня и подростком с нестриженой чёлкой. Я ходил по нему, будучи школьником, гулял тут став студентом. По нему я ушёл в армию, по нему же и вернулся. С тех пор прошло 10 лет, а его так и не поменяли. Опять же вопрос, зачем нужны эти дурацкие заборы? Там, напротив опорный пункт полиции. У нас полицию никто не боится и пойдёт ломать площадку? Ну, так на кой хрен нужна такая полиция?
Вокруг общежития нет лавочек. В смысле вообще ни одной. Студенты из солнечной Африки там сидят на бетонном парапете. Точно так же как и 10 лет назад. Я там присел поодаль от них покурить. Наблюдал. Весёлые ребята. Вроде им всё равно. А мне нет. Мне стыдно, что в моей стране не могут сделать что-то по-человечески. Вся эта площадка и прилегающий двор могли бы выглядеть иначе. Плиточка, аккуратные лавочки, никаких заборов и дурацких клумб. Возможно, газон, на котором тоже можно сидеть. Ничего этого нет.
4
Рассмотрим здание рядом с моим двором. Это постройка 1949 года. Когда-то тут располагался «Пенькотрест». Проект типовой и соответственно колон тут было четыре штуки. Зачем снесли? Пристройка в правом углу тоже режет глаз. Ну а то, что от количества вывесок хочется рыдать понятно и без меня.
5
Орловский троллейбус. Тут, как и везде ж**а. Осталось всего лишь 4 маршрута. Еще недавно было 12. В 90-е было. Это в лихие-то. Сейчас-то у нас стабильность, в том числе и стабильное уничтожение общественного транспорта.
Разговорился с одним из водителей – он подозревает, что уберут и эти маршруты. Чиновникам выгоднее лоббировать маршрутки. И получать с них мзду. Это не секрет, что именно так всё и происходит во всех городах. Как в маршрутках ездить семьям с колясками или инвалидам не уточняется.
6
Остановка вот в таком состоянии уже лет 5. Кто-то решил незаконно что-то тут строить. Строить не дали. Но и не рушат. Почему? Мэр и его свита вообще по городу ходят пешком? Ну, так. Ради интереса. Чисто позырить. Уверен, что нет. На город им нас***ь.
7
Вывески. С ними полная ж**а. Просто адок.
8
Везде. Это из другого района снимок. Можно было каждые пять метров такое фотографировать. Но зачем?
9
Ладно. Пройдёмся по центральной улице. Тут у нас пешеходная зона. В 2016 году в Орле отмечали юбилей. А раз юбилей то значит ремонт. То, что трава растёт у бордюров не самое страшное. Хотя почему её нельзя убрать не знаю.
10
Это же место с немного другого ракурса. Над Леонидом Андреевым уже растут деревья. Вон, видите, на арке растут. Дом опять же странно ремонтировали. Почему всё осыпалось за два года? Кто принимал работы? Кто ставил подписи? Где все эти люди, которые должны за это отвечать? Это самый центр если что. Тут некуда центрее-то.
11
Конечно, можно не вдаваться в детали и посмотреть на эту улицу вот так. Но я вырос в этом городе. Я не могу не вдаваться в детали. Мне не наплевать на родной город в отличии от чиновников.
12
Я было, уже хотел порадоваться, что хоть на пешеходной улице с вывесками нет бардака, а тут на тебе. Успокойся – говорит мне вечность. Ты дома. Ты в Орле, а значит всё плохо.
13
Центральная площадь. На первый взгляд всё в порядке. Положили плиточку, но положили плохо. Ладно, хоть не волнами.
14
15
В городском парке идёт какой-то ремонт. Решили туда не ходить.
16
Прошлись через детский парк. Там изменений каких-то глобальных не приметили. В принципе, чем детей занять есть, но ничего сверхъестественного нет. А хотелось бы.
17
Набережную вот привели в порядок. Это такой классический вид Орла.
18
Купили, конечно, чебурек и пиццу в лучшем месте города. Вообще я иногда ругаюсь на чиновников, но они-то зеркало нас самих. Над козырьком горячей выпечки тоже растут деревья! Неужто хозяин не может их убрать? Ну, делов-то на полчаса. Ан нет. Лень.
19
Бросим взор на памятник Ивану Грозному. Это хороший памятник. Действительно нужный. Именно при нём был основан город.
20
Однако при ближайшем рассмотрении меня взяла тоска. Зачем тут было оставлять клумбу, если ей всё равно никто не занимается?
21
На другом берегу зияет дырой обрушившийся дом. Хорошо, что никто не погиб. Но здание в таком состоянии уже год красуется.
22
Из хорошего отмечу, что появилось отличное кафе на крыше бывшего универмага. Оттуда открываются занятные виды. Непривычно с такого ракурса видеть город. Собственно оттуда мы пришли.
23
А это вид в другую сторону. На сквер танкистов.
24
Спускаемся с универмага и идём по еще одной новой набережной. Ну, то есть она тут была и раньше, но совсем в ином виде. А сейчас и вид на другой берег хороший. И сама набережная обрела лицо.
25
Теперь тут мамы с колясками сидят. И книжками! У неё на коленках лежит книга. Правда смотрит она в телефон.
26
Другие мамы катаются на велосипедах. Вообще город хоть и запущенный, но я видел много приятных людей. Молодых, красивых семей. Я надеюсь, они будут менять город.
27
А это просто прекрасный вид. Набережная отлично смотрится с суровыми трубами ТЭЦ. Люблю такое.
28
Встретили дом, построенный по точно такому же проекту как тот в котором я вырос. Вообще их там четыре таких дома. Выглядят лучше, чем моё общежитие. С чем связано не могу понять. Все они построены точно так же в 70-е.
29
Остатки былой роскоши. Интересно, что эта дверь с дома 1956 года. Вот тебе и Советский Союз. Хотя я предполагаю, что её сделали много позже. Там банк находится за ней.
30
Ну и перенесемся в сквер танкистов. Там установили памятник маршалу Баграмяну. Как верно заметили, он тут подозрительно напоминает Лужкова.
31
Теперь снова вернемся назад. На улицу Левый берег реки Оки. Тут тоже сделали набережную. Ну, то есть, как сделали? Поверх советского асфальта положили плитку. На большее фантазии не хватило. При этом положили далеко не везде.
32
Ладно, хоть трава покошена. Впереди кстати виден мост Дружбы Народов.
33
А это очередной курьез, на который обратил внимание Олег, с которым мы выгуливались. Табличка запрещает купаться. Но на всех картах тут значится пляж. Более того там оборудованы места для переодевания. Взаимоисключающие параграфы соблюдены.
34
Поскольку про Орёл у меня не было цели написать что-то систематическое, то в этом посте просто свалка фотографий с разных прогулок за несколько дней. Это уже снова мой район. В кадр попал мой сын. Он взирает с лёгким недоумением на автомат по продаже молока. Лично для меня это знаковый снимок. 24 часа в сутки. Это прекрасно, ибо буквально в 10 метрах оттуда раньше стоял круглосуточный ларек, где брали отнюдь не молоко по ночам. Я естественно тоже. Сейчас ночью купить алкоголь в Орле проблема.
35
Это уже район автовокзала. Перед нами типовое здание советского кинотеатра. Которое естественно обезобразили рекламой. Да и сатанинские ларьки рядом тоже не облагораживают картину.
36
Перенесемся в рассадник капитализма. Это окраина города, а значит огромный ТЦ. С удивлением вычитал, что ему светит банкротство. Печально.
37
Здесь на один квадратный километр натыкано скульптур больше чем во всём городе. Вот гид с натёртым соском и энциклопедией города Орла призывает смотреть красоты.
38
Но особо расслабляться не надо. Опричники тут тоже есть.
39
Памятник семье. Папа подозрительно исхудавший. У мамаши нетипичная для Орла внешность. Такое лицо проще встретить в Удмуртии или республике Марий Эл.
40
На этом с памятниками закончим. Так-то там еще много чего есть. В том числе и путешественники, про которых я недавно писал, и машинист там имеется и свора писателей. Которые кроме как у ТЦ, нигде бы вместе больше не собрались.
Мы же сели в трамвай и двинулись обратно на мой район.
41
С трамваями в Орле всё плохо. Подвижной состав старый. Подавляющее большинство трамваев в Орле 1979 года выпуска. Есть несколько 1989, но несколько. Ну и отмечу, что за 27 лет было куплено ровно два новых трамвая. Два!
Зато маршруток расплодилось немерено. Между прочим, орловский трамвай один из старейших в стране. Москва и Питер нам в подмётки не годятся. Вот только состояние у орловского трамвая печальное.
42
В один из вечеров повозил нас друг Ярослав по новым районам. Ничего особенного, но мне любопытно как меняются окраины.
43
В городе появились надземные переходы.
44
Вообще окраины так поменялись, что скажи мне, что это фото Челябинска или Омска я б поверил.
45
Вот вообще новый район вырос. 10 лет назад тут ничего не было. Самое странное, что население в Орле уверенно падает. Кто всё это скупает, не понимаю.
46
Ну и напоследок вот такое фото. Ярослав нас сюда отвёз отведать бургеров. Я, правда, не ел. Выпил бутылку дюшеса в кафе и убыл курить на улицу. Для меня это очень показательное фото.
Тут много важных деталей. Во-первых, тут относительно недавно была проходная завода. Я даже бывал там внутри. Завода сегодня фактически нет. Во-вторых, вернемся к деталям. Там где пандус для инвалидов отвалилась плитка. Там же растут кусты. Никто ничего не чинит. Вокруг всё усеяно окурками, хотя урна-то есть. Ну и главное это растительность на крыше. Прямо рядом с надписью «Орлэкс».
47
Я сидел тут на корточках, курил и размышлял. Что же случилось с городом? Он никогда не был таким запущенным. Я не помню город таким в 90-е. Скорее наоборот. Он был хорош. Сейчас здесь словно поселилась разруха и безразличие. Такое ощущение, что еще недавно тут были деньги, а теперь они испарились. Повсюду висят таблички с надписью «аренда». Это говорит о многом. Есть площади, но нет спроса. Табличек очень много. И никому не нужно ничего арендовать.
15 лет назад, когда эффективные менеджеры добивали заводы, многие радовались. Да чего там 15? Пару лет назад, когда закрывался завод «Кока-колы» я видел восторженные комментарии, что так и надо. Не будем пить эту гадость. Да, будем пить пиво из разливаек. Хотя даже часть из них я видел закрытыми. Что вообще удивительно.
В общем, результат подъехал. Там где нет производства, там нет денег. Это аксиома. Я не вижу ничего плохого в магазинах. Выбор это прекрасно. Но если системно искоренять любые крупные производства в городе, то будет задница. Если нынешнее руководство ничего не поменяет и самое главное не реанимирует какие-то заводы, то через 5 лет город будет выглядеть еще хуже. И мне, честно говоря, страшно. Такими темпами Орёл превратится в вымирающий город, а там можно и нашу область объединить с Курской, например. Такие вот печальные выводы от посещения родины.
Ну и справедливости ради отмечу, что хватает элементарного мусора по всему городу. Бутылки, банки, коробки какие-то. Можно сказать, что люди оскотинились, но нет. Люди у нас хорошие. С властью не везёт. Оппозиционерам кстати на заметку. Собрать пакетов 10 всего этого богатства и отвезти показательно под двери администрации. Чисто не там где не мусорят. Чисто там, где убирают. Ничейной земли у нас нет. И за каждый квадратный метр кто-то должен отвечать.
На этом всё. Дальше поедем в глубинку области. А вам спасибо за внимание.