Владивосток: Жизнь на корабле, ночи, закаты и рассветы
Жить во Владивостоке мне предстояло не в уютной гостинице, а на самом настоящем корабле ВМФ. :) Нет, конечно на нём не было орудий, зато ...
Фото: Никита Сидоров
Жить во Владивостоке мне предстояло не в уютной гостинице, а на самом настоящем корабле ВМФ. :) Нет, конечно на нём не было орудий, зато была куча свободных кают. Имя этому кораблю - "Иртыш".
"Иртыш" - это плавучий госпиталь. Наверное, вы уже догадались по характерным красным крестам на бортах. Его брат-близнец "Свирь" находится в Североморске. Стоит судно на привязи у 36 причала - в самом центре Владивостока, в бухте Золотой рог. Рядом с ним - целых четыре больших противолодочных корабля ВМФ: "Маршал Шапошников", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Трибуц", "Адмирал Пантелеев".
Четыре красавца-близнеца. Все - одного проекта.
Нахождение кораблей ВМФ в такой близости от нашего плавучего жилища наложило особый отпечаток на наш быт. Каждое утро, в 8 часов утра мы просыпались под горн - на кораблях играли побудку. Приходилось вставать и нам, так как по внутреннему неотключаемому радио "Иртыша" начальник громко начинал отдавал распоряжения :) Конечно нас гражданских они ни коим образом не касались, но всё же полчасика лишнего сна урвать никак не выходило. Через несколько минут после горна на кормовой палубе спешно организовывалось построение личного состава кораблей. За всем этим действом мы могли наблюдать из иллюминаторов своей каюты. Матросики приветствовали своего командира, получали задания по распорядку дня и разбегались. Жизнь в городе начиналась.
Жили мы по четыре человека в каютах "четырех отдыхающих мичмана". Да, да, именно такое название я прочитал на дверной табличке каюты. Каюта - меньше тюремной камеры (хотя мне грех сравнивать - слава Богу, не сидел...). Ну, оцените сами.
В каюте есть раковина для умывания. В ней мы вечером стирали носки. Очень удобно - не надо никуда бегать. Ну хорошо, хоть параши в каюте не было, а то сравнение с камерой было бы более чем справедливым. Туалет (гальюн конечно!), как и везде на флоте: от штаба до корабля, простите мой французский, засран до невозможности... После трапезы лучше не заходить - пища запросто может выйти не свойственным для неё путем... Но за месяц я привык. Человек вообще быстро ко всему привыкает. Планка моральных ценностей и предпочтений имеет свойство то подниматься, то опускаться. По обстоятельствам.
На шконках спать я как-то не хотел, поэтому на правах первого зашедшего на поселение занял место пахана - на диванчике у окошка иллюминатора. Оттуда и снимок:
Товарищи морские офицеры, мичманы и матросы! Простите мою безграмотность и циничность. Я понимаю, что в таких условиях вам приходится служить. Но согласитесь - это не условия... "Иртыш" находится в довольно аварийном состоянии. Не мне судить, но в таких условиях лечить больных, мне кажется, нельзя. Видимо, это отлично понимали, когда встал вопрос об использовании судна для помощи пострадавшим от цунами и землетрясения японцам в этом году. Судно нужно было очень долго готовить не то чтобы к переходу через Японское море и принятию пострадавших, а просто к отходу от швартовых..
Душ можно было принять в определенные часы, в назначенный помывочный день. Грели воду и пускали её в душевую. Из 10 кабинок, дай Бог, работали 3-4. Мылись по-очереди.
Но при всём при этом, как может не понравиться такая морская романтика? :) Абсолютно ни о чём не жалею и очень благодарен тем людям, что нас туда устроили. Где бы я на гражданке пожил на военном судне?
Проблема отсутствия телевизора так же была решена - на ближайшем китайском рынке каждый купил себе по переносному ЖК-телевизору фирмы "SUPER" за 3 000 рублей :) Кстати, интересно торговаться с китайцами. Они сначала говорят цену, превышающую конечную в 1,5-2 раза! И если ты не захочешь торговаться - могут просто обидеться. Многие даже языка не знают, только цифры и "рублэй". Всё остальное жестами. :)
Вечерами, с разрешения, бродили по кораблю, выходили на нос, фотографировали.
На палубе:
Борт "Шапки" ("Шапошников"):
Нос "Шапки":
Кстати, в сентябре 2008 года на "Шапошникове" из-за утечки топлива возник пожар в одном отделении. Погибло 2 матроса... Мы, кто жил на "Иртыше", тогда особенно близко восприняли эту трагедию...
Кусочек палубы "Иртыша" и могучие БПК-близнецы:
Ну и на другую сторону, вид с носа:
А этого гиганта накануне ночью отряд буксиров пришвартовал в Морском порту - он находится рядом.
Он же ночью:
А эта фотография объясняет, почему бухту Владивостока назвали Золотой рог:
Правда ведь, словно золотом обсыпали её берега?
Закат над городом, с носа "Иртыша":
"...Спят усталые игрушки..."
Свет на заднем плане - от освещения центральной площади. Помните, где днём тучные стада голубей пасутся? :)
Не помните? Ну вот эта же!
Вообще, как бы местные не говорили, что "это только на фото их город так красив, а на самом деле такой серый"... - не верьте! Владивосток очень красивый город и на самом деле. Вы просто не видели серые и некрасивые города...
Ну что? Может погуляем всю ночь по городу? А потом встретим рассвет на набережной... Да и днём будет на что посмотреть... :) Идём!
Центральная улица Светланская:
Длинная-предлинная! И вся в огнях дорогих ЦУМов, ГУМов и именных бутиков. Кстати, приезжая в каждый город я всегда считаю должным найти улицу Ленина. Она есть везде. Где же она во Владивостоке?? А вот где:
Самые первые здания Владивостока были выстроены вдоль северного берега бухты Золотой Рог - примерно в промежутке от нынешнего городского почтамта до улицы Пушкинской (тогда, конечно, не существовавшей). Располагались они произвольными группами, поэтому говорить о вполне определенных улицах теперь трудно.
По свидетельству очевидцев, в свои первые десятилетия Владивосток с моря был почти незаметен - немногочисленные, беспорядочно разбросанные дома терялись среди зелени. Позже в густом лесу прорубили параллельно берегу просеку, по которой и пролегла Американская улица. Она была названа в честь пароходокорвета "Америка" - первого российского судна, исследовавшего залив Петра Великого в 1859 году.
Американская улица стала главной и вроде бы первой улицей нашего города. В 1873 году она была переименована в Светланскую - дабы увековечить не менее известный фрегат "Светлана", на котором тогда посетил Владивосток Великий князь Алексей Александрович. В январе 1924 года "Светланка" стала "улицей товарища Ленина", или просто Ленинской (вполне понятно, почему). Главная улица города носила имя вождя мирового пролетариата до 1992 года, когда на волне демократии ей вернули историческое название (но почему-то второе по счету). Так что, если исходить из количества переименований и их причин, Американская – Светланская - Ленинская является самой политизированной улицей Владивостока.(источник: http://www.oldvladivostok.ru/articles/?a=2
Теперь ясно? :) Идём дальше.
Парк на Светланской, с выходом на Корабельную набережную:
В нём, рядом с Триумфальными воротами, находится небольшая церковь Андрея Первозванного - первый храм Тихоокеанского флота (построена в 2004 г.):
Грамотная подсветка делает церковь отличным объектом для ночной съемки.
Вообще, это место - просто концентрация памятников города. В двух шагах - мемориальная подводная лодка С-56. Та самая, о которой я бредил с детства, разглядывая её на открытке...
Об этой подводной лодке будет отдельный рассказ. Неужели вы думаете, что я не побывал внутри? :)
А это конечная точка Транссибирской магистрали - железнодорожный вокзал города Владивосток:
Железнодорожный вокзал Владивостока был открыт 5 февраля 1912 года по проекту Н.В. Коновалова. Здесь заканчивается самая продолжительная железнодорожная трасса, соединяющая Владивосток и Москву - 9288 км. Вокзал во Владивостоке строили по подобию Ярославского вокзала в Москве, создав на обоих концах величайшей в мире железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции.
Если вы решитесь (!) поехать из Москвы во Владивосток поездом, то через 7 дней попадёте именно сюда. :) Только хватит ли в вас терпения? Думаю, моего хватило бы максимум до половины пути - до Иркутска! :) Иркутск - это только половина пути! А моя мама совершила эту поездку уже пару раз за последние 10 лет... Думаю, каждый настоящий патриот России должен уподобиться мусульманину и совершить хотя бы один раз хадж по стране. Ибо с самолёта не увидишь того, что увидишь из окна вагона... Но я лично пока не готов :) Меня и до Анапы с Крымом в поезде еле хватает...
На самом деле, тут заканчивается путь только для пассажиров. А рельсы-то идут дальше... Но не далеко :) - через несколько километров они упрутся в Японское море.
Морской порт Владивосток:
Главные морские ворота Приморья. Мачтовое судно на заднем плане - учебный фрегат Надежда. На нём можно полазить, но мне так и не удалось по времени... :)
Кстати, если вглядеться в темноту бухты, то можно увидеть, как буксируют того гиганта, про который я уже писал выше.
Идем на улицу красных фонарей:
"..ФЕ". Китайская кухня. Не рекомендуется ходить меньше чем по 4 человека. Подают такую порцию, что даже двоим здоровым мужикам не съесть... У китайцев принято кормить сразу по миллиону людей за одним столом... :)
Вышли к кинотеатру "Океан" и променаду - он уже был в первой части. Теперь - ночью :)
Летом тут центральный пляж. Но купаться категорически не рекомендуется... А пивка попить после долго рабочего дня - самое то. Красиво и как-то умиротворяюще... Плеск моря, яркие огни, край света...
Всё, скоро светает - бегом на Корабельную, встречать рассвет :)
А вот и он!
Япония, словно огненный мяч, пасует Солнце нашей стране. Тут в России начинается Следующий День...
Появляется утренняя дымка, в которой весь город просто утопает...
Рыбачки занимают свои места, согласно купленным билетам.... :)
На остров Русский собирается отходить паром...
Но, правда, я тут наврал немного... Это паром до Славянки (он же и до Русского вроде?), и снято там же моими товарищами. Сам я ни на Русском, ни в Славянке не побывал... :(
...И день закипел...
Корабельная набережная днём:
Лодка С-56:
А зданьице-то подремонтировать надо всё ж...
Тот самый парк:
Те самые Триумфальные ворота...
Николаевские Триумфальные ворота были сооружены в 1891 году по решению Владивостокской городской Думы для увековечения памяти посещения Владивостока цесаревичем Николаем Александровичем - будущим императором Николаем II. Цесаревич заложил железную дорогу с вокзалом, сухой док для ремонта кораблей и памятник адмиралу Невельскому.
И церковь:
И мемориальный корабль "Красный вымпел":
"Красный вымпел" - один из пяти кораблей-музеев, расположенных на территории России, дореволюционной постройки. Сторожевой корабль «Красный вымпел» построен в 1911 г. на финской верфи. Одновинтовую двухпалубную паровую яхту назвали в честь камчатского губернатора В.С.Завойко, руководившего обороной Петропавловска-на-Камчатке в Крымскую войну 1853-1856 гг. Первое время корабль приписали к Таллинскому порту, затем после перехода через Балтику, Атлантику, Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны на Камчатку. После гражданской войны часть боевых и вспомогательных кораблей увели отступавшие белогвардейцы. Единственным боевым кораблем в дальневосточных водах оказался «Адмирал Завойко», которому в 1923 г. присвоили новое наименование «Красный вымпел». В 1923 г. был объявлен состав Морских сил Дальнего Востока , и первым в списках числился «Красный вымпел». Он стал настоящей кузницей кадров для флота, на нем служили будущие адмиралы С.Г.Горшков и Н.И.Смирнов. (источник: http://www.komandirovka.ru/dostoprim/lis
И опять внутри я не был - когда выдалась свободная минутка, он был закрыт для посещения...
А вообще, дневных фотографий у меня тут мало - работали как проклятые. Всё, что видел - рассвет и ночь, рассвет и ночь, рассвет и ночь... И вот один раз день...
Однажды правда, уже под конец командировки, удалось выкроить час в конце дня. Я долго планировал с товарищем эту прогулку. Прогулку на маяк Эгершельд - в самом конце полуострова Шкота, на Токаревской кошке. Куда-то туда каждый день закатывалось Солнце. Уж было очень интересно - куда?..
Вырвались минут за 30 до конца Солнечного действа... Как ужаленные побежали на остановку... Последний шанс - завтра отъезд!
Повезло, автобус до маяка быстро подошёл и добрались... Не до места! До места ещё на сопку бежать! Бежим, на ходу расстёгиваю кофр, включаю камеру... Не та сопка, мать её...! Солнце за другой... Зато снял закатный город, освещённый последними на сегодня лучами...
На другую... Бегом! Не успеваем, мля... Дыхалки уже нет... Заполз почти на коленях... Вот оно...
В голове стучит: успел-успел-успел-успел... Мы поймали свой закат во Владивостоке. Стоя на самом конце его полуострова.
Слева от нас - берега острова Русский. Во время прилива тонкая полоска суши - дорога на маяк - погружается в воду.
Маяк расположен в конце длинной косы, почти на середине пролива Босфор Восточный. Маяк носит имя Эгершельда (Егершельд) Густава Христофоровича - исследователя залива Петра Великого, капитана 2 ранга. В 1858-1859 на корвете "Гридень" перешел из Кронштадта в Японское море. В 1860-1861 годах командовал корветом «Гридень», зимовал в бухте Золотой Рог, охраняя пост Владивосток, занимался снабжением постов Южно-Уссурийского края. Выстроил на северном берегу бухты казарму, офицерский флигель и несколько хозяйственных помещений. Офицерами корабля были сделаны первый ледовый промер бухты и съемка берегов, составлена первая карта этого района, включая бухты Диомид, Улисс, Патрокл. (источник: http://www.komandirovka.ru/dostoprim/lis
Пока...
А вот и сам маяк:
Такой маленький рядом с опорой ЛЭП. Что-то есть всё-равно между ними общее..
Наверное то, что они оба несут свет людям.
Источник: Никита Сидоров