Уедут ли рассерженные горожане из России?
В последние время темы эмиграции и «утечки умов» снова в центре внимания. Но стоит ли всерьез воспринимать желание покинуть Россию?
Миграционные установки стоит рассматривать как проявление нормальных для современного общества процессов, от циркуляции трудовых ресурсов до циркуляции элит. Мы в наших опросах, посвященных изучению эмиграционных установок как среди населения в целом, так и в слое наиболее обеспеченных молодых жителей крупных городов (зарождающийся средний класс, составляющий не более 5% всего населения), сосредоточились на не менее важном для российского общества аспекте данного явления. Результат: достаточно высокую долю желающих эмигрировать из России как среди населения (на протяжении 2000-х от 10% до 20%) и особенно среди наиболее обеспеченной, квалифицированной и молодой его части (около трети опрошенных по данным на 2011 год) следует рассматривать как проявление общественного неблагополучия, «социальной болезни», имеющей свои скрытые фазы и периоды обострения.
Потенциальные эмигранты весьма критично оценивают перспективы своей жизни в России по сравнению с Западом, пусть и идеальным. Ясно, что за такими оценками стоит осознание высокой цены достижения относительного благополучия дома. В группе потенциальных эмигрантов больше всего самых негативных оценок существующего порядка, хотя неудовлетворенность положением дел в стране (в том числе и безальтернативной властью) у этих социально продвинутых групп слабо окрашена политически. Данная группа не претендует на политическое влияние, не являясь поэтому «средним классом» в классическом смысле слова. Это недовольство и тревоги, связанные с ясным пониманием тупика, в котором оказалась страна при сложившемся режиме. Именно отсюда и возникает острая неудовлетворенность, желание бросить всё и уехать, хотя понятно, что это означало бы для подавляющего большинства решение начать жизнь почти «с нуля». Главная угроза благополучия опрошенных – само нынешнее российское государство, не ориентированное на формирование современных институтов и условий защиты «нормальной» жизни частного человека, свободного и независимого от тех, у кого сегодня власть. И хотя эти люди умеют жить в нынешней России и могут решать свои проблемы, то, как это приходится делать, им совсем не нравится. Они предпочли бы цивилизованные формы, принятые в европейских, то есть демократических, странах. Им не нравится среда, дух или моральное состояние общества, согласного мириться с таким положением вещей.
Другими словами, модель ориентации на успех как благополучие и независимость, прежде всего от власти и государства, в этой среде уже осознается как тупиковая. Ведь речь идет не об успехе, характерном для современного гражданского общества. Чрезвычайно важно, что данный слой начинает осознавать важнейший дефицит социальности — институционального признания их усилий, их представлений о порядке, включая защиту достигнутого или сохранение накопленных благ (частной собственности, возможности передачи детям того, что они сами заработали и т. п.). Не просто деньги, не отдельные блага и ценности, которые у них уже есть, а все это в комплексе вместе с представлениями об определенном образе жизни только и может служить интегральной мотивацией смены места жительства, отказа от жизни в России. А это и есть пусть пока слабый и не артикулированный в политическом смысле росток групповых интересов. Они не могут (или не стремятся) найти политическое оформление, поскольку связаны со всем комплексом социальных и политических проблем общества в целом, но их осознание происходит при полном отсутствии солидарности, прежде всего с социально «слабыми» группами и при доминировании установки «каждый сам за себя», которая представляет собой перевернутую конструкцию того же патернализма.
По сути, мы имеем дело здесь с системным отторжением более сложных и новых форм социальной жизни и поведения личности со стороны всего комплекса представлений о человеке, который сложился в советское время, но воспроизводится до нынешнего дня привычным укладом повседневности и соответствующим ему человеческим материалом. Идет отслоение или даже отторжение модерных, европейских норм и правил поведения, структур сознания и поведения от привычного для нас обихода с его насилием, хамством, терпением и холуйством. Эта проблема гораздо более общего толка, нежели разногласия с действующей властью. Она заключается в цивилизационной несовместимости уже почти европейского (по крайней мере в данном слое, в отдельных его фракциях) человека и все еще крепостного российского социума.
Источник: Forbes