После поездки прошло две недели, а я только сейчас выкладываю отчет. Извините, технические трудности
Итак, как и анонсировалось, в первые майские я и мой хороший друг Леша отправились бороздить просторы Брянской области. Просторы и так довольно просторные, но нам надо было еще больше. Мне просто не интересно ездить по асфальту, а Леха всю асфальтовую часть области уже изъездил, живет он там.
Рано утром я подобрал Леху на вокзале Сухиничей и мы выдвинулись на маршрут.
01.
Чтоб не расслабляться, до дороги Козельск-Хвастовичи мы поехали не совсем стандартно, тропинкой вдоль жд полотна.
Сама же дорога Козельск-Хвастовичи новая, идеальная, образцово-показательная дорожка европейского качества. Загляните при случае, не пожалеете. Вот не думал пару лет назад, что посоветую людям покататься по калужским местным дорожкам
В Хвастовичах хорошая дорога кончается прямо возле небольшого асфальтового завода. Дальше до М-3 идет обычная российская выколдоебанная трасса.
02.
Я немного опережаю события. До Хвастовичей мы заехали в Ульяново. Это замечательный поселок, тротуары которого убраны в плитку, а на главной площади стоит памятник Марии Ильиничне Ульяновой (партийная кличка Медведь). Это сестра своего более знаменитого брата Много вы видели памятников сестре Ленина?
Я не знаю, была ли тут Мария Ильинична лично и почему бывшее село Плохино было названо сначала Румянцево, а в 1937 Ульяново. По-большому счету, в истории этот поселок останется как место рождения основоположника отечественной гинекологии Дмитрия Оскаровича Отта.
03.
Едем дальше. Вот такие или подобные дорожки поджидают нас на протяжении последующих трех дней.
04.
Сельская жизнь во всей красе.
«А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись… А тут вишня взошла! Свекла заколосилась! Пашешь, как трактор… А ежели дождь во время усушки, а?»
05.
Нам сильно повезло: хоть снег исчез совсем недавно, но воды практически не осталось, она уходила на глазах.
Да еще и начало маршрута пришлось на высокий Клетнянский район, так что особых трудностей не возникало.
06.
После поездки к Белому я зарекся брать в команду людей без болотных сапог. Тут у Лехи аж три сапога, два на ногах и один в руках
07.
Судя по некоторым признакам в виде свежих не заживших колей от шишиг и тракторов, еще неделю назад тут было болото. Это дорожка, срезающая хороший угол между М-3 и Фокино.
Если поедете по ней, будьте готовы к небольшим бродам, песчаной дороге в красивейшем лесу, паре заброшенных деревень и кладбищ и вот этому полю. Летом я бы рискнул срезать таким образом даже на легковушке.
08.
Здесь же, прямо посреди поля, стоит памятный камень. Это место гибели командира партизанского отряда Петра Петровича Шадского. До войны он был директором местного чугунолитейного завода, на фронт его не взяли по причине какой-то болезни. После эвакуации завода на Урал, осенью 41 года Петр Петрович был назначен командиром партизанского отряда. Тогда мало кто умел воевать, даже профессиональные военные. А простому директору завода сложно было руководить боевыми действиями целого отряда. Во время первой же операции отряд подорвал на мине фашистскую машину, однако почему-то не заметили идущую следом технику. В том бою и погиб Петр Петрович и еще четверо бойцов.
Воевать учились сложно, ценой страшных потерь.
09.
От Фокино поехали в сторону Ивота (да, я не снял Ивотстекло, извини, Вить, не нашел ), Касилово и на юг до Жуковки.
10.
Очень советую этот маршрут для прокатиться. Дорожка разная, от идеального асфальта до раздолбанных кусков.
11.
Однако, места тихие, заповедные. Очень здорово просто не спеша проехать, поглазеть по сторонам, помахать рукой местным детям, попить воды из родников.
12.
Ближе к вечеру мы подъехали к одной из основных точек. Я собирался сюда три года и вот, наконец. Справедливости ради стоит сказать, что машину мы оставили в поле километров за пять от точки. Дальше все было распахано Беларусом и залито хорошим слоем воды.
13.
«Идея! Идея! Иде я нахожуся!?»
14.
Это глухие места севернее Клетни. Деревня Набат. Официально тут живет три человека, по факту встретить тут можно только охотников да рыбаков.
15.
Про этот памятник я недавно рассказывал. Клетнянский район был сердцем партизанского движения. Места глухие, реки, болота, леса. Граничит со Смоленщиной.
16.
Этот памятник установлен еще на пару километров севернее, в деревне Бочары. Тут тоже никого, но памятник ухожен, вокруг убраны ветки, кладбище приведено в порядок.
17.
Во время войны рядом с этим местом было поле и партизанский аэродром. Это была одна из баз 1-й Клетнянской бригады.
Когда фашисты все же дошли до сюда, население было вырезано, а деревня сожжена.
18.
После окончания войны деревни были восстановлены, в Бочарах установили мемориал, несколько памятников, тут даже был большой музей, посвященный партизанскому движению. Мы не все посмотрели, немного вымотались лазить по кустам и топям, так что надо будет вернуться.
Рядом с этими деревнями вот такой искусственный затон. Летом тут благодать.
19.
А еще тут живут летающие рыбы. Вот такое челюстноротое позвоночное симулировало из себя то ли форель, то ли лосось и пыталось взобраться против течения обратно в пруд.
Первая ночевка была у нас прямо в кустах рядом с дорогой Клетня — Харитоновка. Долго искали Полярную звезду, пытаясь ориентироваться на Б. Медведицу… Да, агрономы из нас получились бы лучше, чем астрономы
20.
Кто рано встает, тому сами знаете чего. Не смотря на предшествующие утру ночные звезды (три, кажись), мы благополучно добрались до Мглина.
21.
Городок как городок. Много пыли, хаоса и лошадей. А на окраине заброшенное еврейское кладбище с интересными надгробиями. Потом расскажу.
22.
Благополучно пересекаем границу города и едем на запад.
23.
За весь маршрут нам встретилось несколько только что отстроенных и еще строящихся ферм по европейскому образцу. Что-то подобное я видел в Беларуси. Оказалось, что это фирма Мираторг начала разводить коров мясных пород. Объемы и качество впечатляют: огромные пастбища, современная техника и здания, здоровые и чистые коровы.
24.
По дороге заехали в Ляличи. Я про них уже рассказывал, но придется написать еще один пост про особенности национальной реконструкции.
25.
Вам понравится, ага.
26.
Вместо обеда прогулялись по бывшему парку и дошли до пруда. Надеялись найти остатки построек, лесенки, беседки, но либо плохо искали, либо их не сохранилось.
27.
Еще одна церковь на нашем маршруте. Казаричи.
28.
Местное население наравне со спасением души интересует и проблема выживания в сельской местности.
29.
Местная ребятня. Все время поездки нас сопровождало самое настоящее лето.
30.
Кажется, это разлилась Ипуть.
31.
А в этом бродике с нами случился «Ой!». Хорошо, что вовремя заметили
32.
Все дальше и дальше, на горизонте поселок Мирный.
33.
Некогда он был знаменит своими торфоразработками и торфоперерабатывающим заводом. Собственно, именно поэтому он и образовался. Сейчас никаких разработок нет, узкоколейка разобрана, завод в развалинах.
Среди моих читателей есть краеведы и этнографы. По крайней мере считающие себя таковыми Скажите, пожалуйста, откуда есть пошла земля русская в Брянской области убранные в беседки колонки и массивные ворота с верхним брусом? Я такое видел на Урале, а вот в средней полосе это единственная попавшаяся мне деревенька. Причем, для этого места это типичные строения.
34.
Не смотря на то, что поселок стоит на торфе, да и вокруг его еще не весь добыли, местным жителям это не мешает палить прошлогоднюю траву. Что это за болезнь, я не знаю. Гниет она себе и гниет, а так самим же дышать нечем.
35.
«1905 ПАКЛОН ГЕРОЯМ РЕВОЛЮЦЫИ ОТ НАС И ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 1945″ Со звездой и крестом. Практически, сам нашелся. Что называется, не проходите мимо.
36.
Мы напали на след. На северный радиационный след от аварии на ЧАЭС.
37.
Старинное местечко Святск. Выселено в 1990-м году, однако самоселы, если можно так назвать живущих на этой земле всю жизнь, находились тут еще лет десять.
38.
До сентября 2000 года в селе существовала большая деревяная церковь. Сгорела, скорее всего поджог мародеров.
39.
Поселок был официально ликвидирован в 2006 году, дома порушены, бетонные здания снесены. Сейчас смотреть практически нечего. Не пощадили даже мемориал памяти погибшим ВОВ, осталась только стелла с 1945, 41 год снесен под корень.
40.
А это в километре от Святска, уже дружественная Республика Беларусь. Никаких знаков, только по карте можно узнать, что ты уже в другом государстве. Местные шастают туда-сюда с удочками и велосипедами.
41.
Этот мост сделали знаменитым Тарапунька и Штепсель:
«-А вот знаешь, Штепсель, где строится самый большой в мире мост?
-Идэ?
-В Старых Бобовичах, что на Брянщине! Строят его уже пятый год….
Э, воны ж его вдоль рэки строют, а нэ попэрэк!»
До постройки моста весь этот район был отрезан от Большой Земли и являлся так называемым Заипутьем, а Старые Бобовичи были своеобразной столицей этих мест. Зимой добирались по льду, а в навигацию на лодках, такая ситуация продолжалась вплоть до конца 60-х. В принципе, такая отшельническая жизнь была только на пользу местным жителям: поселки были довольно крупными, была своя хлебопекарня, больница со станцией скорой, механизированная колонна, несколько колхозов.
42.
Конечной точкой в тот день был Вышков и его знаменитая на всю страну спичечная фабрика «Ревпуть». Фабрика появилась тут в 1907 году, главным образом потому, что в окрестностях много осины и рядом большая река для сплава леса. Ну и крупная железнодорожная ветка под боком сыграла не последнюю роль. Изначально, цеха были деревянными, часто случались пожары. Уже в советское время фабрику перестроили, механизировали. Вы наверняка видели и держали в руках спички этого завода, он был довольно крупным предприятием.
В конце 90-х фабрика терпела сильные убытки, а в 2000-м объявила о банкротстве и закрылась. На территории сейчас несколько мелких деревообрабатывающих предприятий, а основной цех стоит после пожара и разрушается. Смотреть особо не на что, даже труба начала складываться.
Спичечная фабрика была основным предприятием в поселке. Сейчас крупных работодателей поблизости нет, остался только Брянская туберкулезная больница неподалеку.
43.
А мы ищем место для ночевки. Свернув в какой-то отворот попадаем на жд отсыпку. Это остатки линии Вышков-Злынка.
44.
Лагерь. Встали на отличной полянке с молодняком сосенок. Уже потом я посмотрел на карту и понял, что стояли мы на месте бывшей деревни Кривой Сад.
45.
А на следующий день у нас была Злынка. Мы проскочили ее на всех парах, потому что меня наконец-то отпустило после зимней спячки и пришел ко мне Дзен Дорог. Это такое состояние, когда ты едешь, едешь, едешь, мысли неспеша передвигаются в твоей голове, тело работает на рефлексах и не отвлекает. И ехать так ты можешь бесконечно долго и будет это тебе в кайф. А когда бесконечность кончится, наступит Великая Тупка, тут уж теряться не надо, надо вставать и отдыхать.
К чему это я? Да, Злынку мы посмотрели из окна, впрочем как и Новозыбков. Так что резных ставень не будет. Запад Брянской области заслуживает отдельного вдумчивого проката дня в три-четыре, так что я не стал портить себе и вам впечатление, еще вернемся.
46.
А мы пересекли нефтепровод «Дружба» и направились на юг, в сторону Фоевичей. Надо сказать, что самые большие несоответствия между картами и действительностью именно в этих районах. Там, где обозначена тропинка, вполне нормальная накатанная грунтовка, а там, где обозначена вполне себе дорога, зеленеет поле и по щиколотку воды.
47.
Деревянная церковь в Крапивне почему-то незаслуженно обойдена вниманием. Про нее очень мало информации в интернете, а она интересна.
48.
Внутри сохранились лики на железных пластинах. Однако, пол прогнил, купол протекает, часть здания обвалилась. Короче, спешите.
49.
Основной вид транспорта. Мы едем дальше, прямками через поля, опять через жд насыпь, до Нового Ропска и по тропинкам в сторону границы с Украиной.
50.
Рубеж. Да, граница, но и Рубеж. Бывшая деревня, умерла году этак в 2006.
51.
А мы приехали с инспекцией. Дело в том, что на российско-украинской границе сейчас во всю идет процесс демаркации. Это когда в чистом поле согласно картам и координатам ставят пограничные столбики, натягивают проволочку, вырубают просеки. Надо сказать, так сложилось, что обозначения на местности границы между Россией и Украиной вообще никогда не существовало. Местные знали, что примерно вон там, за лесом, полем или речкой, уже как бы и не Россия/Украина.
Процесс начался от Трех Сестер и после Брянской области пойдет дальше на восток.
52.
Где-то в Рубеже я снял очередную stairway to heaven Русская такая, березовая.
53.
На обратном пути решили заглянуть на огонек в соседнюю деревню, Ирпу. Спросить про житье-бытье на границе.
54.
Не успели. Проезжали местные на приграгничную речку и рассказали, что деревня умерла буквально пару месяцев назад. Дома еще не порушены, заходи и живи. Последний житель читал «Зеленую кошку» Андре Клера. В нее и превратился.
55.
Я обязательно расскажу про эти уже заповедные места. Обещаю, что рассказ будет интересным и не очень грустным.
56.
В Брахлове мы немного заблудились. Дело в том, что дорожка Брахлов-Чернооково (она есть и на карте, и на гугглоснимках ее отлично видно) по факту существует всего пару засушливых недель летом. В остальное время года ее поглотило болото. Рецепт проезда простой: надо вернуться до въезда в Брахлов, там проедете АТП, потом будет береза, за березой направо и по полю, дорога одна, найдете. Спасибо тебе, добрая продавщица из сельпо
Кстати, именно в Брахлове подтвердились мои подозрения, что Джимник разрабатывался в том числе и для женской половины общества. Во время объяснения дороги продавщица начала сомневаться, проедем ли мы. Но, выглянув на улицу, даже ничего не понимающая в автотранспорте женщина уверено сказала: «Ну у вас машина хорошая, проедете!»
57.
В Чернооково мы попали случайно. Основная дорога (на которую мы и выезжали) идет мимо деревни и проезжающие многое теряют. Вы видели когда-нибудь настоящую набережную в деревне?
58.
Или вот такой памятник Ильичу?
59.
Ну а тут уже цивилизация. Это Стародуб.
60.
Ничего особенного (см. описание Мглина). Однако в пригороде есть авиаклуб. Живой, настоящий.
61.
Мужики реанимируют какой-то ЯК. Тут же стоят несколько живых самолетов. Яки, планеры, Ан-2.
62.
Даже Ми-8 есть, правда немного в разобранном состоянии.
63.
Конечной точкой путешествия стала родная для Лехи деревня. Тут жил его дед. Не смотря на близость к трассе, деревня тоже умерла. Стоят два закрытых дома уехавших отсюда последних жителей, все остальное рушится. Телефон, как ни странно, пока работает.
64.
Пока еще не очень редкие виды в деревнях. Однако подобные домики стремительно ветшают и складываются.
65.
Чьи-то дедушка и бабушка. На самом деле им чуть больше тридцати.
66.
Возвращался я не совсем стандартным путем. Если выехать из Брянска на дорогу в сторону Дятьково и потерпеть разбитые вдрызг 15 километров до границы с Калужской областью, вы будете вознаграждены отличным (виват, Калужская область и ее дороги!), действительно отличным асфальтом, маленьким трафиком и красивейшими пейзажами за окном. Кроме того, вы проедете сквозь несколько интереснейших мест Калужской области. Чего стоит один только Киров со своими памятником роботу и эрегированным памятником Ленину.
67.
И подводя итоги. За три дня мы втроем (я, Леха и Адольфыч) проехали 1700 км. Примерно 500 из них пришлись на не асфальт. Было сожжено 150 литров бензина, что составило 8,8 л на сотню. Подтвердились мои подозрения, что даже на трудной дороге в виде проселков, полей и бродов джимник ест меньше чем на трассе. Стоит на трассе притопить больше 110, расход сразу повышается литра на два. И, конечно же, достойный потомок Самурая не подвел в поездке, спасибо ему.
Разбирая фотки, нашел еще несколько интересных, но в пост не вошедших. Пущай в конце повисят. Лехины фотки лежат тут.
68.
Романтик 79
69.
70.
Вот теперь все
А маршрут можно посмотреть вот тут
Источник: zizis.livejournal.com