Новосибирский конструктивизм
У каждого города есть своя визитная карточка, без которой представить его попросту невозможно. В случае с Новосибирском это здания,
Сибирский конструктивизм характеризуется лаконичностью форм и внешнего облика. Знакомство с конструктивизмом начинается уже с железнодорожного вокзала. В свое время для его проектирования был объявлен всесоюзный конкурс. Вокзал был сдан в эксплуатацию в 1939 году, тогда это был самый большой в СССР вокзал.
Не менее интересен жилой Дом с часами. Кажущиеся древними часы в свое время выглядели более, чем современно и исправно отсчитывали часы, минуты и секунды до наступления коммунизма. "Под часами" часто назначали встречи, свидания.
Фасад здания Сибревкома украшен установленными на крыше фигурами рабочего и крестьянина.
В нескольких сотнях метров от него можно встретить сибирскую версию Рабочего и колхозницы.
Здание Госбанка выделяет ярко-красный цвет и огромный стеклянный ступенчатый витраж. Витражи и огромные окна, кстати, - одна из "фишек" конструктивизма.
А здание штаба Сибирского Военного Округа выглядит деталью другого не менее известного здания - Стоквартирного дома, построенного для работников Крайисполкома.
Андрей Крячков, архитектор стоквартирного дома (и большинства новосибирских зданий, построенных в стиле конструктивизма) опирался на французские мотивы, называя получившийся стиль "французским неоклассицизмом". На Международной выставке искусств и техники в Париже проект дома был удостоен золотой медали, правда сам Крячков этой медали никогда не увидел. По аналогии с гостиницей "Москва" в Москве существует байка, что на рассмотрение Сталину были представлены три проекта, и он одобрил их все. На самом деле подобное архитектурное решение характерно для зданий конструктивизма.
Даже испорченное современной рекламой, достаточно невзрачное здание бывшего Сибкрайсоюза остается одной из доминант главной площади города.
Вторая доминанта площади Ленина - здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, крупнейшего театра России. Театр строили как "наиболее доступное орудие пропаганды идей социализма", в противовес камерным буржуазным театрам. В 1937 году проект здания получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а во время войны в здании хранились экспонаты из Эрмитажа и Третьяковки.
Новаторская эпоха конструктивизма и постконстуктивизма сменилась сталинским неоклассицизмом, на смену прямым углам и аскетичным формам пришли дворцы в советском стиле. Конструктивисты оказались в опале. Вспомнили о них лишь в шестидесятых, во время начавшейся борьбы с излишествами, впрочем, это уже совсем другая история.
Источник: itravel.livejournal.com