USD:
EUR:

Реконструкция нашей истории

Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился как город в городе. Авторы грандиозного проекта — Чечулин и Ростковский. Дмитрий Николаевич Чечулин вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Гостиница «Пекин», Белый дом, гостиница «Россия», станции метро «Комсомольская» (радиальная), «Охотный Ряд», «Киевская» (радиальная), «Динамо» и многие другие объекты Москвы — проекты Чечулина.

Все началось с того, что в 1940 году был построен 9-этажный жилой корпус, как самостоятельное здание, выходящее на Москву-реку.

Реконструкция нашей истории

На цветной открытке конца 50х годов показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено только то самое крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки.

Реконструкция нашей истории

Вот оно поближе, снятое с Большого Устьинского моста. Да, когда-то прямо по набережной проходили линии электропередачи.

Реконструкция нашей истории

После войны, к 1952 году был возведен центральный объём высотой 176 метров, а 9-этажный корпус был включен в новый ансамбль с частичной перестройкой парадного фасада.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Спустя 60 лет высотку на Котельнической по-прежнему видно с многих точек Москвы. По праву это здание является одной из визитных карточек города.

Реконструкция нашей истории

Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы «Украина»). Строили её пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте». Это бывший концлагерь на Таганке. Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на выборе площадки для строительства.

Реконструкция нашей истории

Списки жильцов утверждал сам Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты и писатели.

Список будущих жильцов начали составлять еще на этапе строительства. «В нашем доме будут жить наши люди», — сказал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое — людям искусства.
Квартиры жильцам сдавались «под ключ» — с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками и импортной сантехникой.

Реконструкция нашей истории

Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за «новых русских», которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой.
Всего в здании находятся около 700 квартир, магазины, библиотека, школа, детский сад и почтовое отделение. Есть и свой кинотеатр, москвичи его прекрасно знают. В старое время народ ломился сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же стоял в очередях на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

Реконструкция нашей истории
Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты, их роскошь поражала воображение, а сам дом казался недосягаемым оплотом жизни «класса люкс». Хрустальные люстры, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель — все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. В этом доме жила советская элита с самой высокой плотностью населения «звезд» на квадратный метр.

Здание не раз фигурировало в отечественном кинематографе: «Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Ералаш», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги» и многих других.

Реконструкция нашей истории

Сначала я очень опечалился, когда заметил, что здание покрылось строительными лесами и лифтами. Это означало, что часть красивых ракурсов Москвы попадало под списание по причине неприглядного вида одного из знаковых объектов города.

Реконструкция нашей истории

До этого я несколько раз пытался официально согласовать с управляющей компанией съемку интерьеров здания и, конечно, выход к шпилю для панорамной съемки Москвы. Но, увы, безуспешно. Из-за бесконечного потока руферов, ломающих на своем пути замки и двери, посылающих на три буквы консьержек, из-за десятков уволенных сотрудников безопасности и управляющих, все было тщетно. При одном слове фотограф у людей менялось настроение и резко заканчивалось время, отведенное на беседу.

Реконструкция нашей истории

«Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Настал тот день, когда меня пригласили как фотографа снять процесс реконструкции здания и провели по всем местам, куда раньше говорили «и даже думать забудьте».

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

С момента сдачи дома прошло более 60 лет. Это внушительная цифра. За все годы в здании ни разу не проводился капитальный ремонт (кроме купленных квартир). На фотографии виден фрагмент ограждения крыши подземных гаражей. Примерно так, а то и хуже, выглядела большая часть благоустройства дома. Да, звучит невероятно, но при проектировании здания пол века назад архитектор думал о том, куда жильцы будут ставить свои автомобили!

Реконструкция нашей истории

По словам подрядчиков в состав работы входит ремонт фундамента, ремонт подвальных и чердачных помещений, систем канализации, вентиляции, отопления и электрификации. Также осуществлялась реставрация скульптурных групп и горельефов, наружных торшеров у парадного входа и шпиля со звездой, заново производилось благоустройство прилегающей территории. Еще не все задачи выполнены, но основной фронт работ подходит к концу.

Так неделю назад выглядел центральный подъезд высотки.

Реконструкция нашей истории

Для реставрации фасадов были смонтированы внешние технические лифты. Жаль, что не нашлось никакого решения для маскировки блоков кондиционеров.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Вид со двора на корпус с Иллюзионом.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Вид высотки со двора.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь. Все архитектурные элементы, скульптурные группы и обелиски проходят процесс реставрации.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Чье-то окно.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

В одном советском журнале, посвященному советской архитектуре, был написан абзац про жильцов элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди — рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

Реконструкция нашей истории

На самом деле в этом доме жил высший свет той эпохи. Здесь проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим». Где это видано, чтобы на домах обычных советских людей делали такие горельефы и орнаменты. Учитывалось множество деталей в проработке скульптур, у всех людей есть зрачки, для большей выразительности. При этом они одеты в простую одежду рабочих.

Реконструкция нашей истории

Процесс реставрации скульптур на правом крыле здания. Они стояли 60 лет под открытым небом, некоторые фрагменты фигур потрескались и раскрошились. Скульптуры были разобраны на части (в той последовательности, как и создавались), и перевезены для восстановления в мастерскую.

Реконструкция нашей истории

Для работы в зимнее время весь участок скульптурной группы закрыли в «теплый контур», где поддерживается необходимая для работы плюсовая температура.

Реконструкция нашей истории

Голова почти метровой высоты. Хорошо видны участки 60-летней давности, и новые, восстановленные. В любом случае, это только промежуточный вариант.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Скульптуры на главном корпусе уже готовы.

Реконструкция нашей истории

Для масштаба в левом нижнем углу сидит человечек.

Реконструкция нашей истории

И тут слева тоже есть высотник. Фотографией непросто передать размеры и монументальность данного здания и его элементов. С земли все выглядит куда менее серьезно.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Высотка уникальна и оставляет неизгладимое впечатление в душе каждого, кто проходит или проезжает мимо нее, она по-прежнему удивляет своей величиной и воплощением мощи. Три низкие башни и боковые крылья здания органично вписываются в общую архитектуру улицы и вливаются в сложный ландшафт на слиянии Москва-реки и Яузы.

Реконструкция нашей истории

Работа с видом на Кремль.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Переместимся в подъезды с пятиметровыми потолками…

Реконструкция нашей истории

Парадная дверь корпуса Б.

Реконструкция нашей истории

Гранитный пол.

Реконструкция нашей истории

Реставрация потолков.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Не просто здание, а целый музей эпохи. Как станции московской подземки.

Реконструкция нашей истории

История под ногами.

Реконструкция нашей истории

Сейчас работают не все лифты. Часть лифтовых шахт полностью перестраивают.

Реконструкция нашей истории

Вот так раньше выглядел холл центрального подъезда. Интересно, так же ли он будет выглядеть после реконструкции…

Реконструкция нашей истории

Один из лестничных пролетов.

Реконструкция нашей истории

Это подъезд в боковых корпусах. Здесь все скромнее, чем в центральном.

Реконструкция нашей истории

Перила и ограждения за десятилетия покрылись бесконечными слоями краски. Все это было счищено и восстановлено.

Реконструкция нашей истории

Гастроном в корпусе А. Когда-то вся Москвы ездила сюда за колбасой. После реконструкции здесь снова будет магазин. Также в доме была легендарная булочная, о которой так любят вспоминать местные жители.

Реконструкция нашей истории

Несмотря на тяжелые времена девяностых, когда в подъездах не было консьержей, и народ свинчивал и снимал все, что под руку попадало, до наших дней дожили некоторые родные детали и фрагменты декора.

Реконструкция нашей истории

Список квартир у одного из лифтов.

Реконструкция нашей истории

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток.

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре рассказывала историю ее заселения. Как то раз, к актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.
В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и что единственным препятствием на этом поприще являлся тот факт, что она проживала в коммуналке и разговаривала во сне. Спустя месяц после этого разговора, Фаина Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.

Через месяц в органы государственной безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. — «Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ».

После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы.

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

Часть входных дверей в квартиры сохранились в первоначальном виде. В девяностые и двухтысячные современные жильцы старались заменить двери на что-то более тяжелое и непроходимое. Сейчас же, наоборот, пошла мода восстанавливать родные двери.

Реконструкция нашей истории

Мы встретились с Валентиной Александровной Кибальниковой, которая большую часть своей жизни прожила в этом доме. Валентина Александровна — внучка знаменитого советского скульптора Александра Павловича Кибальникова.
— Мы жили в центральной секции на 7 этаже. Это были удивительные времена. Двери в квартиры никогда не запирались, дети бегали друг к другу в гости без приглашения, как к себе домой, а в лифтовом холле малышня каталась на велосипеде и играла в догонялки. Всюду стоял детский гомон и смех.

— Бывало, что по праздникам начинали встречи в квартире Бугримовой (известная на весь мир дрессировщица львов). Потом переходили к нам на основные блюда. У химика Рябчикова пили чай, а после на площадке у лифтов устраивали танцы. В этом доме жили счастливые люди…

— После очередной поездки приходим домой, а в стеночку уже стучат — приглашают на ужин.

— В холле на первом этаже наряжали большую елку и устраивали новогодние представления. Сейчас этого, конечно, нет. Многие жильцы не знают даже, кто в соседней квартире живет.

Реконструкция нашей истории

А вот и герой этих историй Валентина Александровна Кибальникова. Большое ей спасибо, здоровья и долгих лет жизни!

Реконструкция нашей истории

В корпусе «Б» на 6-ом этаже двенадцать лет жила великая балерина Галина Уланова. Как-то раз она поскользнулась на гладкой плитке в лифтовом холле и чуть не подвернула себе ногу. Страшно представить, что такое больная нога для балерины. Она договорилась с управляющей компанией, и та заменила на 6 этаже плитку на нескользящую. Собственно, эта плитка на фотографии на переднем плане, а родная, более серая, по центру (к боковой квартире).

Реконструкция нашей истории

В 2004 году в квартире № 185 был открыт музей Галины Улановой, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи.

Реконструкция нашей истории

Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой. Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина, несмотря на возраст и состояние здоровья, каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки. В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

Реконструкция нашей истории

Библиотека насчитывает около 2400 книг, многие — с дарственными надписями.

Реконструкция нашей истории

Согласно первоначальному плану новоиспеченные жители должны были своим примером показать современный рациональный образ жизни: об этом, в частности, говорят такие детали, как удивляющая многих гостей планировка кухонь: мало квартир, где их площадь превышает 6–8 м2. Дело в том, что по плану создателей проекта в доме должна была существовать общая столовая-ресторан гостиничного типа — для экономии сил и времени жителей, а собственная кухня в квартирах подразумевалась, например, для приготовления чая или кофе или для спокойных кулинарных опытов. Однако данному проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Реконструкция нашей истории

Шикарный вид из окна. И это только 6 этаж!

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова соседствует с актером, музыкантом и шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».

Цены на квартиры в высотке находятся на недосягаемом для рядового гражданина уровне и исчисляются десятками миллионов рублей. Но бывает и так, что некоторые квартиры годами простаивают без жильцов — порой богатые люди покупают недвижимость в этом здании в качестве инвестиции.

Последнее время внимание к высотке привлекла новость о том, что несколько квартир выкуплены Игорем Шуваловым. Местные конечно это тоже обсуждают, но их-то таким событием не удивить: есть человек, заработавший огромное состояние ещё в 90-х в бизнесе, может позволить купить себе эти квартиры. Сколько таких жильцов было в Котельниках… Но сегодняшняя должность Шувалова и политические баталии выносят вполне рядовое событие на другой уровень обсуждения.

Уже поговаривают, что и вся реконструкция исторического здания затеяна по этому случаю. Наверное у Шувалова есть квартиры и в МИДе — вон его уже пару лет реконструируют, даже шпиль разобрали. Да и другие высотки планово ремонтировались, но интернет-экспертам в реальности видимо жить скучно.

Реконструкция нашей истории

Кстати о шпиле. Так выглядит лестница на площадку с основанием шпиля. Стены этой узкой лестницы перекрашивались несколько раз. Это хорошо видно по разноцветным следам. Но на этот раз красят не поверх того, что было, а специальной химией снимают все слои старой краски, и красят заново. На фото результат очередной очистки.

Реконструкция нашей истории

Винтовая лестница на шпиль.

Реконструкция нашей истории

И вот он, долгожданный бонус. Давно я мечтал сюда забраться.
Городские виды я разбавлю историями про это здание, уж больно они хорошие )

Реконструкция нашей истории

Жил в высотке композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был невысокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: «Оу-у-у! Вау-у-у!»
Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине для высотных работ. Тот за десятку договорился с оператором повалять дурака.

Реконструкция нашей истории

В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили.
Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство.

Реконструкция нашей истории

Однажды Богословский придумал фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?»
Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий.

Реконструкция нашей истории

Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой — актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» — на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше.

Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», — как шутила сама Раневская.

Реконструкция нашей истории

Мои любимые цитаты Раневской:
«Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.»
«Я б вас послала, да вижу — вы оттуда!»

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Приглашая в гости соседей, Раневская говорила:
— Если звонок не работает, стучите ногами.
— Почему ногами, Фаина Георгиевна?
— Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

Реконструкция нашей истории

Дом по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, что для тех времен было явлением скорее уникальным, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.

— Это из «Госцирка», — объяснили мужчины, — велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!

Дежурная разрешила. Незваные гости долго не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.

Реконструкция нашей истории

Старожилы высотки любят рассказывать новичкам, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет — якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба. Стойкость подобных легенд связана с тем, что здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для разнообразных патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже «послания», коряво выцарапанные гвоздем.

Реконструкция нашей истории

«Строили зэки» — утверждают, что такая надпись есть в квартире писателя Василия Аксенова.

Реконструкция нашей истории

При строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей.

Реконструкция нашей истории

Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра — все было одинаковым. Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

Реконструкция нашей истории

Реконструкция нашей истории

Архитектор Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля (справа в кадре). Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия». Сегодня на ее месте строится парк Зарядье.

Хорошо, что Чечулин за свою позицию поплатился не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а лишь на первом этаже. В любом случае, он спроектировал великолепное здание!

Реконструкция нашей истории

Невероятно, если вы дочитали этот пост до конца…
Отдельно хочется поблагодарить Анатолия Рябова за несколько дней съемок, экскурсий и сопровождения, Валентину Александровну Кибальникову за уделенное время и интересные истории. Ну и нельзя не отметить труд комплекса городского хозяйства и капитального ремонта. Все таки это здание — достояние нашего города, наша история. И ее нужно беречь.

Реконструкция нашей истории

Источник: www.fresher.ru

Также в рубрике
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
 0
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Комментариев нет. Станьте первым!