USD: 92.2628
EUR: 99.7057

С грунтовки – к звёздам

Текст: Станислав Новик
Фото: из архива автора

Малая Авиация – путь в большое небо. В своё время даже Юрия Алексеевич Гагарин начинал свою лётную практику на учебно-тренировочном самолёте Як-18.

Маленький самолёт кружит над полем. Типичная картина для небольших аэродромов и полётных зон неподалёку. Сейчас этот аппаратик приземлиться и из него выйдут двое – инструктор и его курсант, а может быть, и несколько пассажиров, мечтавшие совершить полёт. Все они, сошедшие на землю, довольны, а то и счастливы – сегодня они увидели землю такой, какой её видят только птицы с высоты своего полёта. Они увидели то, что в народе называют «Малой авиацией».

Это не просто территория, где господствуют  легкомоторные самолёты и вертолёты. Это – среда, где будущие лётчики делают свои первые шаги в воздухе, это первая ступенька в жизнь, полную полётов и новых впечатлений. И это неслучайно, ведь именно с легкомоторных самолётов начинают своё обучение курсанты лётных училищ и именно на них учатся во многих аэроклубах страны. Существующая ещё со времён ДОСААФа и ОСОАВИАХИМа, она дала старт многим знаменитым лётчикам-асам прошлых лет. Многие из них в своё время начинали свой авиационный путь в аэроклубах под лозунгами «Выше, дальше, быстрее!» В их числе был и первый космонавт Земли, Юрий Алексеевич Гагарин.

Ещё будучи студентом Саратовского индустриального техникума он тяготел к авиации. В своих воспоминаниях он описывал свои чувства, которые привели его в авиацию, а позднее – открыли дорогу в сияющее звёздное небо.

«Занятия в техникуме шли своим чередом, - говорил он. – Но стоило услышать гул пролетающего самолета, встретить летчика на улице, и как-то сразу на душе становилось теплее. Это была все та же, еще не осознанная тяга в воздух…»[1]

И он поступил в аэроклуб осенью 1954 года. А через год, летом он совершил свой первый полёт. Уже тогда известность пришла к нему с выпуском газеты «Заря молодёжи» 3 августа 1955 года.[2] В том же году, едва он только окончил аэроклуб, он твёрдо решил осваивать дальше это непростое ремесло и поступил в Оренбургское лётное училище… Вот так начинался путь к звёздам одного из самых знаменитых людей планеты. Всё начиналось с аэроклуба, где ему и была привита эта любовь к авиации, полётам и небу. Любовь, которую он нёс в своём сердце всю оставшуюся жизнь.

К сожалению, с развалом Советского Союза развалилась и советская система аэроклубов. Многие из них были либо расформированы, либо переданы в частные руки. Немногие из них остались в системе ДОСААФа…

Но сегодня ситуация изменилась. Малая авиация укоренилась в России и стала стремительно распространяться. Количество лёгких летательных аппаратов с каждым годом увеличивается. Всё больше людей получают удостоверения пилотов-любителей. Теперь чтобы увидеть небо из кабины пилота, не нужно быть профессиональным лётчиком, окончившим училище — можно просто совершить так называемый ознакомительный полёт с небольшого аэродрома, приобрести лётные навыки с инструктором и получить свидетельство пилота-любителя. Настало время, когда пилотом может стать каждый из нас. Сегодня для многих таких любителей полёты – это постоянное хобби, которое не хочется бросать. Даже бывшие профессиональные пилоты приходят в аэроклубы, чтобы полетать в своё удовольствие – просто так, ради полёта.

- Полёты – это кайф, - так сказал мне лётный инструктор одного из подмосковных аэроклубов. Этим он объяснил, почему люди не прекращают летать, однажды попробовав. Здесь скрывается та же сила, которая заставляет моряков вернуться на борт кораблей и снова уходить в море, а пилотов – вновь и вновь подниматься в небо.

Но не только увлечением можно объяснить тягу людей становиться пилотами-любителями. Некоторые из них, налетав определённое количество времени, а может, и сразу, начинают себя видеть в этой сфере. И потому все эти люди раскрывают свой лётный талант и становятся профессиональными пилотами. Они поступают в училища, учатся за границей и повышают квалификацию в тех же аэроклубах.

Мне известна судьба, по крайней мере, двух таких людей. Чтобы встретиться с ними, я отправился на подмосковный аэродром Ватулино недалеко от Рузы. Там, в аэроклубе «Джонатан Ливингстон», я встретил двух своих старых знакомых – пилотов-инструкторов Дениса Бороховича и Алексея Шикунова. Слово за слово я рассказал им о том, что пишу статьи про малую авиацию – и они охотно согласились мне помочь. Вооружившись диктофоном, я опросил их о том, как они решили посвятить себя своей профессии. Я задал им несколько вопросов: «Как давно вы пришли в авиацию и решили стать пилотами?», «Что вас на это вдохновило?» и многие другие вопросы. Результат опроса меня ошеломил – оба они изначально имели другие специальности…

Первым я опросил Дениса, который впервые пригласил меня в аэроклуб во время нашей первой встречи на МАКСе-2015. Его я встретил первым, едва только попал на территорию аэродрома. Он отвечал мне предельно просто и открыто.

***

- Скажите, как давно вы пришли в авиацию и решили стать пилотом?

- Очень давно, ещё когда пришёл в военное училище. Закончив, стал авиационным инженером. В армии я служил по специальности. Начал с земли, всю армию был инженером, потом стал летать боровым инженером самолёта. А после армии, когда закончилась служба, я поставил себе цель и стал летать уже в качестве пилота. Вскоре я получил любительский допуск частного пилота. Далее – учился в Ульяновске. Так я стал пилотом.

- Скажите, что вас на это вдохновило?

- Летал в детстве, был влюблён в авиацию, самолётики делал. Потом, был случай, с родителями как-то летел. Больной был, плакал. В полёте пригласили стюардессу. Попросили её – она в кабину завела. Когда я в свои шесть лет увидел красиво одетых дядей и такое количество приборов, то даже удивился. Я подумал, что это самые умные люди, если они разбираются в каждом из этих приборов. Приблизительно после этого у меня и появилась эта любовь.

Его ответ тронул меня до глубины души – в чём-то мы с ним даже похожи – эта тяга к авиации у меня развита тоже с самого детства…

- Скажите, сложно ли учиться лётному делу в аэроклубе?

- Ну, лётному делу всегда тяжело учиться, я так считаю. Вообще, люди приходят влюблённые в это всё дело. Кроме влюблённости ещё материальные средства надо иметь. Раньше было всё проще: в ДОСААФ пошёл любителем, мальчиком в 10-м классе, вырос в пилота. Как там раньше говорили, «более нищие» занимались в авиации, а теперь это, конечно, очень затратная деятельность. Теперь школ нет, ДОСААФа – тоже фактически нет, а сложность всегда одна и та же. В авиации, чтобы учиться этому делу, в душе должна быть романтика.

- То есть, основная сложность – это материальная составляющая?

- Да, так и есть, и здоровье тоже…

***

Наша беседа продолжалась долго, пока у меня не закончилась плёнка диктофона, и даже дольше. Я был очень рад его видеть. Материалов мы с ним набрали столько, что с лихвой хватило бы на две статьи! Через некоторое время, прогуливаясь по аэродрому, я встретил Алексея Шикунова, с которым впервые летал в этом аэроклубе. Чтобы никто нам не мешал, мы зашли в административное здание и расположились там.

***

- Скажите, как давно вы пришли в авиацию и решили стать пилотом?

- В авиацию я пришёл в 2007-м году в аэроклуб «Кубинка». Именно там я начал лётное обучение.

- Что вас на это вдохновило?

- Не знаю, наверное, гены. У меня отец на лётное поступал, но не поступил, дядя у меня заслуженный лётчик, второй дядя – тоже в авиации. Они привили мне это дело с детства.

- Сложно ли учиться лётному делу в аэроклубе?

- Нет, лётному делу учиться не сложно. Надо иметь усидчивость, иметь хорошее здоровье, иметь трудолюбие и какие-то природные признаки к лётной специальности, то есть, хорошую координацию и реакцию. В принципе, большинство ребят, которые хорошо управляют автомобилем, поддаются обучению.

- Люди каких слоёв общества приходят к вам в аэроклуб, чтобы научиться летать и стать пилотами?

- Абсолютно весь срез общества: от банкиров и кончая экономистами, рабочими, абсолютно все. Средний класс есть, есть даже конструкторы самолётов, которые приходят и учатся, студентов много, причём, «нелётных» специальностей.

- Какие трудности может испытывать кандидат в пилоты при поступлении в аэроклуб?

- Основные проблемы – это материальные и по здоровью. Бесплатных аэроклубов по стране нет, а в остальных обучение дорого стоит. А также здоровье, человек должен быть здоров, пройти медкомиссию на пилота-любителя, только после этого он допускается к самостоятельным вылетам после обучения.

- Скажите, какая у вас была специальность до поступления в аэроклуб?

- Я работал экономистом и программистом до этого.

- А как долго вы работали?

- Получается, до 27-ми лет. В 27 лет я уехал поступать в аэроклуб. Я продолжал работать, совмещал лётное обучение с работой. Второй год я занимаюсь чисто лётной работой.

- Скажите, вы, получается, закончили Кубинский аэроклуб?

- Я там начинал обучение. А потом, когда по экономическим соображениям его закрыли, я пришёл в аэроклуб «Джонатан Ливингстон», и закончил уже его.

- Получается, вы его окончили, и теперь здесь работаете. Это удивительно! Скажите, как вам удалось стать инструктором после окончания обучения в клубе?

- Ну, сложно сказать, что удалось. Шеф-пилот предложил мне стать пилотом-общественником с условием, что я пройду все лётные проверки и оправдаю доверие. Большое спасибо ему за это.

- Я много слышал о том, что многие знаменитые лётчики, включая Юрия Алексеевича Гагарина начинали свою воздушную карьеру с аэроклубов ДОСААФа. Скажите, пожалуйста, может ли современный выпускник аэроклуба в будущем построить карьеру пилота, даже если изначально до этого работал в иной специальности?

- Да, конечно. Сейчас всё гораздо проще стало. Вообще, раньше аэроклуб ДОСААФА был некой лётной партой, многие ребята начинали именно с этого. Сейчас, конечно, это дело затратное, но всё равно, ребята идут и переучиваются, поступают потом в лётное училище, учатся за границей и начинают лётную карьеру. Без лётного училища сейчас карьеру не начнёшь, обязательно должно быть высшее лётное образование. Одного аэроклуба мало, это – первоначальное лётное обучение. Там можно получить только так называемую лицензию частного пилота.

- Но эта лицензия не позволяет зарабатывать, так?

- Да, именно потому такие как я являются пилотами-общественниками.

- Много ли людей приходит к вам в аэроклуб, чтобы познакомиться с авиацией?

- Сейчас в связи с кризисом стало поменьше, но вообще да, конечно, много людей приходят. У нас очень хорошее расположение – близко к большим трассам, от Москвы не так уж далеко. Народу много ездит. Ну, и по аэродрому тоже, как видите, движение есть…

***

Разные судьбы, разные пути, но итог – один, - оба они весьма хорошие пилоты. В чём-то их пути отличались, но одно их объединяло: на их выбор повлияла их общая любовь к небу.

Мнение о том, сложно ли или просто учиться лётному делу, как я отметил для себя, зависит от индивидуальных особенностей. Кому-то, может, сложно усваивать все возможные правила, или наоборот – кто-то хватает знания на лету и анализирует информацию, как будто он – стремительный компьютер, облачённый в человеческое тело. Идея того, что любой человек, даже если он принадлежит к иной профессии или имеет другую специальность, может покорить небо как любитель и развиться в полноценного профессионала, меня окрыляла. Несомненно, дело затратное, но ведь оно того стоит! Когда занимаешься интересным для тебя делом, то это абсолютно не сложно. Остаётся только жалеть о том, что никаких привилегий или бонусов для окончивших аэроклуб курсантов при поступлении в лётные училища нет, и в ближайшее время не появится. Приёмные комиссии многих ВУЗов, включая лётные, обращает внимание только на результаты Единого Государственного Экзамена, но не на опыт от полётов, который уже имеет кандидат. Это немного разочаровывает.

В любом случае, начав с малой авиации как с увлечения, можно пойти дальше: пилот-общественник, инструктор, выпускник лётного училища… Такой опыт широко распространён в странах Европы, где за штурвал пересаживаются представители многих сторонних профессий. Малая авиация крепнет и развивается всё быстрее с каждым годом. Несмотря на дороговизну и отсутствия финансирования со стороны государства, она становится всё популярнее. Множество пилотов-любителей уже бороздят просторы воздушного пространства Российской Федерации. Возможно, кто-то из них уже задумывается о том, чтобы полностью отдать себя этому опасному, но романтичному и благородному делу. Кого-то из них ждёт большое будущее. Кто знает, может быть, среди нас уже скрывается новый Юрий Гагарин или будущий покоритель других планет.

Москва 2016 г.


[1] http://www.lien.ru/children/gagarin/kursant.html

[2] Газета «Заря молодёжи», статья «День на аэродроме», Саратов, 3 августа 1955 г.

 

Также в рубрике
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Туроператоры назвали Камчатку и Курилы самыми дорогими регионами для отдыха
 0
Комментариев нет. Станьте первым!