По земле и воде: как добраться в Крым по "единому"?
Идея заключается в том, что человек приезжает на поезде в Краснодар или Анапу, а оттуда его через Керченскую переправу доставляют к месту назначения на полуострове – и все это по одному проездному документу. Если раньше «единый билет» можно было оформить только в железнодорожных кассах, то с этого лета появилась возможность купить его на сайте РЖД. Но на практике все оказалось не так гладко.
На Керченской переправе безостановочно трудятся паромы, способные перевозить сотни автомобилей и более тысячи пассажиров. Республика Крым
Изучив все имеющиеся маршруты, мы решили ехать в Судак через Анапу и подобрали вариант, при котором, выехав на поезде из Москвы в субботу утром, уже к шести вечера воскресенья должны были потягивать из бокала вино «Солнечной долины» под стенами знаменитой Генуэзской крепости. При этом продолжительность пересадки между поездом и автобусом составляла менее часа.
Увы, у сайта РЖД были другие планы на наш счет. Он непременно хотел, чтобы мы провели не менее шести часов за осмотром достопримечательностей Анапы и прибыли в Судак глубокой ночью. К счастью, сайт честно предупреждал, что система оформления «единых билетов» на нем работает в тестовом режиме, поэтому я решил попытать счастья в обычных железнодорожных кассах. Там мне без проблем оформили билеты на удобный рейс. При этом, правда, выяснилось, что на самом деле для проезда на поезде нужен один документ, для автобуса и парома – другой.
«Единый билет» един в двух лицах: оказывается, билеты на поезд и на автобус с паромом — это разные документы. Республика Крым
Благодаря многочисленным указателям, пересадка с поезда на автобус в Анапе не представляет труда… Республика Крым
Уехать из Москвы в Анапу в конце августа можно было за 2700 рублей в плацкарте, а можно было за 30 тысяч – в люксе. Стоимость «единого билета» на автобус и паром зависит только от расстояния. Самая короткая поездка по маршруту Анапа – Керчь обходится в 380 рублей, самые длинные – из Краснодара в Евпаторию, Севастополь или Ялту – в 820 рублей. Время в пути – опять-таки в зависимости от пунктов назначения – от 4,5 до 12 часов.
Паспорта для переправы
На перроне железнодорожного вокзала Анапы найти указатели «Выход на посадку в Крымский федеральный округ по «единому билету» оказалось куда проще, чем прорваться сквозь ряды встречающих поезд таксистов. Через две минуты мы оказались на стоянке автобусов, следующих к Керченской переправе. Честно говоря, это было совсем не то, что я ожидал увидеть, насмотревшись красивых фотографий на сайте: автобусы оказались очень потрепанными.
Однако дальше отдыхающим не стоит рассчитывать на комфортабельные автобусы с телевизорами и кондиционерами. Республика Крым
Шофер видавшего вида «Неоплана» проверил у нас билеты и пустил по рядам листок, в который все пассажиры должны были вписать свои паспортные данные. Якобы это было необходимо для проезда полицейского поста на подъезде к переправе (на котором мы в итоге так и не остановились). Ситуация, прямо скажем, выглядела странно, но мы покорно вписали все требуемые данные. Из Анапы автобус отправился на десять минут раньше, чем должен был по расписанию.
Дальше были полтора часа живописной дороги с подсолнуховыми полями по сторонам и арбузными развалами на обочинах. Перчика в нашу поездку решил добавить водитель, который половину пути разговаривал по телефону, а вторую половину – грыз семечки, и в какой-то момент начал совмещать эти два занятия. Руль он при этом придерживал в лучшем случае коленями…
Стратегический объект
Россыпи указателей, как на вокзале в Анапе, в порту «Кавказ» не наблюдалось, но куда идти после высадки из автобуса, было понятно – благодаря расставленным ограждениям. Пересадка на паром заняла от силы минут 15. Чуть задержаться пришлось только в зоне досмотра багажа. Пока мы стояли в очереди за право поставить свой чемодан на ленту рентген-аппарата, нас со словами «пропустите инвалида» обошел молодой человек в фирменной футболке Единой транспортной дирекции (ЕТД), который помогал старушке донести ее вещи.
Перед входом на паром я остановился, чтобы запечатлеть судно, но тут же двое его коллег в таких же желтых футболках вежливо сообщили мне, что фотографировать запрещено. На закономерный вопрос «Почему?» они ответили, что переправа – это стратегический объект. «Это исторический объект», – отшутился я, намекая на скорое строительство моста в Крым. Ребята улыбнулись, а я, отойдя от них метров на двадцать, продолжил съемку. Больше на свободу фотографии на Керченской переправе никто не покушался.
Между прочим, через Керченскую переправу возобновилось движение поездов. Правда, пока такой поезд – всего один. Республика Крым
При входе на паром нас ждала крутая, узкая и довольно высокая лестница, забраться по которой с чемоданами для половины пассажиров оказалось непростой задачей. Зато наверху их ждал пассажирский салон с мягкими креслами, кондиционером и девушкой в телевизоре, сообщившей среди прочего, что где-то на просторах судна имеется лифт.
Еще на пароме был буфет и вроде как вай-фай, подключиться к которому никому из нашей компании не удалось. Впрочем, главным развлечением для пассажиров все равно стало фланирование по открытой палубе и наблюдение за процессом переправы из порта «Кавказ» в порт «Крым» – после автобусного переезда поездка на пароме воспринималась как увеселительная морская прогулка.
Автобус без расписания
Прибыв в Крым, мы, снова ориентируясь на толпу и заборы, без труда нашли выход к площадке с автобусами, которые должны были повезти нас дальше. На площадке имелся быстровозводимый зал ожидания и туалеты, неподалеку было несколько закусочных и небольшой магазин. В общем, это место во всем напоминало автостанцию. Однако тайным знанием о том, когда и куда отправятся автобусы, тут обладали только координаторы ЕТД. С помощью мегафонов они стремились поделиться этими сведениями с нахлынувшими туристами, но слово «Судак» в их объявлениях не прозвучало ни разу. Пришлось идти спрашивать. Нам указали на пустой автобус (почему-то с табличкой «Симферополь, Севастополь»), велели класть вещи и занимать места.
За пару минут в стареньком автобусе оказалось несколько десятков человек. Ну, значит, скоро поедем, решили мы. Тем более что для соблюдения указанного в билете (пусть и с пометкой «ориентировочно») времени прибытия в Судак тянуть с отправлением не стоило. Через четверть часа нашего пребывания в салоне наконец появился водитель. Но заходил он, как выяснилось, только для того, чтобы взять лежавшую на сиденье газету. Еще через 15 минут шофер зашел снова и сообщил, что мы ждем прибытия следующего парома, так как в нашем автобусе остались свободные места.
После этого народ активно потянулся на улицу. Впрочем, отходить далеко никто не решался. Когда прибудет следующий паром, было неведомо, а сданные в багаж чемоданы и занятые места привязывали пассажиров к конкретному автобусу. Максимум, что можно было себе позволить, – это сбегать в туалет или выкурить сигаретку за углом. Я прогулялся до расположенного в 50 метрах зала ожидания. В прохладном помещении было только два охранника, со скучающим видом смотревших какой-то сериал.
В итоге с момента посадки в автобус до его отправления прошло больше часа, но все это время пассажиры провели возле автобуса, думая, что поедут с минуты на минуту…
Переезд до Судака с 20-минутной остановкой в придорожной столовой под Феодосией занял около четырех часов. В пункт назначения мы прибыли к семи вместо запланированных шести часов вечера – сказался как раз лишний час ожидания отъезда от переправы. Дальше были рассказы таксиста о том, что нынешний туристический сезон в Крыму удался, долгие поиски гостиницы, вожделенный бокал вина под стенами крепости… Впрочем, это уже тема для другого репортажа.
Источник: rustur.ru