В гости к Брежневу
О том, что внутренний туризм остро нуждается в развитии и поддержке, стало понятно не вчера. Но лишь недавно начали предприниматься реальные шаги в этом направлении. Все надеялись, что туристический поток внутри страны в этом году побьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Но бума не случилось. То ли россияне отвыкли отдыхать на родине, то ли кризис сказался…Тем не менее нельзя останавливаться, нужно и дальше продвигать отдых в России и у себя дома, и за границей. Делать то, что наш журнал «Отдых в России» делает уже почти 15 лет.
Недавно вышел в свет новый номер журнала. Сайт «Российский туризм» предлагает своим читателям отправиться вместе с журналом в увлекательное путешествие по городам нашей Родины.
Сегодня побываем в Воронежской области, в гостях у заслуженного фермера России.
Владимир Брежнев и его супруга встречают гостей по традиции хлебом-солью. Воронежская область
Чуть смущаясь, рассказывает он, как все начиналось: «Музей возник благодаря моему другу и учителю – писателю Владимиру Казарезову. Познакомились мы с ним во время его работы над книгой, посвященной фермерству в России. А когда у него начался этап создания этномузея, Казарезов обратился ко мне с просьбой помочь со сбором экспонатов. И тогда я бросил клич населению: мол, меняю свою продукцию – крупы, масло и прочее – на всевозможные старинные предметы крестьянского быта».
Народ активно откликнулся: набралось аж две машины. Но Брежневу продолжали нести плуги, прялки, книги, лампы… Все это он складывал в небольшое помещение. Так начала формироваться коллекция. Уже совсем скоро, на всероссийском смотре-конкурсе, посвященном 20-летию фермерского движения, музей Брежнева завоевал первое место. А музей Казарезова – второе.
Сундук с секретом
Перво-наперво Владимир Иванович ведет знакомить туристов со своей коллекцией. Под звон корабельного колокола поднимаемся по скрипучим ступенькам на второй этаж и оказываемся в зале с диковинными для современного человека предметами.
– В моем роду было много ремесленников, – рассказывает Брежнев. – Первыми экспонатами музея стали семейные реликвии – глиняные горшки, сделанные отцом, и прялка матери.
Работа пряхи – для кропотливых и терпеливых: для изготовления 15 метров ткани требовалось 20 000 метров прядильной нити. Вот почему искусством прядения девочки овладевали с юных лет, дабы успеть изготовить себе приданое к свадьбе и свою семью обеспечить полотном. Прялка была ценным предметом в семье, жених дарил невесте новую прялку, а в знак помолвки на верхней лопасти отламывался кусочек, чтобы все видели, что девушка просватана.
Интересна история ткацкого станка, представленного в музее. И что важно – станок действующий! Изначально у Владимира Ивановича были только, как говорится, запчасти. Как-то раз из близлежащего села Ячейки приехала ткачиха Мария Киселева и, увидев фрагменты станка, предложила сохранившуюся станину. Съездили в Ячейку, всем миром собрали станок, а родственница Киселевых – тоже известная ткачиха Мария Федоровна – помогла запустить ткацкий станок в работу. Так что теперь гости видят ткацкий станок в действии с изготовленным на нем разноцветным полотном, да и челноки с нитками лежат тут же. Хотите попробовать свои силы в ткачестве? Пожалуйста!
В небольшом здании музея собраны инструменты для валяния валенок, столярного дела, оружие и охотничьи трофеи. Здесь же коллекция денежных знаков и монет и вещи повседневной жизни крестьянина – лапти и конная сбруя, самовары и утюги, счеты и граммофон. Особая гордость хозяина музея – «Молитвенник от всех болезней», из середины XVIII века дошедший до наших дней. Даже после пожара уцелел, только обложка чуть обгорела.
А вот и сундук с секретом. В таких сундуках хранили утварь и приданое, а заодно на нем сидели и спали. На внутренней крышке сундука был тайный календарь. Там записывали хозяйственные заметки – к примеру, когда корова гуляла, когда гусыня садилась на яйца. Но были и секретные надписи. Хозяйка в незаметном углу записала: «Была у Васьки 12 ноября, рожать в августе». И раз – под замочек. Владимир Иванович шутит по этому поводу: «Сейчас женщины в мужчинах путаются, а все потому, что сундуки исчезли из обихода».
Самогонная лицензия
Каждый дом близок Владимиру Ивановичу: «В память о своем отце я сделал гончарню. Отец мой всю жизнь делал горшки на этом круге. Они с матерью заготавливали дрова для обжига. Дрова должны были быть обязательно дубовые. Да и печь специальная. Внутрь закладывались изделия для обжига. Температура поддерживалась очень высокая, иначе посуда не служила долго».
А в этом доме жила ткачиха-самогонщица. Вот ее ткацкий станок, а вот – самогонный аппарат. Устроен он из двух чугунков, деревянного корыта, куда наливали холодную воду и клали снег. Все в соответствии с технологическим процессом. Разливали самогон по большим бутылям. А пили гранеными стаканами.
– Желающих я угощаю своим казацким самогоном на травах, – продолжает Владимир Иванович. – Но однажды вышел с алкоголем у меня казус. Кто-то написал куда следует, что Брежнев, мол, самогон гонит да еще и продает! Тут же нагрянули проверяющие с вопросом: «На каком основании делаешь ты, Владимир Иванович, такой напиток?» А я им в ответ: «А у меня есть лицензия!» Удивились проверяющие: быть такого не может! А я настаиваю, что есть лицензия, а выдана она… Александром II! И показываю им железную стопку.
Александр II в 1860 году решил ввести акцизные сборы с выпускаемых спиртных напитков. Если современные разрешительные документы оформляются на бумаге, то раньше выдавались емкости в сотую часть ведра. На ней выбивался год. Здесь видны цифры «1868», а рядом – императорская корона. Владелец такой стопки-лицензии имел право производить и реализовывать крепкий алкоголь.
Из прошлого в настоящее
Многие не знают, откуда пошло понятие «забить стрелку». Некоторые предполагают, что это название произошло от стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На этом месте назначали встречи, то есть забивали стрелку. Другие думают, что высказывание связано со стрелками часов, так обозначалось точное время. А вот вариант Владимира Брежнева очень неожиданный:
– На самом деле история уходит корнями к созданию старинных туалетов. Крестьяне ходили по нужде на «баз», то есть огород или гумно. А те, кто был побогаче, огораживали отхожее место плетнем. Там было сооружение, которое можно в прямом смысле назвать прототипом унитаза: деревянные коряжки, скрепленные в виде стульчака и образовывающие угол, то есть стрелку. Плетень был невысок, за ним было видно, занято или свободно. Но поскольку семьи были большими, то и место не пустовало. Пошел кто-нибудь до ветру, а ему вслед: «Я за тобой стрелку забил!»
Баба-яга принарядилась для гостей и даже губы подкрасила по последнему писку моды. Воронежская область
…Разрастается историческая деревенька. Издалека виднеется казачья сторожевая вышка, рядом с которой уютно расположились хаты с соломенными крышами. В центре деревни зарыбленный пруд с упитанными утками. А для детей обустроена колоритная площадка со сторожкой на курьих ножках, Змеем Горынычем и огромной головой Черномора.
Всех гостей неизменно сопровождают два бессменных «экскурсовода» – индюк Петюня и ослик Гаврюша. Пожелавшие остаться в деревеньке на ночь будут соседствовать с болотными бобрами, живущими тут же, в запруде. На ночь можно попариться в баньке «по-черному», а на зорьке половить рыбу. Для романтических парочек приготовлен сеновал или «номер люкс» на верхотуре мельницы. Вот такая жизнь деревенская во всей красе!
Хрупкий мостик словно соединяет берега настоящего и прошлого для будущих поколений. Воронежская область
Дорожная Карта
Как добраться
Музей под открытым небом расположен по адресу: Воронежская область, город Эртиль, улица Ф. Энгельса, 1. Расстояние до Москвы – 600 км, от Воронежа – 130 км.
Где поселиться
На территории этнодеревни есть гостиница на 28 мест и гостевые домики с удобствами. Стоимость посещения – от 150 рублей. Фото-, видеосъемка – бесплатно. В летнее время желающие могут поставить туристические палатки.
Источник: rustur.ru