В музее дальней авиации
Перед самыми летними каникулами я побывал в Музее дальней авиации. Расположен он на военной авиабазе в городе Энгельс, с которой отправляются на боевое дежурство стратегические бомбардировщики. Просто так туда не попадёшь, и нужно заранее оставлять заявку. Но попасть туда стоит. В музее собраны экспонаты, рассказывающие о столетней истории дальней авиации в России. Надо отметить, что все самолёты, стоящие тут, очень бережно хранятся.
01. Если честно, то этот самолёт, ЗМС-1, удивил меня больше всех. Не потому что он стоит одним из самых первых. Я был впечатлён его масштабом. До этого, мне казалось что Ту-95 большой (вон он там сзади выглядывает). Но тут смесь огромного размера с элегантностью и необычностью конструкции.
02. Рядом с бомбардировщиком установлены ракеты и бомбы разных типов.
03. Огромный отсек для шасси. Их у самолёта два и расположены они по принципу "велосипеда", одно за другим. Что бы понять что он действительно огромен, надо оказаться рядом с ним.
04. Воробьи и скворцы тут по всюду. Не дают скучать отлетавшим железным собратьям.
05. На концах крыльев, в специальных консолях, установлены дополнительные шасси.
06. Задняя кабина, в которой располагался стрелок. Насколько я понял, он попадал в неё через люк внизу фюзеляжа.
07. "Бородавки". За этими полусферам спрятались какие то приборы, очевидно там расположено место штурмана.
08. Ту-95К-22 или, как его называют, "убийца авианосцев".
09. Полусфера с прибором.
10. Заправочная штанга.
11. Кабина пилота.
12. Во всей красе.
13. Грозно смотрятся.
14. Сзади тоже)
15. Ту-22 РДМ. Тут вообще много разновидностей этих самолётов. Потому что именно сюда, на базу в Энгельс, они были перегнаны из Белоруссии на утилизацию. Я так подозреваю, что вот эти оригинальные таблички с информацией, это щитки от передних шасси Ту-22. Кстати, это был очень сложный и ненадёжный в эксплуатации
тип самолётов. И в отличие от других самолётов дальней авиации имел всего три человека экипажа: командир корабля, штурман и оператор. Кстати, вот те три светлых люка внизу фюзеляжа предназначались не только для "загрузки" пилотов в кабину (кресла спускались как на лифте почти до земли), но и для катапультирования. Да, не вверх, а вниз. Это тоже была проблема.
16. Учебный вариант, с кабиной для второго пилота.
17. Высоко расположенные двигатели создавали проблемы как с обслуживанием, так и с управляемостью.
18. МиГ-29
19.
20. Грузовой Ан-12.
21. Именно на этом самолёте в 1974 году перевозили из Волгограда в Москву тело Василия Шукшина, скончавшегося на съёмках.
22. Сзади тут тоже есть кабина.
23. Ил-62. Когда-то возил польское партийное руководство. Потом служил в дальней авиации. В цвета "Аэрофлота" был покрашен уже после постановки в музей.
24. Ми-8
25. Ан-24 ВСР
26. Глазастые двигатели Ту-22.
27. Ту-134 УШС для тренировки штурманов.
28. Место штурмана.
29.
30. Миг-15. Кажется крохой, на фоне не очень большого Ту-134.
31. В те времена воздухозаборник располагался спереди.
32.
33. Остриё ракеты
34. Учебный А-39 "Альбатрос". А за ним ещё один Ту-134, только с изменённым носом. На таких тренируются пилоты бомбардировщиков.
35.
36.
37. А это уже более современная модификация Ту-22М3. Такие самолёты до сих пор стоят на вооружение.
38. В музее можно заглянуть в кабину бомбардировщика Ту-22. В ту самую на три члена экипажа. Экскурсию водят не в самолёт, а отдельно стоящую кабину. Но всё равно, попадаю внутрь, понимаешь, как тяжело приходилось экипажу. Тут невероятно тесно и всё пространство наполнено приборами.
39. Это кресло оператора. Он сидел лицом к корме.
40.
41. Место пилота.
42.
43. А тут сидел штурман.
44.
Вот такой музей. Будет возможность – обязательно сходите. Тут ещё есть экспозиция внутри здания музей. Я там не был, но фото в инете видел. Загляните туда. И хочу сказать, тут очень интересные экскурсоводы, которые с любовью к авиации расскажут про каждый экспонат.
Спасибо за внимание!
Источник: hans-gille.livejournal.com