USD: 94.8700
EUR: 104.7424

«Туристы сюда точно не поедут»

Как московские атеисты восстанавливают храмы на Русском Севере

Волонтер Татьяна на строительных лесах храма в деревне Гридинской. Фото: Станислава Новгородцева

На территории храма Алексия, человека Божия в Садовниках ютится маленькая мастерская, напоминающая перевернутую коробку от бананов. Здесь отесывают новых плотников. Занятия бесплатные, начинаются утром, а заканчиваются затемно. Самые разные люди проводят свои выходные, таская тяжелые бревна и в снег, и в дождь под руководством мастера-плотника. Некоторые ученики прибегают сюда еще и в будни после работы — вытесать лемех или освоить традиционные приемы рубки. Обучившись, участники плотницких курсов едут с фондом «Вереница» на Север, спасать национальное достояние — разрушающиеся памятники деревянного зодчества. За свой счет. И многие из них перед этой поездкой стараются не тратить деньги зря.

Лишние деньги — это дополнительные гвозди и доски. «Я даже в театр не хожу больше, в моей жизни этого уже было достаточно», — говорит основательница фонда Маргарита Баева.

Большинство сельских церквей Архангельской области во времена СССР стали клубами и складами. Восстановить их без профессиональных плотников из артели Дмитрия Соколова было бы невозможно. Он вырастил талантливых мастеров деревянного зодчества, которые знают секреты старинных технологий. Удивительно, но некоторые плотники — убежденные коммунисты. Да и многие волонтеры — люди неверующие, для них храмы — в первую очередь культурное достояние, память и история.

Фотограф Станислава Новгородцева отправилась с волонтерами в экспедицию по Архангельской области.

Фото: Станислава Новгородцева

Мастерская фонда «Вереница» в Москве, где желающих обучают плотницкому делу.

Никольский храм в селе ВолосовоФото: Станислава Новгородцева

«Я представляла архангельские села пряничными и нарядными, как каргопольские игрушки, — признается Станислава. — Но увидела привычную картину постсоветской антиутопии: разбитые дороги, гигантские лужи на главной площади, кривые заборы, борющиеся за выживание жители».

Маргарита очищает дорогу к храму в деревне Гридинской. Фото: Станислава Новгородцева

Как сказала директор дома культуры одного из сел, во время карантина многие люди возвратились на малую родину: в городе все равно делать было нечего. Но как будто продолжали стесняться своего происхождения и не горели желанием участвовать в развитии села. Многим непонятно, зачем восстанавливать старинный храм, если здесь нет дорог и интернета. Туристы сюда точно не поедут. Но с появлением волонтеров села оживают: людям важно участие, важно, что о них не забыли в «большом мире».

Иконостас в Никольской церкви деревни Гридинской. Фото: Станислава Новгородцева

В Архангельской области многие храмы расположены на берегах рек и названы в честь святого Николая — покровителя путешественников.

Деревня Гридинская. Фото: Станислава Новгородцева

Если раньше волонтеры сами искали храмы на карте области, то теперь в фонд за помощью обращаются и местные жители.

Волонтеры и местные жители пьют чай в библиотеке села Остахино. Фото: Станислава Новгородцева

«Вереница» не только спасает объекты деревянного зодчества, но и поддерживает северные библиотеки: привозит книги и даже оплачивает работу библиотекарей. Сейчас многие сельские библиотеки закрываются из-за нехватки финансирования. Библиотека — центр культурной жизни в селе. Здесь собираются неравнодушные, угощают реставраторов чаем, строят планы на сезон.

Крыльцо храма Николая Чудотворца в деревне Гридинской. Фото: Станислава Новгородцева

На зиму крыльцо укрыли с северной стороны полиэтиленом от дождей и метелей. Храм был построен в 1790 году, закрыт в 1930-х. Фонд «Вереница» реставрирует его с 2009 года.

Рисунки на доме Осипа Буракова в деревне Кочигино. Фото: Станислава Новгородцева

Роспись выполнена знаменитыми художниками Петровскими в 1879 году. Изображение льва и единорога было традиционным в символике росписи крестьянских домов Русского Севера. Считалось, что их изображения оберегают от злых духов.

Маргарита с санями, которые она купила у местного жителя для перевозки дров и уборки хвороста. Фото: Станислава Новгородцева

Впервые Маргарита восстанавливала храмы в Архангельской области еще в студенческие годы. В вымирающей деревне на берегу Северной Двины волонтеры консервировали комплекс Калежского погоста. Но в 2006 году два деревянных храма и колокольня XVIII века полностью сгорели. Говорили, что кто-то выбросил угли из бани в сухую траву. Маргарита проплакала несколько дней. А потом создала фонд…

Николай Васильевич носит воду из колодца в волонтерский дом в деревне Гридинская. Фото: Станислава Новгородцева

Там, где появляются волонтеры, начинают помогать и местные: привозят стройматериалы и продукты, жертвуют сбережения. Для «Вереницы» участие местных очень ценно. Если человек поучаствовал в восстановлении церкви, он точно не будет жечь рядом костер, растаскивать здание на доски и писать на стенах. Ведь теперь этот храм и его детище тоже.

Плотник Руслан осматривает дом Осипа Буракова в деревне Кочигино (Тиманевка). Фото: Станислава Новгородцева

Увы, табличка «Памятник культуры», которая должна оберегать деревянное наследие, в реальности не спасает. По словам волонтеров, подступиться к такому зданию фонду гораздо сложнее: после бесконечных официальный утверждений и согласований стоимость реставрации увеличивается в разы. Фонд законсервировал дом Осипа Буракова, чтобы он не разрушался дальше.

Старинные предметы быта в деревенском доме. Фото: Станислава Новгородцева

Деревня Остахино Шенкурского района. Фото: Станислава Новгородцева

«Люди на Севере особенные, как мне кажется, — рассуждает Станислава. — Они достаточно замкнутые, немногословные, не бегут с распростертыми объятиями к первому встречному, полны собственного достоинства, чувства гордости. Их доверие нужно завоевывать — по-другому никак, но мне это очень импонирует».

Село Архангело. Фото: Станислава Новгородцева

Дом Осипа Буракова в деревне Кочигино (бывшая Тиманевка).Фото: Станислава Новгородцева

Дом построен в 1860 году и является объектом культурного наследия, о чем гласит табличка на фасаде. Однако ни официальные власти, ни нынешние владельцы не спешат его восстанавливать.

Николай Васильевич у волонтерского дома в деревне Гридинская. Фото: Станислава Новгородцева

Маргарита и Наталья, библиотекарь и хранительница храма в деревне Остахино. Фото: Станислава Новгородцева

Смотришь — люди начинают ходить в понемногу оживающую церковь, вспоминают семейные истории: «В этом храме еще мою бабушку крестили…»

Екатерина Дериглазова

Источник

Также в рубрике
Чем Удмуртия удивит туристов
 0
Авторское виноделие в Крыму набирает обороты. Среди признанных лидеров в этой отрасли севастопольский винодел и основатель торговой марки «Бельбек» Сергей Бескоровайный
 0
Комментариев нет. Станьте первым!