Наш паровоз вперёд лети, в музей тебе дорога!
Совсем недавно в Петербурге появился новый музей, точнее, вернулся усовершенствованный старый. Называется он "Музей железнодорожных дорог России". В старом бывать не пришлось, поэтому, пользуясь тем, что до Нового года вход в музей бесплатный, в будний день пошли смотреть на паровозики. Мы, конечно, дилетанты, но уже давно не получали такого удовольствия от посещения музеев. Прямо чувствовала, как во мне просыпается Шелдон Купер:))
Сначала по привычке пошли на Варшавский вокзал, где музей располагался раньше. Но ничего там не нашли, охрана Варшавского экспресса просветила нас, что музей теперь на Балтийском вокзале. Пришлось возвращаться. Так что не повторяйте наших ошибок!
Музей занимает несколько зданий. Вначале попадаешь в старое здание депо Петергофской железной дороги. Здесь сохранился поворотный круг.
Вспомнилось, как мы осматривали поворотный круг в Малой Вишере, который при всем своём историческом интересе сейчас представляет классическую заброшку. Вот бы и там сделать что-нибудь подобное.
Основная экспозиция музея расположилась в двух специально построенных для музея зданиях, соединенных стеклянным надземным переходом.
Часть экспозиции находится под открытым небом.
Встречаются весьма интересные экспонаты. Самый впечатляющий, пожалуй, это боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), по военной классификации – изделие 15П961 "Молодец".
В просторечии БЖРК зовется "ракетный поезд". Это не макет и не реконструкция, это самый настоящий БЖРК, ещё не так давно стоявший на боевом дежурстве и спасённый прежним руководством музея от печальной участи металлолома. Сама ракета, естественно, заменена на муляж.
А это , если не ошибаюсь, транспортер 305-мм орудия.
Мы подобный агрегат видели на форте Красная горка.
Теперь вернёмся внутрь музея.
Как и положено современному музею, он компьютеризирован. На больших видео-экранах показывают ролики о разных железнодорожных профессиях. Или, например, оригинальное решение: в стилизованные ящики от свиной тушонки вмонтированы экраны, по которым крутят военную хронику:
Экспонатов много, все в отличном состоянии. Правда, не знаю, в рабочем или нет. Хотелось верить, что если закинуть в топку угля, паровоз запыхтит и поедет))
Паровоз С68 - единственный в мире сохранившийся паровоз типа "С".
Товарный паровоз 1917 года постройки:
Смотришь на эти паровозы и сразу перед глазами всплывают кадры из фильмов про революцию и гражданскую войну. "Бурнаши мост подожгли!!"
Один из паровозов представлен в разрезе:
И к нему можно заглянуть под брюхо:
Именной паровоз:
Мотовоз. 1935 год:
Железнодорожный транспорт периода Великой Отечественной войны. Тут военную атмосферу дополняют белые гипсовые фигуры.
Для погрузки носилок с ранеными специальным образом оборудовали створный угол.
Вагон IV класса для перевозки переселенцев.
Запомнился белый вагон-ледник для перевозки сибирского масла, Омская железная дорога.
Танк-паровоз выпуска 1953 года:
Паровоз постройки 1956 года. Это последний паровоз, который был выпущен в Советском Союзе.
Сталин три года как умер, и уже возможно прошел 20 съезд КПСС, а на носу паровоза по-прежнему клепают Ленина вместе со Сталиным.
Весьма впечатляет! Особенно колёса выше человеческого роста.
При желании можно подняться наверх и полюбоваться на поезда сверху.
Правда, тут обзору мешают металлические конструкции.
Смотрим сверху на пассажирские вагоны трех классов: желтые (правда, здесь он скорее оранжевый)..
..синие..
..зелёные..
Вспоминаются блоковские строчки:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вагон знаменитого восточного экспресса:
Очень жаль, что паровозы отжили свой век. Есть что-то романтичное в клубах дыма, вырывающихся из трубы, в протяжных гудках, в характерном почухивании и стуке колёс. Современные поезда так не стучат((
На настоящем паровозе нам приходилось ездить в Германии, в заповедном районе Гарц, провинция Саксония-Анхальт. Мы ехали на легендарную гору Брокен, где собираются на шабаш ведьмы. И эта поездка на паровозе сквозь туманы и леса стала одним из сильнейших впечатлений всех наших путешествий.
Знаю, что у нас можно записаться на экскурсию и прокатится на паровозе по узкоколейке по новгородским лесам. Но там мы ещё не были.
А это более современный железнодорожный транспорт.
Эти морды я уже помню.
Несмотря на бесплатный проход, в будний день народу было немного. Удавалось даже сделать снимки без людей в кадре.
А вот в выходные, как пишут, тут настоящее столпотворение.
Подводя итоги, надо отметить, что в Питере появился ещё один современный музей из разряда Must see. Я бы его поставила в один ряд с Гранд-макетом "Вся Россия" и "Петровской акваторией".