Озеро Тигода – это да!
Стрелки узкоколейки в Тесове перевели на туристический путь
Первые впечатления, когда садишься в поезд на узкоколейке, - разительное отличие от передвижения по обычной железной дороге. Если в спальном плацкартном вагоне или купе пассажир в окошко просто наблюдает за проплывающими мимо него облаками и деревами, то здесь, в товарно-пассажирском, ветка березки может даже больно хлестнуть по щеке – надо быть все время начеку, если смотришь или тем более высовываешься в окно. И не случайно перед поездкой пассажиру проводят инструктаж по технике безопасности. Надо знать, как себя вести. Узкая колея – более дешевый вид железнодорожного полотна, но и более опасный. Эффект неожиданности может дать знать о себе в любую минуту. Если на обычной железной дороге вагон сойдет с рельса, то это ЧП на всю страну, а тут – обычное дело. Пассажирам придется поучаствовать в деле становления своего вагончика или локомотива весом 18 или даже 32 тонны на путь истинный.
Поэтому каждый пройденный поездом километр принимаешь за счастье. С такими вот мыслями мы едем от станции Рогавка … в болото. Здесь, в Новгородском районе, близ поселка Тесово-Нетыльский, вокруг торфопредприятия их множество. Что интересно, само производство работает на грани банкротства, дела там плохи – дай Бог нынче за лето чуть выдать торфа для сельскохозяйственных удобрений, а вот малый туристический бизнес вдруг стал расти.
- Когда мы задумали возить туристов, то рассчитывали работать только на выходных, но практика показала, что спрос на поездки по узкоколейке большой, и он растет, - рассказывает нам директор музея железнодорожной техники под открытым небом Алексей Помигуев. – Так что мы организуем экскурсии, поездки на пикник, за ягодами и грибами теперь и в обычные дни.
Малое предприятие уже получило грант от областного правительства на развитие, и теперь планирует расширяться. Путейщикам-музейщикам остается только локти кусать по поводу утраченного… Если бы с 50-х годов прошлого века можно было оставить все как есть – какой был бы в Тесово-Нетыльском туристический Клондайк!!! Вы только представьте себе: узкоколейные дороги в отдельно взятом поселке были проложены по сельским улицам и забирали рабочих на очередную смену, детей возили в школу… Предприятие ежедневно отправляло 15 железнодорожных составов, в каждом по 30 вагонов, торфа стране, демонстрируя при этом организационный и технический уровень, превосходящий угольную промышленность. Новгородское Тесово было флагманом торфодобывающей промышленности СССР.
Эх, рельзы-рельсы, шпалы-шпалы – ходит поезд запоздалый… Теперь осталось всего 12 км узкоколейки в сторону болота из более чем полусотни путей во все стороны. В том числе был и выход на широкую колею в Рогавке. Увы, теперь вокруг озера Тигода, на дне которого покоятся несметные (но никому пока ненужные) залежи целебного сапропеля, туриста не провезти. А кто виноват? Пресса виновата. В 2007 году тоже устроили тур для журналистов с целью привлечения инвесторов – вот они и набежали, бизнесмены аховы, с болгарками. И давай пилить узкоколейку на металлолом. Остановили, конечно, хулиганов, но пути из метровых рельсиков уже не восстановить. Очень жаль, потому что раньше туристам открывались красоты озера по всей его береговой зоне – с пляжами, живописными рощами… На дрезине можно было подъехать к той части его, где можно пройти на Ореховый остров. Он действительно покрыт ореховыми деревьями. И нынче урожай, судя по всему, но … не достать.
Заново прокладывать узкоколейку – это вложения примерно в 4 млн рублей на каждый километр. Музею с таким объемом финансовых вливаний в одиночку не справиться. Ищут спонсоров и потихоньку собирают экспонаты. В частности, этой осенью ждут новый узкоколейный тепловоз. Начальство РЖД, узнав про полезные начинания тесово-нетыльских музейщиков, обещало помочь, и по автодороге доставить восстановленный ТУ-4. Стоимость доставки при этом будет больше, чем стоимость самой машины, а что делать?! Сами же энтузиасты закупили и подкрасили товарно-пассажирский вагон-трансформер немецкого производства, полученный еще по репарации в послевоенные годы. Он до сих пор в отличном состоянии! Боковые лавки для сидения в нем превращаются, лавки превращаются, лавки превращаются … в удобные двухъярусные нары! В арсенале музея также вагон-столовая, дрезина «пионерка» - для желающих покататься с ветерком за ягодами и грибами, а также автодрезина – прототип автопоезда, о котором грезило областное правительство в разгар кризиса с местными электричками. То есть в 50-е годы прошлого века люди легко справлялись с транспортными проблемами, которые сегодня нам кажутся неразрешимыми.
Особенно удачно для туриста оказаться в Тесово-Нетыльском во время проходящего здесь каждое лето фестиваля по военно-исторической реставрации событий Второй мировой войны. Район торфяных болот был местом ожесточенных сражений Второй ударной армии и сил немецкого вермахта. Захватчики, что интересно, едва ступив на богатую торфом территорию, тотчас же принялись вывозить болотный продукт себе, в Германию. Использовалась развитая сеть узкоколейных дорог и в военных целях – для переброски техники и живой силы. А тут партизаны… Кстати, памятники на местах братских захоронений советских воинов достижимы также только по узкоколейке.
По стране сейчас немало мест, где можно покататься по узкоколейке. В частности, в Гусь-Хрустальном Владимирской области арендуют дрезины, чтобы покатать публику по местам былых торфоразработок. В Полистовском заповеднике в Псковской области начали катать туристов, да чайком баловать…Существенное преимущество Тесова – путешествовать можно по «цехам» действующего еще предприятия. Так, болото №7, куда нас привезли, самое богатое. Здесь мы увидели множество брошенной, как нам показалось, и явно ржавеющей техники – тракторов, бульдозеров, торфоуборщиков, путеукладчик. На самом деле, как нас уверили, эти экспонаты музея под открытым небом еще можно завести и пустить в дело. Руки только приложить надо. В Нетыльском уверены, что торф – дело перспективное. Отрасль еще развернет свой потенциал. Один сапропель чего стоит! Уже доказано, что на дне озера Тигода он именно целебного свойства. Инженеры уже разработали установку, при помощи которой из торфа можно получать природный газ. Такой агрегат может разместиться «за спиной» локомотива поезда и тогда по узкоколейке побегут не тепло, а … торфовозы.
Вот почему машинисты в Тесово до сих пор свято чтут инструкцию по сигнализации на узкоколейных железных дорогая торфопредприятий, утвержденную министерством топливной промышленности РСФСР. Два коротких гудка – сигнал к движению.