USD:
EUR:

Тайны подземелья Балаклавы

Текст: Пётр Штопоров

Еще в 30-х гг. ХХ столетия на советском Черноморском флоте начались работы по сооружению подземного убежища для субмарин. Военно-политическое руководство страны решило таким образом уберечь хоть какую-то часть подлодок от возможной бомбардировки вражеской авиацией. Однако задуманный проект так и не был полностью воплощен в жизнь. Довести задумку до конца, говорят, помешала война. Во второй половине 50-х гг. руководство СССР вернулось к идее прятать свои подводные лодки в тайных подземных каналах. Правда, главная цель преследовалась иная: в связи с угрозой применения потенциальным противником ядерного оружия требовались противоатомные укрытия. Выбор пал на крымскую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — Балаклава превратилась в закрытый район Севастополя. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. С 1993 база постепенно приходит в запустение. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. Согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса «Балаклава».
 

 

 
Туристам на выбор предлагается пешая прогулка или прогулка на катере
 
 
Но на катере снимать со штатива было бы проблематично, да и в пешей прогулке больше интересного можно увидеть

 

 
Гермоворота должны были гасить взрывную волну, в случае взрыва атомной бомбы
 
 
Объект 825 рассчитан на прямое попадание 100 Килотонной бомбы!

 

 
Вот так просто и легко можно узнать нахождение большинства подземных сооружений Севастополя
 
 
 
Что в этом музейном комплексе прекрасно — это то, что везде можно совершенно свободно гулять

 

Прелесть и своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе высятся живописные развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую — поднимается гора Таврос, что в переводе с тюркского значит «пустая». В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров.

 

 

Сухой док. Лодка заходила в док, её закрепляли, а сам док осушался насосами. Справа под водой можно заметить лестницу, это нижние этажи дока.

 

 
 
Макет подлодки

 

 
 
Двери в арсенал. Вес одной створки 10тонн, толщина 60см

 

 
Изогнутые коридоры так же рассчитаны на гашение взрывной волны
 

Экспозиции «Музей ЦКБ „Черноморец“»

 
Машинный телеграф

 

В случае угрозы прямого ядерного удара — а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн — толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек. Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и комнаты отдыха.

 
Поворотный круг с тележкой, на которых перевозились боеприпасы

 

 

Основной транспортный коридор объекта, длиной 300 метров, ведущий на территорию производственных площадей. В коридорах были проложены рельсы для транспортировки транспортных тележек с торпедами.

 

 
 
Вентиляционная установка

 

 
Макет отделяемой головной части баллистической ракеты
 

В этом строго засекреченном месте работало от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта

 

 
Во дворе у входа в арсенал
 

Гора Таврос, под которой расположился этот уникальный в своем роде подземный комплекс. Это фото дает отличное представление о масштабах объектов, расположенных внутри горы. Левая точка — северный портал для выхода лодок в акваторию Черного моря. Центральная точка — вход для персонала в объект 820 — арсенал. Правая точка — вход в подземный канал, через который подлодки заплывали внутрь базы из бухты. 

Источник: yodnews.ru

 

Также в рубрике
Найти его легко, он расположен рядом с самой оживленной трассой России – дороге на Юг. Фоторепортаж для «Российского туризма» от автора канала «От века к веку» Олега Злобина
 0
Чем Удмуртия удивит туристов
 0
Комментариев нет. Станьте первым!