5 июля завершился то ли по традиции, то ли по инерции продолжающий считаться главным рок-фестивалем страны рок-алко-марафон «Нашествие». Почти 200 тысяч человек на протяжении трёх дней слушали разных артистов с довольно однообразной музыкой, стояли в очередях — сначала за пивом, потом — в туалеты, фотографировались с танками и записывались в добровольцы в палатке Минобороны. Мы собрали самые яркие фотографии с «Нашествия» из инстаграмов его посетителей, чтобы вы им позавидовали. Или нет.
К «Нашествию» в этом году был особый интерес, причём у публики, достаточно от него далёкой. Давно законсервировавшийся фестиваль со своей чёткой ориентацией на сегмент потребителей и одинаковым набором артистов вдруг начал обсуждаться в интернете людьми, которые не только не знают всех составов «Арии», но даже «Король и шут» в детстве не слушали.
Обстановка вокруг «Нашествия» стала накаляться после ряда публикаций на тему участия в нём Минобороны. Вообще военная техника присутствует на фестивале уже третий год в специальной зоне «Армия России»; в этом году к современным образцам добавили «Катюшу» и Т-34, потому что юбилей Победы и так положено. Открылись и другие детали, ранее известные, кажется, даже не всем участникам события. Например, на фестивале стоит палатка, где в перерыве между выступлениями групп можно записаться служить в армию по контракту.
Ещё для желающих тут устраивают марш-броски по пересечённой местности, краткий курс молодого бойца в программу включён. Разумеется, эти подробности произвели серьёзное впечатление на многих людей, не знакомых с реалиями российской рок-сцены, а сотрудничество с Министерством обороны и вовсе повергло в шок.
Один из старожилов фестиваля журналист Михаил Козырев устроил практически открытые дебаты на своей странице в фейсбуке, сведя в один пост продюсеров и организаторов фестиваля и музыкантов. Правда, дискуссия в итоге оказалась не слишком бурной. От участия в «Нашествии» предсказуемо отказался лишь лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, который вот уже полтора года является в глазах ярых патриотов врагом русской нации номер один в рок-музыке. Все остальные группы на фестиваль поехали, как уверяет продюсер фестиваля Дмитрий Гройсман.
Михаил Козырев
ЖУРНАЛИСТ, В ПРОШЛОМ — ОРГАНИЗАТОР ФЕСТИВАЛЯ «НАШЕСТВИЕ»
К организаторам вопросов уже нет. Были, задал. Вопросы, конечно, к музыкантам. К каждому, который когда-то начал слушать песни и взял в руки гитару. Вы-то как себе это объясняете, глядя в зеркало или ворочаясь в постели по ночам? Вы-то как обосновываете исполнение условных «make love not war» на этом празднике военной техники? Воистину, безграничны способности человека к самооправданию...
Вообще организаторы выглядели во время всей этой истории несколько не в своей тарелке, причём не от ощущения своей неправоты или стыда, а скорее потому, что искренне не понимали, в чём же таком их обвиняют. И их эмоции совершенно понятны: реальное положение дел на «Нашествии» таково, что выставка военной техники не оскорбляет пацифистских чувств посетителей и вообще вызывает у них не отторжение, а восторг, выступление тульских ВДВшников собирает не меньше зрителей, чем группы на второй сцене, а Андрей Макаревич наверняка пришёлся бы не ко двору и значительной частью зрителей был бы освистан, зато солист группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев сорвал овации, посвятив одну из песен Донбассу. Впрочем, лидеры двух коллективов всё же высказали своё неодобрение по поводу милитаризации рок-фестиваля — это были вокалист группы «Тараканы!» Дмитрий «Сид» Спирин и фронтмен «Несчастного случая» Алексей Кортнев. В остальном же ветераны русского эстрадного рока предпочитали проявить безразличие.
Впрочем, помимо политики и дискуссий о ней, фестиваль запомнится и более профильными рекордами. В очередной раз побит максимум посещаемости — за три дня в Большом Завидове побывали 200 тысяч человек. За все 15 лет существования «Нашествия» это — абсолютный рекорд, заявил один из организаторов Юрий Донцов. На улице стояла рекордная жара: столбик приближался и переваливал за 30 градусов по Цельсию. Отсюда же и большое число пациентов для дежуривших здесь медицинских бригад. Почти 1 тысяча человек обратилась за помощью, причём более 700 — с серьёзными солнечными ожогами.
Выступления проходили на двух сценах. За три дня, с 3 по 5 июля, здесь отыграли в общей сложности примерно 100 групп. Среди них как всем известные и признанные коллективы, так и дебютанты. Кстати, вопреки расхожему мнению, играют здесь не только рокеры и родственные им жанрово коллективы. Среди выступающих в этом году были, например, «25/17». В программе значились всевозможные развлечения. Помимо уже названных милитаризованных шоу и контестов, можно было заняться спортом — например, в футбол поиграть — или посмотреть спектакль «Анархия», поставленный Гариком Сукачёвым в театре «Современник». Правда, жара сводила все возможные активные занятия к стоянию в многочасовых очередях за водой и пивом в павильоны и палатки, снабжённые кондиционерами и холодильниками.
Помимо очередей, посетители столкнулись с немалым количеством других организационных проблем, которых в этом году прибавилось — видимо, пропорционально увеличившемуся числу зрителей. Во второй фестивальный день, 4 июля, из VIP-зоны — билеты сюда начинались от 5 тысяч рублей — украли 18 биотуалетов. Пластмассовые стулья, расставленные в этой зоне, на жаре нагрелись так, что сидеть было практически невозможно. Хотя это всё равно наверняка было комфортнее, чем бесконечные очереди в фан-зоны. В целом, фестиваль прошёл точно так же, как это происходило всегда, пусть и на фоне неожиданно выросшего интереса со стороны различных политизированных масс.
Впрочем, сложно представить, чтобы хоть одно массовое событие сейчас обходилось без подобного контекста: вспомните, как искали подтекст в песнях Muse и признаки скорой революции в подпевавшей толпе. Спешим успокоить: на «Нашествии» всё спокойно и мирно. Дружба народов, море пива и солнца и ЗРПК «Панцирь-С» как главная непоющая знаменитость. Русский рок то ли жив, то ли мёртв — но выглядит сейчас именно так.