Ночь в музеях Петербурга
Много лет назад в родном городе я была на ночи музеев. Тогда из 15 музеев мы смогли обежать пять и не пожалеть ни на секунду о бессонной ночи. В Питере я долго не рисковала отправиться изучать музеи ночью, потому как толпы и дикие очереди. И вряд ли пошла и в этот раз, но Билайн в лице trunov_dmitry предложил очень правильные билеты на ночь музеев. Они действительно открывали абсолютно все двери без очередей, за что респект и уважуха Билайну и Диме. И вот здесь как раз дело не в бесплатных билетах для блогеров, а в правильных. Обежать несколько музеев за одну ночь, отстояв дикие очереди, вряд ли возможно. Мне удалось посетить шесть музеев. Можно было бы и больше, но тогда это был бы настоящий музейный чес. Забежал, сделал фото на память и убежал дальше.
В моем музейном маршруте значилось порядка 15 музеев. Сразу были исключеные библиотеки с играми и перфомансами, музыкальные мероприятия, популярные музеи, где я была или смогу сходить на экспозицию в любой другой день.
В список попали в первую очередь уникальные выставки и интересные для меня активности. большая печаль в том, что часть музеев работала только до 23.00. А некоторые мероприятия были и того меньше по времени - с 19.00 до 21.00. Поэтому на чем передвигаться вопрос быстренько и отпал - поди не все будут на машинах разъезжать от музея к музею, решила я, и найду где ночью прислонить машинку.
Первым в списке значился Архив Санкт-Петербурга. Впервые принимал участие в мероприятии, правда по сокращенному расписанию - только до 23.00. Кажется это единственное место, расположенное у черта на рогах - аж на Дыбенко. Кроме удаленности от центра, там еще и заявленный эксклюзив с осмотром архивохранилища был всего лишь 2 часа и 4 экскурсии. Надо было успеть обязательно. Благо, парковка у Архива была открыта. Я влетела в здание и получила билет на экскурсию, когда за последним человеком закрывалась дверь. Ура!, успела. В новое современное здание документы переехали в октябре прошлого года. Оно рассчитано на хранение 4,1 млн единиц, а сейчас там находится 3,2 млн. единиц. Хранятся документы с 1917 года, но есть и эксклюзив с 1905, например. Дрожа в ожидании того, что вот сейчас нам покажут стеллажи с ветхими документами, проведут мимо них, мы вдохнем запах старины, я была разочарована - одним глазком через дверь увидела как выглядит архивохранилище с раздвижными стеллажами и все. 10 минут! И ради этого я сюда приехала? Спасибо директору Архива Ольге Николаевне Шемчук, внимательно меня выслушала, рассказала возможности индивидуальной углубленной экскурсии и помогла заполучить фотографии тех самых корешков, которые в моем представлении обязательно должны быть в архиве, а потом проводила до выставки, где я мучила вопросами сотрудницу архива. И в итоге у меня получилось собрать интересный материал, который чуть позднее представлю. А пока несколько зарисовок.
Рабочее место архивиста начала 20 века.
Недавно рассекреченный документ о введении самых низких норм снабжения лининградцев от 19 ноября 1941 года. Тот самый, где прописано про 125 гр. хлеба... Жутко. Во многих музеях были выставки и уголки, посвященные войне.
Следующий был музей, отсутствовавший напрочь в моей картине мира - Военно-медицинский музей в Лазаретном переулке, 2. Подобраться к нему быстро и не заехав под кирпич было сложно, поэтому прогулялись с подружкой по теплому вечернему Питеру. Огромная очередь впечатляла, но волшебные билеты открыли моментально доступ к, пожалуй, самому запоминающемуся зрелищу той ночи.
- А этот дядечка умер? - спросила одна из юных посетительниц. Ведущий анатомического театра рассказывал слушателям свеженький анекдот. Вот до чего дожили - без одежды дядечку от тетечки отличить не могут. А еще на днях Мизулина запретила брить интимные части тела, ибо это разрушает национальную идентичность. Так там такое нарастет, что действительно все половые признаки затеряются в пушистых колтунах.
Было ощущение, что в музей пришли студенты медики. Что тут делали мы - не совсем понятно. Но мы пришли посмотреть на волшебные руки хирургов и вот этот замечательный анатомический театр, который в средневековье был за деньги открыт для всех желающих. Здесь представлена женщина, которую переехала телега. Я, конечно, не хирург, а всего лишь неудавшийся патологоанатом, но все равно, - не очень понятно, что за телега такая была - что так расфигачила правую ногу. УЖ слишком обширные повреждения. Не меньше танковой гусеницы по ширине. Множественные переломы, видна надкосница, разрывы мягких тканей и кожи. Картина ясная - жизнь пострадавшей спасет только ампутация, что и подтвердил ведущий. Замечательный макет был изготовлен для съемок фильма Алексея Балабанова по произведению Булгакова "Морфий". Сделано настолько все натуралистично, что даже венозная сеточка на руках видна. Материал - силикон. Конечно же я не удержалась и потрогала экспонат - косточки из гипса, мягкие ткани из силикона - теплые. После этого музея при виде свежего мяса у меня разыгрался аппетит.
Но мы продолжили смотреть экспозицию, где рассказана история военных врачей с 18 века. Удивительно, как минимумом инструментов, прямым преливанием крови в полевых условиях спасали жизни солдатам.
Правда тогда и поражения от оружия были не такими страшными - пулевые, колото-резаные раны, да оторванные ядрами конечности. Это вам не термохимические ожоги, не разрывные пули, не мины... Впечатлительным в музей путь закрыт. Особенно жуткий зал с современной военной хирургией, где фотографии раненых в Чечне.
Много внимания уделено медсестрам, даже одежда представлена. Правда чулки не фильдеперсовые, но пояс весьма симпатичный.
Были там и портативный рентген-аппарат, и многочисленные ящики с полевыми инструментами хирургов, и шинели, и костыли, и фотографии, и документы. Разные войны, разные техники лечения - проникаешься уважением к врачам, которые лечили абсолютно всех попадавших к ним - и русских, и японцев, и афганцев.
Герои СССР. velkoldin - не твой ли родственник на левой доске второй снизу значится?
После, мы с Татьяной отправились в Музей Арктики и Антарктики. Я там было неоднократно и готова ходить еще и еще. Виктор Ильич Боярский - знаменитый полярник и директор музея сделал уникальное собрание экспонатов, подробно рассказывающих про освоение полярных регионов. Я готова там жить и проводить экскурсии, такой богатой и говорящей коллекции я не видела даже в зарубежных музеях. Жаль только, что экспозиция не очень интерактивна. Девушки волонтеры постоянно кричали - "Не трогайте штурвал", "Не трогайте медведя". Бедняга остался без шерсти на носу уже давно. А вот штурвалу точно ничего не будет.
Очередь в этот музей просто гигантская, внутри несмотря на простор помещений передвигаться тоже было не совсем свободно. Зато все для любых возрастов представляет интерес. Абсолютно миролюбивый и эстетичный музей.
Не могла пройти мимо любимого мужчины - Фритьофа Нансена. Про его судно Фрам читайте здесь.
На лестнице столкнулись с директором музея, Виктор Ильич посетовал, что слишком много народа сегодня, которому не спится. Нет, чтобы прийти на полноценную экскурсию среди недели, когда нет толпы.
И то верно, в музейную ночь можно либо стать свидетелем какого-то интересного перфоманса, либо открыть для себя неизвестный ранее музей. Это как бы такое ознакомительное мероприятие, цель которого повысить интерес народа к музеям. Надеюсь, что большинство все же не только в музейную ночь знакомится с культурой, искусством и окружающим миром. В музее Арктики и Антарктики проводились экскурсии по отдельным частям экспозиции - полярная природа, освоение северных регионов, Антарктика. Интересно, но быстро. Впрочем, полноценная экскурсия там продолжается часа полтора, а у нас однажды больше двух часов продолжалась - настолько экскурсовод увлеклась.
Есть в музее и уголок Полярных конвоев, реконструкцию которых наблюдала в начале мая. Настоятельно рекомендую сходить!!!! Мир романтики, холода, особого мира и сильных, мужественных людей. Восхищаюсь ими. Да!
А после мы направились в Петрикирхе, посмотреть на её катакомбы и непонятные для нас "светящиеся деревья" в чаше бассейна.
Невомзможно помыслить, чтобы в православной церкви, пусть даже в подвалах, был вот такой арт. Нихт-нихт. Зато у лютеран такое возможно. Опять обошли огромную очередь и спустились в катакомбы, раскрашенные яркими красками. Все знают, что еще в 1992 году в Петрикирхе был бассейн. Впрочем, его чаша до сих пор осталась. Построенный в 1962 году, приведший к значительным внутренним изменениям, он не был разрушен. В ночь музеев в нем была организована творческая инсталляция, знакомящая с культурой немцев.
Не путайте бухгалтера и бюстгальтером.
Прусаки и русаки.
В подвалах церкви был организован уголок, посвященный ВОВ. Недалекая молодежь, увидев, что немцы воевали со стороны СССР, возоржали - типа " воевали сами против себя", на что местная экскурсовод поставила их на место, дескать, этнически они немцы, но родина у них здесь, в России, и они за неё сражались.
Пройдя быстро по выставке о роли немцев в истории России и Петербурга, мы уверовали, что они были во всех сферах - научная, архитектурная, торговая, военная, даже Иван Крузенштерн - наш замечательный путешественник-исследователь, тоже был немцем. Прекрасно все организовано, всюду таблички, чтобы берегли голову в катакомбах, экскурсоводы и волонтеры, направляющие на осмотр инсталляции, Полный ordnung - порядок, то есть. Немцы замечательны!
Послушали немного концерт в главном зале Петрикирхе и пошли утолять голод.
Ночью Питер напоминает Европу - на Невском светло, много народа, типичная европейская архитектура - прекрасно, когда можно совершать путешествия не выезжая из любимого города.
И все бы хорошо, но в центре омрачали культурное настроение пьяные подростки. Одни сидели у кафе и не могли идти домой самостоятельно, другие лежали на лавочках в кафе - и пришел охранник, и вывел их на свежий воздух. Чем ближе к окончанию музейной ночи, тем больше пьяных на улицах и ... в музеях. Еще в Военно-медицинском музее на выходе откровенно пахнуло ароматом спирта, но потом время от времени в музеях, на улице аромат уже не спирта, а пива и иного алкоголя чувствовался все чаще и чаще.
Не может наш народ даже по музеям ходить трезвый что ли? Или ночь - время пить?
Следующим музеем стал Государственный центр фотографии Росфото, куда пришли полюбопытствовать на комнату фотолюбителя 70-х годов. Но к утру все экшены уже завершились, впрочем, ничего нового там не было - вспомнила, как сама с тетушкой сидели на кухне ночами и печатали фотографии с дачи, а потом накатывали на стекла для просушки.
Посмотрели коллекцию открыток и почтовых карточек военного времени. Восхитилась замечательным дизайном, смыслом, идеей.
И завершающим в эту ночь для нас стал Дворец Связи им. Попова. Просто он был рядом с Росфото, а идти и даже ехать куда-то мы уже просто не могли.
Почтовая тройка верблюдов показалась мне забавной.
Опять восхищение советским диайном. На этот раз почтовые ящики. Как всегда работала пневмопочта, различные интерактивные штуки, которые пытались напомнить уроки физики 8 класса. А вот на "Искусственный интеллект" и песочную анимацию мы уже не попали. В шестом часу утра, весь персонал музеев зевал и хотел быстрее завершить эту самую тяжелую ночь в году. Впрочем, народ с удовольствием ходил от экспоната к экспонату выпуская алкогольные пары.
А мы, посмотрелись в зеркало, поняли, что выглядим не лучше тех, кто кутил всю ночь, и решили, что пора двигать домой, тем более, что больше ни в один музей мы не успевали уже.
Так и остались непосещенные: Вселенная воды, Нарвские триумфальные ворота, мастерская Аникушина, Выставочные залы университета растительных полимеров,
А на улице тем временем уже светило солнце.
Еще раз спасибо Билайну за билеты #билайнвмузее #всевмузей. Удалось посетить шесть из 97 музеев, можно было бы и больше, но и так уже тотальный информационный перегруз.
Что хорошего?
Открыла для себя новый музей, была восхищена вежливым отношением всех работников к гостям, никаких сложностей при посещении не возникло, мероприятия интересные, не было жалко потраченного времени. Хотелось бы, чтобы экшены были до самого закрытия музеев - а то лекции и прочие штуки были доступны только в первой половине ночи. Все понимаю, что люди устают - но все же. Во Дворец связи шли как раз все же не на стандартную экспозицию смотреть, но уже ничего не было там в пять утра.
Часть музеев работали только с 18.00 до 23.00. И все были интеерсные - невозможно успеть побывать на мероприятиях.
Самое негативное - бухие посетители музев. Восхищаюсь мужеством и стойкостью музейных сотрудников, на которых дышали алкогольным смрадом эти "культурные". И потом, когда поездка по раннеутреннему городу должна доставлять удовольствие - приходится вместо нормальной езды оотормаживаться, потому что эти голодные бухарики прогуливаются по дороге как по тротуару в совершенно неположенных местах.
А вообще, хорошо, что такое событие как музейная ночь проходит раз в году. Теперь вот думаю сходить еще в библиотеку для слепых - ради расширения кругозора. И еще в парочку мест.
Источник: oksa-sun.livejournal.com