Звартноц
Еще одним архитектурным чудом Армении является Звартноц, который также называют храмом Святого Григория. Само слово «звартноц» часто обретает разный смысл: «бдящий», «бдящие силы», «дом ангелов», «небесные создания», также существует мнение, что название берет свои корни от дохристанского слова «звартнонк», означающего дух, пробуждающий умерших. Как и многие армянские храмы, Звартноц был построен на месте языческого капища.
Согласно преданию, здесь встретились Григор Лусаворич, первый католикос Армении и армянский царь Трдат III. Постройка, руины которой дошли до нас, основана в 7-ом веке, по приказу католикоса Нерсеса III строителя.
В начале строительства, католикос совершил обряд освещения фундамента, окропив святым миром 16 камней: 13 во имя апостолов (двенадцать плюс Павел), 2 во имя евангелистов Марка и Луки и один во имя св. Григора Просветителя.
Величественностью сооружения восхищались во все времена. Так, импратор Константин 3, посетивний Армении в 652 году был настолько поражен красотой храма, что приказал строителю Звартноца отправиться с ним в Константинополь, для возведения подобного сооружения в столице Византти, но по дороге зодчий умер.
При строительстве этого шедевра архитектурного искусства предусматривалось, что он простоит 1000 лет (до “Второго Пришествия Христа”).
Храм был разрушен в результате землетрясения, но дошедшие до наших дней руины являются в негласными свидетельствами грандиозности сооружения. В основании храма лежит крест, вписанный в круг. «вечно движущееся мировое колесо как незримое сплетение начала и конца».
Церковь представляла собой трёхъярусное сооружение высотой 45-49 метров. Фасад храма украшает резьба и скульптуры, в виде традиционной армянской символики: крест, гранат, орел.
Несмотря на разрушенное состояние, храм Звартноц и археологическая территория вокруг него в 2000 году были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гарни
Случайно увидев эту картинку у не осведомленного человека никогда не возникнет ассоциации с Арменией. Мне неоднократно приходилось слышать такое: "Ух ты, это в Армении? А что это?..."
На сегодняшний день это одна из самых популярных достопримечательностей у туристов, практически все путешественники включают в свою программу посещение этого объекта.
Храм Бога Солнцу - Митре (Михр) - единственное эллинистическое сооружение, сохранившееся на территории бывшего Советского Союза.
Сооружение датируется первым веком нашей эры. Фасад храма украшен 24 стройными ионическими колоннами, украшенными национальным орнаментом. Помещение храма очень маленькое, часто это объяснялось тем, что вход разрешен только верховным жрецам. Известно, что после принятия Христианства в Армении, в 301-ом году, все дохристианские постройки жестоко уничтожалось, однако, Гарни был сохранен. Согласно преданию одной из легенд - это был любимый храм сестры армянского царя Трдата III и он позволил сохранить его. Позднее, благодаря величественной природе, местность становится летней резиденцией армянских правителей. Неподалеку, в 7-ом веке была воздвигнута церковь. В результате сильнейшего землетрясения в 17-ом веке храм был разрушен. Восстановление храма стало возможно лишь благодаря помощи местных жителей. Сейчас, историко-архитектурный комплекс "Гарни" включает в себя: развалины крепости Гарни, храм Митры, развалины древней церкви и резиденции правителей, а также уникальные царские бани начала нашего времени - продолжая привлекать и удивлять своей величественностью и древностью все больше и больше изумленных путников.
Ереванский кот
Каждый, кто побывал в Ереване, обязательно включает в программу посещения всеми любимый и популярный Большой Каскад, и, конечно, каждый, прогуливаясь по Каскаду, заострял свое внимание на огромной скульптуре Кота, да-да, именно кота, о нем сегодня мы немного и поговорим… мяу…
Наверное, логичнее начать с самого начала, с создателя. Автор скульптуры: Фернандо Ботеро, современный колумбийский художник. Долгое время художник и скульптор Фернандо творил, но не мог найти «своего» направления, часто, в его творчестве невооруженным глазом замечалось подражание мастерам: от Поля Гогена до Диего Риверы и Хосе Ороско.
Однако, случайность изменила весь ход его жизни и творчества. В 1955-ом году, во время работы над полотном «Натюрморт с мандолиной» он немного видоизменил форму изображаемого предмета, так он получился намного более объемным. Именно эта «ошибка» стала столпом для формирования авторского стиля художника, именно «Объемные» фигуры принесли ему всемирную славу.
Так вот, в первое время, когда огромный Кот появился в городе, жители относились к нему настороженно, а некоторые верили, что Черный Кот не принесет ничего хорошего кроме несчастий… Со временем, Кот стал неотъемлемой частью города, хотя во многом, отношение к нему далеко не однозначное… Но вот с чем согласны абсолютно все, так это с «мистичностью» кота. То ли в зависимости от погоды, то ли все дело в каких-то солнечных излучениях, то ли в его личном отношении, но «эмоции на морде» кота всегда разные…
Иной раз посмотришь, а он с ухмылкой восседает на своем каменном троне, в другой – приветливо улыбается всем прохожим и бесконечно фотографирующимся туристам; в третий – становится таким грозным и неприступным, что и страшно подойти, и да, фотографировать себя, он также разрешает не всем.
Кот Ботеро – это личность, личность интересная и многогранная, а не привычный образ милого котенка или задиристого-хулигана кота.
Как бы там не было, Чёрный Кот – первая скульптура, появившаяся в центре искусства Гафесчяна, по праву стал занимать позиции лидера и сумел стать очень родным как для жителей столицы так и для приезжих…