Азербайджан осваивает горы
Завершается строительство второго после российской Красной Поляны крупнейшего лыжного курорта на Северном Кавказе
Шахдаг – первый в Азербайджане горнолыжный курорт – открылся в январе 2013 года в горах Восточного Кавказа. Сегодня здесь пять отелей и 17 км трасс. После окончания всех работ, в 2016 году, он станет вторым после российской Красной Поляны крупнейшим лыжным курортом на Северном Кавказе.
Свое название Шахдаг получил от горы, на склонах которой были проложены трассы – Шахдаг переводится с тюркского как Царь-гора. Ее высота –4285 м, среди самых высоких гор Кавказского хребта она занимает 21-е место. "Курорт располагается на двух тыс. гектарах земли. Когда мы начали работы, здесь было голое место – ни электричества, ни дорог", — рассказывает директор комплекса Эммин Гашимов приехавшим в Шахдаг российским журналистам. В его слова трудно поверить, глядя на пятизвездочные отели, современные подъемники и прекрасно подготовленные трассы. Общие инвестиции в строительство курорта достигают 1,5 млрд. манатов, и это государственные деньги.
Нижние станции канатных дорог установлены на высоте 1400-1600 мнад уровнем моря, а верхняя точка катания в зимнем сезоне 2015 года располагается на высоте чуть ниже2400 м. По проекту, в следующем году на курорте откроется вторая очередь подъемников, и тогда кататься можно будет с высоты2525 м. При этом протяженность трасс увеличится с нынешних17 кмдо почти 50. Когда будут завершены все работы, курорт, по словам его директора, сможет принимать 15 тыс. человек ежедневно.
В Шахдаге все сделано с размахом. Канатные дороги – их здесь сегодня 12 – построены австрийской компанией Doppelmayer. Кресельные подъемники оснащены современными колпаками для защиты от ветра. В целом инфраструктура и уровень сервиса ничем не отличается от любого западноевропейского курорта. Управляет курортом (и отелями, и подъемниками) компания PGI Management из Андорры, она же занимается обучением персонала, который набирают в основном из местных жителей.
Казалось бы, мелочь, но очень приятная: когда вы подходите с лыжами к нижней станции гондольного подъемника, молодые люди, которые следят за его работой, берут у вас лыжи и сами ставят в ячейки на кабинах. В четырехзвездочном отеле гостей в каждом номере при заезде ждут вкусные пирожные, на ресепшн и в ресторанах вас встречают с улыбкой. В общем, знаменитое кавказское гостеприимство в Шахдаге отлично сочетается с европейским качеством сервиса. Интересно, что 90% персонала курорта – жители ближайших к Шахдагу населенных пунктов, которые благодаря курорту получили рабочие места рядом с домом.
Фото: "Интерфакс"
Один подъем на канатной дороге обойдется в 11 манатов взрослым и 9 – детям (1 манат – около 60 рублей). Целый день катания – в 22 и 17 манатов соответственно. Прокат снаряжения (лыжи, палки и ботинки) обойдется примерно в 20 манатов на выходные. Около 30 манатов стоит комплект для сноуборда. Для детей действуют скидки, а в выходные цены ниже.
В лыжной школе курорта можно воспользоваться услугами русскоязычных гидов. Кстати, отсутствие языкового барьера – одно из важных преимуществ курорта перед европейскими конкурентами. По-русски здесь понимают все и везде. Специальная зона, оборудованная подъемником-дорожкой, выделена для начинающих лыжников и детей. Зимой 2015 года на курорте появились и российские лыжники, причем, по отзывам инструкторов, исключительно хорошо катающиеся. В основном, это жители южных регионов России – Сочи, Ростова-на-Дону и других городов.
Всего на курорте 5 отелей различного уровня, которые сегодня могут одновременно принять более тысячи туристов. Самый дорогой – пятизвездочный Pik Palace (см. фото), открывшийся год назад. Отель вполне соответствует заявленному уровню: здесь большие, красиво отделанные номера, прекрасный спа-центр, несколько ресторанов и баров. Но и цены также соответствуют пяти звездам. Чуть ниже уровнем четырехзвездочный Shahdag, в котором также есть большой спа-центр. Трехзвездочный Zirve, расположенный в одном здании с ресепшн и лыжной школой курорта, предлагает более демократичные цены. Семьям с детьми удобно разместиться в резиденции Gaya в апартаментах с кухнями. Стоимость размещения в зимнем сезоне – от 70 до 100 манатов в сутки.
Курорт располагается примерно в трех часах езды на автомобиле от столицы страны Баку. Добраться сюда можно на машине или такси, а в будущем планируется запустить специальный фирменный автобус из Баку в Шахдаг. На мониторах, установленных в автобусе, пассажиры смогут увидеть подробную информацию обо всем, что предлагает Шахдаг.
У Эмина Гашимова – вообще большие планы на будущее. По его словам, на курорте планируется построить гольф-поле на 18 лунок, новые торговые центры и рестораны, кемпинги, развлекательный центр ремесел, где можно будет увидеть, как делают сыр или ковры.
На экскурсии из Шахдага можно отправиться в близлежащие крупные города — Гусар и Губа. Губа интересна, в первую очередь, как столица азербайджанского ковроткачества. Этим ремеслом в прошлом занимались почти 80% местных жителей. Здесь можно увидеть, как делаются роскошные восточные ковры и купить какой-нибудь особо понравившийся экземпляр. Кстати, стоимость коврового полотна достигает 300 манат за квадратный метр.
Рядом с ковровой фабрикой стоит задержаться на несколько минут, чтобы купить в небольшой лавке необыкновенно вкусную пахлаву, которую в Губе делают на собственный манер с рисовой мукой. Такие лавки в городе можно найти на каждом шагу.
Впрочем, пахлава – далеко не единственное блюдо азербайджанской кухни, которое заслуживает внимания туристов. Долма, разнообразные виды мясных блюд со специями, лезгинские кутабы и прочие местные деликатесы особенно хороши под аккомпанемент отличного азербайджанского вина.
Поскольку добираться до Шахдага все равно придется через Баку, стоит задержаться в городе на один-два дня, чтобы увидеть все самое интересное. Баку — один из самых красивых городов бывшего Советского Союза и, как любой город, расположенный на берегу моря или большой реки, имеет особый шарм. Современные постройки с легким налетом восточного стиля удачно вписались в старую застройку начала XX века. Баку — еще и очень солнечный город — в конце января здесь ярко светило солнце, нагревая воздух чуть ли не до 20 градусов тепла. Под солнечными лучами знаменитый каспийский песчаник, которым облицовано большинство домов в центре города, приобретает необычайно приятный, теплый, как будто сияющий изнутри цвет. В Баку обязательно нужно прогуляться по живописному Приморскому бульвару, который в 2009 году отметил 100-летие.
Главная достопримечательность старого города — Девичья башня, одно из самых древних сооружений Северного Кавказа. В 2000 году она была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заложена башня была предположительно еще в доисламскую эпоху, а сегодняшний облик приобрела в XII веке, которым датируется каменная плита с упоминанием имени архитектора – Масуда ибн-Давуда. О предназначении этого сооружения до сих пор спорят историки. Есть версии, что она использовалась для обороны города, другие говорят о том, что башня была религиозным сооружением. С середины XVIII и до начала XX века Девичью башню использовали как маяк.
С 12 по 28 июня 2015 года в Баку пройдут первые летние Европейские олимпийские игры, в которых примут участие более 6 тыс. спортсменов из всех стран Европы. Атлеты будут соревноваться в 20-и традиционных для летних Игр видах спорта. Специально для проведения соревнований в Баку будет построена Олимпийская деревня, которая одновременно может принять 9 тыс. гостей, и новый центр водных видов спорта Aquatics Centre.
Напомним, что Центробанк Азербайджана с 21 февраля 2015 года отказался от привязки маната к доллару и девальвировал национальную валюту на 33%. Сейчас один манат стоит около 60 рублей. Благодаря этому решению отдых в стране для россиян и других иностранных туристов подешевел на треть. Начальник департамента туризма Министерства культуры и туризма Азербайджана Айдын Исмиев рассказал журналистам, что ежегодно в страну приезжают около 800 тысяч российских гостей. В Шахдаге надеются, что часть этого большого потока приедет на курорт покататься на лыжах.
Источник: ИНТЕРФАКС
Из-за боязни авиакатастроф и атак террористов туристы практически перестали ездить в Египет.