Кто первый встал - того и драккар
Белоруссия, несмотря на пристальное внимание россиян к этой стране, явно недооценена российскими туристами. Не только сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение, переработка нефти и газа, но и туристическая отрасль растет в этой стране ускоренными темпами.
В белорусской столице был семь лет назад. И в новый визит нынешней осенью увидел много нового, но еще интереснее было разглядывать малые города контрастов к западу от Минска.
Ключевым был для меня глобус, размещенный в центральном зале ратуши города Несвиж.
Глянув на обнимающую земной шар карту, вдруг понимаешь, что находишься на исторической территории Великого княжества Литовского. Того самого, чьи князья, наравне с русскими, помещены на памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Полторы сотни лет назад, получается, мы были с ними заодно – строили единую империю. Сейчас векторы тяготения разнонаправлены. Перед зданием несвижской ратуши нас, участников пресс-тура в Республику Беларусь, встретили хлебом-солью, и белорусскими танцами, но не народными, а благородными. Белорусы нам показали, как вела себя некогда знать – литовская. Экскурсоводы начинали свои рассказы по истории на белорусском языке, чтобы показать, насколько он красив и, в принципе, понятен русским людям. Слушая их, невольно думаешь: если в Великом Новгороде широкое распространение получила теория о том, что Москва, объединив русские города, стала наследницей монгольской империи, то белорусы сегодня – наследники обширных территорий, оставшихся после распада крупного восточно-европейского государства.
Пока политики спорят о ценах на прокачку нефти по территории Белоруссии, здесь, в западной части страны, все движется своим путем. Русская православная и Римская католическая церкви всемерно укрепляют свои позиции, стараясь привлечь на свою сторону паству. Тут и там строятся новые религиозные сооружения: храмы, статуи, часовни…
В селе Сула в католическом соборе святого Иосифа на органе исполняют не только великие произведения Баха, но и магическую мелодию Окуджавы. Очень трогательно, когда под сводами кружевных арок разносится голос органиста с чуть уловимым акцентом:
- А иначе зачем на земле этой вечной живу-у-у-у…
Молитва Булата – не менее запоминающееся произведение, чем фуги Иоганна Себастьяна. В костеле слева от алтаря расположена большая икона. На ней святая, почитаемая, как нам объяснила экскурсовод, и в православии, и в католицизме. Дай-то Бог!
В Логойском районе в сентябре торжественно была открыта и освящена православным батюшкой статуя Божьей матери. Ее возвели на частные пожертвования прямо на въезде в райцентр. Новый объект летом долго стоял под покрывалом, и проезжающее мимо административное начальство было в уверенности, что на холме строится еще один памятник для увековечения событий Второй мировой войны, что очень типично для Белоруссии. А когда покрывало сбросили, то возражать было уже поздно. Богоматерь в короне, то есть все же на литовский лад, теперь главная достопримечательность Логойска.
К западу от Минска путешественнику открывается мир множества обустроенных усадеб, туркомплексов и замков. Так, например, республиканский горнолыжный центр «Силичи» – прекрасная возможность для начинающих кататься с горок. Здесь не так дорого, как в Красной поляне, но в то же время совершенно безопасно. И подучат, и снежку подбросят, если погода зимой не в меру теплая. И эти 4 км горнолыжных трасс с 6 подъемниками – гарантия веселого развлечения без очередей. Близ Малой Вишеры в Новгородской области тоже было начали кататься, но без господдержки частная инициатива осталась частным случаем.
Опять-таки если была мечта посмотреть мрачный готический замок с ужасающей историей, полной таинств и страхов – наподобие румынского графа Дракулы – то город Несвиж российскому туристу, безусловно, поможет. Дворцово-парковый комплекс «Радзивиловский» и сегодня представляет богатейший род в Литовском княжестве. После успеха фильма «Легенды Несвижского замка» дюжина самых загадочных легенд ожила. Не обязательно привидения. Потомки рода Радзивиллов до сих пор живы. На праздниках и фестивалях их можно встретить в замке.
Они очень довольны тем, как белорусское государство отреставрировало их былые владения. Одна золотая комната с ее лепниной чего стоит… Новгородский «дракула» на кол не сажал, но пороть порол, и нещадно. Селищенские казармы близ Чудова могли бы рассказать детально о графе Аракчееве и его ночных повадках, пристрастиях в любви, взглядах на деспотизм в круглом зеркале…
Похоже, Беларусь дает российским путешественникам, жадным до впечатлений, все то, что по каким-то причинам не реализовано у них на родине. Самые досадные для себя, патриота земли новгородской, фотки заснял в небольшой сельской усадьбе под Сулой.
Предприниматель Андрей Запольский обустроил там элитный центр культурной и светской жизни «Парк истории Сула», где туристам предлагают совершить исторический реставрационный путь «Из варяг в греки», проплывая по озеру (я бы назвал его прудом все же) на полноразмерной ладье викингов – сульском драккаре. Вот ведь как бывает! Общеизвестно, что торговый путь Средних веков проходил по реке Волхов в озеро Ильмень, а дальше в Ловать, но на исторической родине России туриста до Ильменя и обратно катают на теплоходах советской постройки «Москва», «Ялта». А вот в «Суле», в белорусском полесье, экскурсоводы на плывущем по пруду драккаре рассказывают, что их речка Сула была широкой и глубокой, в том числе и по ней мог проходить известный сегодня даже школьникам из учебников по истории путь «из варяг в греки». Волоком, действительно, мог, и вот это вот «мог» для туристов служит бесспорным доказательством, а не «Повесть временных лет». А что делать?! Кто смел – тот и съел.
В усадьбе на историческую тему широко эксплуатируют и тему язычества. Дюжина камней с высеченными на них знаками зодиака, вигвамы викингов с кострищами и скелетами поджариваемых животных, деревянные истуканы – все это очень импонирует посетителям. Здесь и Перун, и Велес, и вещий камень, капище, поляна дохристианских верований… На территории комплекса действует кузница, проводится мастер-класс по ковке металлов, но больше всего масла в огонь наковальни успеха подливает собственная самогоноварня. Желающие могут не только продегустировать крепчайший напиток всех времен и народов, но и попросить закупорить себе бочонок «Запольской старки» – заберут они его только после многолетней выдержки.
После посещения Сулы гости разбредаются на шатких ногах, но в полной уверенности, что путь из варяг в греки проходил именно по территории современной Белоруссии, ведь экскурсия так и называется – «10 000 лет истории Беларуси». Хотя, возвращаясь к несвижскому глобусу, четко видим, что на политических картах средних веков такое государство называлось совсем по-другому.
Источник: portal-vn.ru
В Белоруссии 83-летний меценат восстанавливает старинную усадьбу на собственную пенсию