USD:
EUR:

Русские латыши едут на родину

Почему жители Риги переезжают в российские регионы?

Русские латыши едут на родину

Юрий — потомственный гражданин Латвии. Решение покинуть ЛР принимали вместе с женой. Главная причина: хотят воспитать своих детей русскими людьми, а на родине, считают они, это сделать уже невозможно. Их старшей дочери — 13, средней — 3, а младшему сыну — всего годик…

30–летний Юрий, как и многие молодые латвийцы, был воспитан с головой, повернутой на Запад. Нет, он всегда любил родной язык и культуру и Россию тоже любил, но как–то никогда не знал ее близко… После присоединения Латвии к Евросоюзу открылись границы — и тысячи людей ринулись на заработки в ЕС. Среди них был и Юрий. Поехал в Англию в 2009 году, но выдержал только семь месяцев.

Коммуналка по–европейски

— Меня Европа разочаровала! — признается он. — Сначала работал администратором в гостинице, но сменился хозяин, и меня уволили. Тогда пошел в строительство. Когда вспоминают советское время, то принято ужасаться тому, что многие жили в коммунальных квартирах. Так в Англии мы жили в таких же условиях: десять совершенно чужих людей снимают домик с общей кухней и туалетом и существуют так годами! Днем пашут, вечером расслабляются. Мне такой образ жизни не подходит: мы с женой не пьем, любим с детьми куда–нибудь съездить, с родственниками пообщаться…

Европейская зарплата Юрия тоже не соблазнила. Говорит, что это только на первый взгляд заработки большие, а как вычтешь расходы на транспорт, питание и аренду квартиры, так в лучшем случае половина останется, чтобы домой послать. К примеру, за 7–метровую комнатку он платил 300 фунтов при заработке в 1 200. Но главное: стоит ли платить такие деньги за разлуку с семьей? Жена тоже к Юрию приезжала, чтобы осмотреться: вначале планировали, что она к нему переберется, но и ей Англия не понравилась.

Плоды воспитания

Глава семьи вернулся в Латвию, зарабатывал столько же, сколько в Англии, но, правда, работал на двух работах. Все бы ничего, но тут начались проблемы со старшей дочерью. Она ходила в рижскую русскую школу, но до этого семья жила в поселке под Ригой, и там не было русского детского сада (такие дошкольные учреждения остались только в больших городах), поэтому девочку отдали в латышский.

— Дочка считает себя латышкой, и дело не только в том, что она воспитывалась в латышском садике: к нашему удивлению, в русской школе «латышизация» продолжается! — признается Юрий. — Какая же эта русская школа, если учебники — на латышском языке, вся информация в коридорах на латышском, даже стенгазета и та на латышском! Естественно, у детей нет интереса к русской культуре, хотя уроки русского языка и литературы вроде бы остались, но что такое два–три урока в неделю?! Добавим к этому общую атмосферу русофобии, всю эту негативную информацию о русских и о России, которая звучит в СМИ, — и станет понятно, что вольно или невольно все это откладывается в сознании детей, и вот результат. Мы смотрим на дочку — и нам страшно становится. Не хотим, чтобы младшие такими выросли, ведь ситуация продолжает ухудшаться с каждым годом…

В общем, пару лет назад Юрий с женой решили уезжать в Россию. Узнали о программе переселения соотечественников, стали интересоваться регионами, которые в этой программе участвуют, выбрали Калининградскую, Тульскую, Смоленскую области. Однако посмотрели цены на недвижимость и ужаснулись: двухкомнатная квартира в Калининграде стоит в два раза дороже, чем их «двушка» в Риге. Денег от продажи их квартиры хватало только на домик в деревне. В глухой деревне, где нет ни школы, ни работы, а до ближайшего города — полдня езды.

Домик в Крыму

Идея переехать в Крым возникла весной прошлого года, когда полуостров присоединился к России. Появилась информация в прессе, что Крым тоже включат в программу переселения соотечественников. Оказалось, что цены на недвижимость там значительно ниже, чем в остальных регионах России, и даже сопоставимы с латвийскими. В общем, выбрали несколько вариантов, взяли младшего сынишку и осенью отправились в Крым.

— Крым — это сказка! — восклицает Юрий. — Природа там великолепная, но ощущается запущенность. Мы поехали на машине, поэтому могли сравнить российскую сторону и крымскую: едим по Краснодарскому краю — дороги хорошие, дома аккуратные, а переправились на пароме в Керчь — одни дыры в дороге, только смотри, чтобы без колес не остаться…

Рижане не могли себе позволить квартиру в Ялте, Симферополе и Севастополе. Денег от продажи рижской квартиры хватало только на квартиру в каком–нибудь поселке, который находится недалеко от города. Самым заманчивым вариантом была квартира в поселке рядом с Симферополем. Поселок имел очень красивое название Крымская Роза. Однако въехали в этот поселок — и сразу повернули обратно, до квартиры даже не добрались, настолько общее впечатление было гнетущим: полуразвалившиеся дома, в которых никто не живет, и заросли вокруг такие, словно попали в джунгли, где давно не ступала нога человека. И — ни одной розы!

Безработицей не пахнет

— Посмотрев несколько вариантов, мы купили квартиру в селе, откуда за полчаса можно доехать до Бахчисарая и до Симферополя. В селе — 1 300 жителей, а школа так и вовсе городская: учатся там почти 800 детей, по три класса в параллели! Дело в том, что в эту школу возят ребят из соседних поселков, поэтому она такая большая, — поясняет Юрий. — Хотя и в нашем селе проживает много молодых людей. Крымских татар тоже много…

Как отнеслись к переселенцам из Латвии местные жители? Юрий отвечает: нормально отнеслись, только очень удивлялись, почему жители Евросоюза приехали жить в их сельскую местность. Рижане объясняли, что они русские и им не очень комфортно жить в Латвии, где все русское подвергается нападкам.

С работой тоже не возникло никаких проблем. В городах вакансии есть. Поэтому Юрий с женой и купили жилье недалеко от Симферополя. Юрий, имеющий высшее образование по специальности «бизнес и маркетинг», сразу обнаружил вакансию по специальности — в рекламном агентстве. Требовались также строители и водитель со своей машиной для кукольного театра.

Конечно, зарплаты в перерасчете на евро кажутся совсем небольшими: водителю предлагали 400–450 евро в месяц. Однако коммунальные платежи дешевле, электричество вообще стоит раз в восемь меньше, чем в Латвии, а бензин — меньше в два раза. Да и продукты, несмотря на то что цены повысились из–за курса рубля, тоже дешевле, чем в латвийских магазинах. Только цены на мясо и, как это ни удивительно, на фрукты мало отличаются от цен в рижских супермаркетах.

Не все так просто

— Мы купили квартиру, вернулись в Ригу, забрали детей и поехали на новое место жительства: Новый год встречали уже в Крыму, — продолжает Юрий. — Старшая дочка пошла учиться в местную школу. По пятибалльной системе получала «четверки» и «пятерки», хотя в латвийской школе имела те же отметки по десятибалльной системе. Конечно, она скучала по подружкам и бабушкам с дедушками, а малыши разницу не почувствовали: им главное, чтобы мама и папа рядом были…

Три месяца латвийская семья прожила в Крыму, пытаясь оформить разрешение на временное проживание. Не удалось. Оказалось, что в Крыму сейчас очень много беженцев из Донбасса, поэтому очереди к чиновникам просто нереальные. Приезжаешь к 7 утра, а во дворе перед офисом уже гудит толпа народа. Прием начинается в 9 утра, но можно прождать до 9 часов вечера и остаться не солоно хлебавши.

С большим трудом Юрий смог попасть в кабинет чиновника. Выяснилось, что легче переехать в Россию, имея российское гражданство, поэтому пришлось временно вернуться в Латвию, чтобы оформить документы.

Юрий не скрывает, что его родители тоже собираются потом переехать к ним в Россию. Не скрывает и того, что друзья–товарищи негативно восприняли его решение переселиться в РФ. Впрочем, он уже давно был среди них белой вороной. Они его называли «ватником». Себя, понятное дело, причисляли к европейцам.

— В русской молодежи Латвии мало осталось русского, — считает мой собеседник. — Они уже полулатыши. Дело не в том, что я плохо к латышам отношусь, но каждому надо сохранять свою культуру и свой язык. Я считаю, что любой русский человек, где бы он ни жил, должен если не любить, то нормально относиться к России. Но я вижу, что многие мои сверстники к ней относятся негативно — неважно, права Россия или не права, все равно негативно… Наше решение сменить место жительства было обдуманным, мы с женой ни разу не пожалели об этом, несмотря на возникшие трудности. Я даже готов идти служить в российскую армию, если события будут развиваться по нынешнему сценарию. Только знаете, что интересно: это здесь, в Европе, все кричат о войне, нагнетая обстановку, а в России вообще нет никакой истерии по этому поводу, поэтому психологическая обстановка там совсем другая, и от этого жить там гораздо спокойнее!..

Источник: ves.lv

Также в рубрике

… если ситуация в Нагорном Карабахе не изменится

 0