По предварительным оценкам якутских палеонтологов, найденный детёныш носорога имеет хорошую сохранность мягких тканей и практически целый череп. Это даёт основание надеяться на то, что находка позволит ответить на многие вопросы, касающиеся морфологии и онтогенеза этих животных.
«Наше академическое сообщество весьма признательно коллегам - Александру Владимировичу и Семёну Прокопьевичу за предоставленные нам на безвозмездной основе для изучения останки детёныша носорога. Шерстистый носорог - яркий представитель мамонтовой фауны. Перед Академией наук Якутии стоят две главные задачи, связанные с изучением таких объектов. Первейшая из них - научные исследования, и здесь мы будем тесно сотрудничать с нашими коллегами из Якутии, России, из-за рубежа, всеми, кто проявит интерес. Вторая задача – участие в имиджевой политике республики, Академия наук будет всячески её поддерживать. Все научные работы будут идти под эгидой Якутии и это для нас первостепенная задача», - отметил во вступительной речи глава республиканской Академии наук Игорь Колодезников.
Шерстистый носорог – один из представителей так называемой «большой плейстоценовой пятёрки», в которую также входят мамонт, древняя лошадь, пещерный лев и бизон.
Несмотря на то, что костные останки шерстистых носорогов находят в России довольно часто, пригодных для изучения артефактов среди них немного. В Якутии шерстистых носорогов находили трижды. В 18 и 19 веке туши были найдены в Верхоянском и Чурапчинском улусах, в обеих случаях они были мумифицированы, а значит, не пригодны для исследований. Поэтому до сих пор единственным пригодным для исследований экземпляром оставался найденный в 2007 году Колымский носорог. Нынешняя находка - второй носорог, который найден в замороженном виде. Но, в отличие от колымского, абыйский носорог – детёныш и это делает его по настоящему уникальным - до сих пор даже находки черепов детёнышей шерстистых носорогов были крайне редкими.
Саша – такое имя дали носорогу авторы находки – останется в Академии наук Якутии. По словам руководителя отдела по изучению мамонтовой фауны Альберта Протопопова, большая часть научных исследований будет проводиться в республике. А вот возраст носорога, скорее всего, будут определять за рубежом, но даже в этом случае, вывозить его целиком не потребуется.
«Датировку, мы скорее всего, проведём за рубежом, потому что оборудование зарубежных коллег даёт очень точные результаты, требуя при этом буквально нескольких граммов материала. Думаю, что первые результаты мы сможем получить уже через полгода. До этих пор мы можем говорить только о физиологическом возрасте носорога – он составляет примерно 1,5 года», - сказал он.
Несмотря на то, что учёные не склонны давать поспешные прогнозы, они не скрывают, что возлагают на носорога Сашу большие надежды. В частности, они рассчитывают, что он поможет ответить на вопросы о том, как развивались шерстистые носороги, какова была их морфология и кто из ныне живущих животных является их ближайшим родственником.