Нашествие туристов: как путешествия стали двигателем прогресса
Каждый потраченный в индустрии доллар утраивается
В прошлом году туристами стала, как минимум, одна шестая часть всех жителей планеты. Доля отрасли в мировом ВВП увеличилась до 9% и уже сегодня эту индустрию рассматривают как мощный двигатель прогресса для стран третьего мира. В то же время нашествие путешественников ставит под угрозу экосистемы и традиционный уклад жизни локальных сообществ.
Феномен общества потребления
Как пишет «Коммерсантъ», по данным UNWTO, в 2013 году количество международных туристов впервые в истории превысило 1 млрд. Для сравнения, в 1995 году в мире насчитали 528 млн туристов, в 1950-м — 25 млн. К 2030 году ожидается увеличение показателя до 1,8 млрд. Таким образом, вместе с 5-6 млрд внутренних туристов индустрия путешествий представляет собой один из самых массовых видов человеческой активности.
Современный туризм часто называют «феноменом общества потребления (общества модерна)», пишет издание. И тому есть несколько причин. Во-первых, это одно из самых наглядных и ощутимых проявлений глобализации в культурном, экономическом и политическом измерениях. Во-вторых, массовый туризм одновременно выступает как продукт глобализации. Только в период интенсивного развития транснациональных связей стало возможным создание относительно дешевого и доступного международного пассажирского транспорта и глобальной системы телекоммуникаций, что обеспечило беспрецедентную мобильность населения. Наконец, именно современное общество потребления с многочисленным средним классом сформировало запрос на такой вид отдыха, как туризм, а последний, в свою очередь, стал заметным драйвером роста в секторе услуг и экономике в целом.
При этом, как отмечает «Коммерсантъ», развитие туризма несет не только экономические выгоды, но и серьезные риски. Рост экологической нагрузки на природную среду, губительное влияние иностранных туристов на местные культурные нормы и социальную среду – все это, безусловно, негативные моменты.
Миллионы рабочих мест
Между тем, туризм сегодня все чаще рассматривается как инструмент развития человеческого потенциала в странах третьего мира. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туристическая отрасль в 2013 году обеспечила 9,3% глобального ВВП ($6,8 трлн), то есть больше, чем мировая автомобильная (8%), добывающая (8,7%) или химическая (8,7%) промышленность, приводит данные «Коммерсантъ». Только прямая занятость в турсекторе обеспечивает работой 102 млн человек — это больше всех существующих рабочих мест в глобальном химпроме, автопроме и банковской сфере вместе взятых. Прямая и косвенная занятость дает 266 млн рабочих мест — 8,8% мирового рынка труда. В целом туризм — второй после образования источник новых рабочих мест в мировой экономике ($1 млн дополнительного оборота обеспечивает работой примерно 50 человек).
При этом индустрия туризма и путешествий имеет серьезный мультипликативный эффект: каждый потраченный в ней $1 генерирует $3,2 в глобальной экономике; средний показатель по другим отраслям — $2,7. По расчетам исследовательского центра Oxford Economics, в 2013-2023 годах мировая экономика будет показывать среднегодовой рост (CAGR) 3,6%, а туризм — 4,2%. Аналогичным образом ожидается, что занятость в туристической сфере за тот же период будет расти на 1,8% в год по сравнению с 1% в экономике в целом.
Как отмечает издание, прямые расходы на размещение в отелях, питание в ресторанах и кафе, пассажирский транспорт, посещение музеев, спортивных и развлекательных учреждений или мероприятий, конвертация наличных денег стимулируют целые отрасли хозяйства, такие как строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, IT, финансовые услуги.
Туризм - это один из наиболее эффективных инструментов развития человеческого потенциала и инфраструктуры на мировой периферии, говорится в программе развития ООН (UNDP). Иностранные туристы — это, как правило, возможность создания малого и среднего бизнеса в сфере обслуживания, новые рабочие места, улучшение качества дорог и медицины. Нельзя не отметить, что въездной туризм требует определенного уровня общественной безопасности, то есть опосредованно влияет на работу органов правопорядка принимающей страны.
Спрос на экстрим и экзотику
Пляжный отдых в формате «все включено» постепенно теряет актуальность. На первый план выходят нетрадиционные, экстремальные и не совсем легальные виды туризма, пишет издание.
Важная тенденция в турсекторе — рост популярности приключенческого (adventure) туризма, особенно среди поколения Y (родившиеся в период с 1981 по 2000 год), чьи предпочтения определяют будущее отрасли в среднесрочной перспективе. По данным отчета Adventure Tourism Development Index, 26% всех поездок в мире включают тот или иной компонент приключенческого туризма. К 2050 году этот показатель может вырасти до 50%. Ассоциация Adventure Travel Trade Association (США) оценивает емкость рынка приключенческого туризма Северной Америки и Европы в $263 млрд. Причем это высокомаржинальный бизнес, поскольку такие путешествия требуют специальной одежды и сложного снаряжения.
Важную роль в отрасли играют путешествия с нелегальными, полулегальными или этически спорными целями. Прежде всего речь идет о нарко-, алко- и секс-туризме. Считается, что в глобальный секс-туризм вовлечено 90 млн человек. В ряде регионов мира проституция в расчете на клиентов-иностранцев играет ключевую роль в курортной экономике.
Кроме того, сегодня только 600 млн человек ежегодно посещают религиозные святыни. Весомый тренд — вторжение религии на территорию обычного отдыха в виде халяльного, кошерного или христианского туризма. Например, из $141 млрд, которые тратят на туризм мусульмане по всему миру, лишь $9 млрд связано с хаджем или посещением святынь. Остальное — это рынок (в основном потенциальный) халяльного туризма, предусматривающего кроме прочего проживание в отелях с молельными комнатами, халяльную еду и отсутствие алкоголя в ресторанах и кафе, а также пляжи с исламским дресс-кодом.
Как отмечает издание, к нишевым направлениям отрасли относят и экстремальный туризм. Это, в частности, - посещение мест катастроф и трагедий (dark/disaster tourism), поездки в места боевых действий (war tourism) и путешествия по городским трущобам (slum tourism). В эту же категорию включают такие трудноклассифицируемые явления, как туры в КНДР или недавно запущенные Исламским халифатом (бывшее "Исламское государство в Ираке и Леванте") автобусные экскурсии по захваченным боевиками территориям.
Все становятся «дикарями»
Еще один современный тренд в отрасли заключается в том, что роль классических туристических компаниях-агентах, которые исполняют посреднические функции между поставщиками услуг и потребителями, становится все менее очевидной. Развитие интернета и телекоммуникаций в целом позволило потребителям напрямую бронировать отели, покупать авиабилеты и планировать путешествие, основываясь на самостоятельном изучении профильных сетевых ресурсов и отзывов в блогах и на форумах. По данным исследовательской компании IPK International, доля онлайн-бронирования связанных с путешествиями услуг в среднем в мире составляет 65%, бронирования через туркомпании — 24%. На развитых рынках показатель интернет-бронирования и вовсе стремится к уровню насыщения — 70%, приводит данные «Коммерсантъ».
В этих условиях единый ранее продукт, продававшийся в виде готового пакетного предложения, расщепляется на составные части (перелет, проживание, экскурсии). Поставщики отдельных услуг в лице авиакомпаний, отелей, экскурсионных бюро получают выгоду от выстраивания прямых каналов продаж, а туристы — свободу планирования отдыха и экономию на агентской комиссии. Одновременно растет значение посредников иного рода — онлайн-агентств путешествий (OTA) типа Expedia и глобальных дистрибуторских систем (GDS) типа Amadeus.
Революционным трендом в туризме может стать развитие С2С-связей по модели таких ресурсов, как CouchSurfing или Airbnb, предлагающих туристам бюджетное или вовсе бесплатное размещение в обход сетевых гостиниц. Но вряд ли стоит ожидать, что туристические компании когда-нибудь полностью исчезнут. На развитых рынках они могут даже укрепить позиции, смещаясь в сегмент немассового, эксклюзивного отдыха, а также усиливая присутствие в предоставлении конечных услуг. Например, германская TUI AG владеет собственной авиакомпанией TUIfly, отелями и круизными лайнерами.
А на развивающихся рынках, как ожидается, туристические компании будут сохранять свое положение из-за низкой степени проникновения информационных сервисов и значительного количества впервые выезжающих за границу людей, нуждающихся в консультациях и экспертной поддержке. В частности, в России, несмотря на рост сектора интернет-бронирования в последние годы, через туроператоров приобретается примерно 37% профильных услуг.
Служба информации "РТ"
Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на гендиректора принадлежащего гендиректору «Норникеля» курорта «Роза Хутор» Сергея Бачина.
Общественники предлагают установить памятник на Лубянской или Смоленской площади