USD:
EUR:

Необоснованное противостояние «зеленых» может мешать развитию экотуризма в России

От Камчатки до Хвалынска – наш обозреватель Сергей Беляев рассказывает о том, что происходит в регионах
Необоснованное противостояние «зеленых» может мешать развитию экотуризма в России

«Россия – прекрасное место для развития экотуризма. Нашим национальным паркам необходимо развитие и поддержка – и именно туризм может дать такую подпитку», - считают представители туристической отрасли. «Зеленые» организации пытаются мешать этим тенденциям - «запретить!» и «не пущать!» - однако будущее за тем, чтобы человек приходил в гости к природе, с бережным и осторожным отношением.

Размер заповедных и охраняемых территорий составляет 13 процентов огромной территории нашей страны. Уже одно то, что существует сам термин «экологический туризм», подразумевает, что это – возможно и нормально, когда организуются путешествия в такие нетронутые природные территории.

Таежная сказка дальних дорог

Постепенно с их развитием (безусловно, с учетом экологических требований) просветительская работа и значение подобных территорий выходит на первый план. Экскурсии к уникальным природным объектам и туристические походы существовали и раньше, но наиболее активно «экоотдых», как целое направление, начал развиваться в мире 1980-х годах. Кстати, как ни странно, в связи с ростом популярности «зеленых» движений. Только тогда различные международные экоактивисты еще не превращались в «экоэкстремистов», ратуя за защиту природы. Сегодня же такое происходит сплошь и рядом, что дает повод все чаще говорить о том, что они просто защищают интересы прозападных структур.

При этом экотуризм получил импульс развития в Европе и США, массы туристов со всего мира отправляются путешествовать в страны Азии и Африки, куда еще не добрался технический прогресс, и где можно увидеть дикую природу во всем ее великолепии. Однако, почему-то гринписовцы и другие «зеленые» не мешают этому. Но вот, российский экотуризм, как явление, похоже очень нервирует «экоактивистов».  В частности, в прошлом году подобные активисты, в том числе Гринпис, массово выступали против законодательного расширения возможностей использования земель национальных парков и ООПТ.

И до Сахалина дотянутся маршруты

«Я сам ходил в походы еще в 80-х годах. По горам, по диким тропам были проложены пешие маршруты. Кстати, тогда люди гораздо лучше были знакомы с краснокнижными растениями, животными ив подобных путешествиях сознательно и бережно относились к природе диких мест. Сегодня приходится удивляться, что «зеленые» структуры начинают вставлять палки в колеса российскому туризму, который наконец-то начинает активно развиваться, - замечает Александр Гришин, турист-походник, ныне - организатор индивидуальных туров. –В итоге это приводит к тому, что пути-дороги туристов и «зеленых» расходятся – во всех смыслах».

Александр подчеркивает: «Мы и сами всегда, по зову души, искренне защищали природу. Но совершенно не приемлемы постоянные требования и запреты со стороны записных «экоактивистов», причем запреты, зачастую, совершенно безосновательные».

Туристы даже это готовы на память увезти

Замечено: подобные агрессивные выпады в отношении различных туристических проектов на природных территориях часто даже не имеют под собой мотивированных оснований. «Я убеждался, что «зеленые» порой не очень вникают в тему, - говорит Александр Гришин -устраивают противостояние на пустом месте. Лишь бы отработать свою повестку».

А ведь туризм, и это повсеместно доказано мировым опытом, дает природным территориям возможность развиваться. Это мощный приток средств. Егерям, лесникам, экологам необходимо платить зарплату, финансировать природоохранные мероприятия. И экотуризм – при правильной постановке дела, важная статья дохода.

Острова 2020 - молодежь планирует турмаршруты

Неудивительно, что и президент России Владимир Путин уже высказался в отношении такого весьма агрессивного вмешательства «зеленых» в экономику России: «Они еще продвигают здесь эту идею, что нам ничего нельзя - создавать новые лыжные курорты, в хозяйственный оборот вводить земли. Даже если мы обеспечим воспроизводство дополнительных территорий, которые примыкают к особо охраняемым зонам, даже если мы, допустим, высаживаем определенное количество деревьев, которые снимаем при прокладке определенных трасс, автомобильных дорог, либо линейных объектов, инфраструктур. Нам ничего нельзя, это делается специально для того, чтобы избежать нашего развития».

«На Западе возобладал главный принцип – это принцип двойных стандартов. Там главный плюс национальных парков – всемерное развитие экотуризма! А у нас, по их мнению, его не надо развивать! Конечно, не надо! Потому что, мы же варвары! А там прекрасные западные демократические народы, которые грязи не оставляют, костров не жгут и дышат только в себя. А мы здесь, варвары, все сжигаем, все живое губим... Они в это верят. Они, вообще, верят в свою исключительность», - считает Дмитрий Журавлев, кандидат политологических наук, философ, научный руководитель Института региональных проблем.

Губернатор Сахалина Валерий Лимаренко принимает молодежные экопроекты

Волнение «зеленых» действительно не очень понятно, ведь уже давно авторитетные международные природоохранные организации сформулировали основные принципы подобных экотуров. Туристическая инфраструктура не должна подавлять природу, с собой турист забирает только свои впечатления – в виде фотографий или видеосъемок, но не растения или животных, не оставляет после себя мусор или загрязнения.

Развитие различных российских локаций как мест для туризма поддерживает и конкурс «Мастера гостеприимства», генеральными партнерами которого выступают Ростуризм, Росмолодежь и ОСИГ. Участники этого ежегодного конкурса представляют самые различные проекты развития туризма, в частности, номинации "Событийный туризм и ивент-индустрия" и «Этнокультурный туризм» рассчитаны на проекты, которые привлекут туристов в регион, а также дадут рабочие места и местным жителям, которые смогут реализовать себя в туристической индустрии.

Знаменитые Амур и Тимур в Приморском парке

И чаще всего речь идет о проектах, развивающихся как раз на уникальных природных территориях страны, где еще сохранена дикая природа. «Этнокультурный туризм сейчас – это новый тренд, быстро развивающееся направление путешествий. Живой интерес у туристов вызывают гастрономия, национальные костюмы, устройство быта коренных народов. Особенно в нашей стране, где проживают свыше 180 национальностей и народностей», – отмечал, в частности, директор департамента регионального развития Российского географического общества Сергей Корлыханов.

Экотуризм дает возможность посетить редкие уголки России.  Одно из популярных направлений – конечно, Байкал. В рамках экотуров здесь можно отправиться в Танжеранские степи, понаблюдать за байкальской нерпой. На Горном Алтае – свои красоты. Кстати, Алтайские горы, как и Байкал, находятся под охраной ЮНЕСКО, но это не значит, что здесь невозможно развивать туризм.

Если перенестись на север, то туристов сюда влечет плато Путорана на Таймыре. С 2010 года оно включено в охранный список ЮНЕСКО. Значит ли это, что «зеленые» и тут должны протестовать против появления здесь туристических маршрутов?

А Приморье? Мозаика различных охраняемых природных территорий! Туристы едут сюда посмотреть на скалы Дальневосточного морского заповедника (кстати, тут можно и изучать подводный мир), отправляются «в гости к тиграм» в Сихотэ-Алинь или к их пятнистым собратьям в нацпарк «Земля леопарда». В Приморье вообще очень много редких животных. Чтобы попасть на заповедные территории, необходимо оформлять специальные разрешения – это делается в рамках подготовки подобных туров.

И если даже далекие Ямал, Кольский полуостров, Камчатка, Сахалинстали активнее инвестировать в туризм, то к традиционным территориям, таким, как курорты Краснодарского края, средней полосы России, и, конечно, Поволжья, по мнению специалистов туриндустрии, будет особый спрос. На Волге, например, имеется большой задел для развития экотуризма, и много еще предстоит развивать, находя разумный баланс между экологией и экономикой.

Конечно, проблемы в развитии территорий не только в «агрессии «зеленых». Тормозит и слаборазвитый сервис - не все туристические объекты стремятся соответствовать времени. Это головная боль для операторов и агентств. «У нас еще нет понятия правильного сотрудничества, - сетует Юлия Алкснитис, организатор туров. - На местах заламывают такие цены! Например, запросили тур по Енисею. Получилось за неделю 400 тысяч рублей. Двухнедельный круиз по Индийскому океану с полным питанием обойдется столько же. При огромном желании побывать в Сибири, люди не готовы пока платить такие деньги за Енисей». 

Хвалынская рапсодия -парк для души и здоровья

Добавьте ко всему этому еще и недопонимание задачи поддержки экотуризма на местах. «Не в тренде» чиновники и, зачастую, сами руководители национальных парков, для которых целью по-прежнему стоит не помочь, а усложнить жизнь всем, кто развивает территории. Они забывают, что там, где нет инвесторов и бизнеса, не будет и туристов.

Дмитрий Мезенцев, которому удалось создать в Приморье один из лучших в мире сафари-парков, рассказывал, как долго и не просто пришлось идти к этому. Совсем непросто было, например, и Сергею Миронову, сумевшему в маленьком Хвалынске на Волге обустроить один из самых популярных и пользующийся любовью не только у горнолыжников парк-курорт. Волжане и жители центральной России, и западного Казахстана с удовольствием едут сюда круглый год.

Более трехсот рабочих мест создано здесь. Охрана и забота о диких животных на территории парка отдыха «Хвалынь» такая, что онидаже перестали бояться людей, позволяют фотографировать себя. А ведь в начале статьи мы говорили, что просветительская функция все больше значит в экотуризме. Любви к природе только по книгам не научишь. Живую природу нужно видеть!

К сожалению, находящийся рядом с горнолыжным курортом обширный Хвалынский национальный парк, вместо того чтобы приветствовать такое соседство и эффективно взаимодействовать с популярным туристическим объектом и заниматься развитием собственных, еще во многом бесхозных территорий, пытается вести территориальные споры с соседом.

Получается, что у внутреннего туризма в стране и без всего этого хватает сложностей – тарифы, логистика, сервис, кадры – но еще и «экоактивисты» и даже те, кому по роду деятельности положено содействовать развитию территорий,«добавляют» негатива. Об этом была мысль президента.

И если гринписовцы всегда могут сослаться на неких заокеанских коллег, то у каждой доморощенной проблемы, как говорится, есть конкретная фамилия, имя и отчество. Может быть, «зеленые» того и добиваются – чтобы наши«туристические миллиарды» оставались за рубежом, а не в экономикестраны? Для западного подхода логично. А вот, что добиваются те, кто тормозит развитие внутреннего туризма на местах?

Портал «Российский туризм» продолжит следить за ситуацией в регионах.

Сергей Беляев

Также в рубрике

Предполагаемого виновника туристического кризиса 2014 года экстрадируют из Сербии в Россию

 0

Если объективно про МЦК, то оно красивое и современное и реально поможет многим с транспортной доступностью их районов

 0