Алтайские турбазы снижают цены
Алтайский турбизнес и региональные власти прикладывают усилия, чтобы вернуть туристов
Напомним, в июне местные предприниматели и операторы понесли серьезные потери, связанные с последствиями небывалого паводка. Главная задача для них сейчас – как можно быстрее восстановить репутацию направления, убедив агентов и туристов в том, что отдых на Алтае по-прежнему безопасен.
В минувшие выходные туристский центр Алтайского края организовал пресс-тур в Алтайский район. Журналисты из сибирских регионов смогли убедиться, что все работает в обычном режиме, экскурсионные маршруты доступны, туристов ждут как никогда.
«Потери за те дни, когда туристы к нам не ехали, уже не восстановить, – сожалеет президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), директор барнаульской компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева. – Но вернуться к загрузке уровня прошлого года в июле и августе, думаю, реально. Накануне сезона у нас в крае открылись новые гостиницы, многие уже работающие объекты увеличили номерной фонд».
Один из резидентов особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь», владелец турбазы «Березка» Денис Клинов к началу этого сезона готовил запуск новой гостиницы «Заря» и, несмотря на то, что турпоток серьезно упал, в конце июня ее все-таки открыл. Цены на размещение снижать не стал, однако, по словам предпринимателя, расходы на рекламу пришлось увеличить: «В июне мы не досчитались 50% планируемого потока, сейчас в выходные дни база заполняется полностью, а в будни – на 80%, хотя мы планировали иметь в июле все 100%».
На большинстве турбаз цены остались на уровне последних 3-4 лет, несмотря на инфляцию и возросшие расходы. Примерно треть всех объектов, по оценкам представителей регионального турбизнеса, снизили цены на 5-10%, а в отдельных случаях даже до 50%. Сайты-купонаторы в июне и начале июля пестрили объявлениями о спецпредложениях от различных турбаз. «Все понимают, что это один из самых действенных способов привлечь туристов, – прокомментировала Наталья Гордеева. – Большинство туркомплексов, даже если они не внесли изменений в прайсы, проводят сейчас всевозможные акции, чтобы привлечь туристов. Например, дают дополнительные ночи, завтраки или экскурсии бесплатно».
Руководитель группы компаний «Туроператоры Алтая» Валерий Копытский признал, что объекты, особенно те, которые испытывают серьезные проблемы с загрузкой, повышают комиссию для своих партнеров до 20-22%. «Стратегии у всех разные, но для туристов снижение цен – это плюс, – согласен г-н Копытский. – Понимаем, что все это отразится на наших доходах, но ничего другого не остается».
Рыночная ситуация вносит коррективы и в работу смежных сфер. Например, заметил Валерий Копытский, подешевели сувениры: «Не поднимается и стоимость экскурсионных программ, несмотря на то, что существенно подорожало топливо. При этом многие объекты и компании серьезно увеличивают затраты на продвижение. В этом вопросе мы очень надеемся на недавно созданный «Алтайтурцентр». Например, благодаря его работе, в регионе впервые системно начали проводить инфотуры».
Турбизнес и прежде не делил Алтайский край и Республику Алтай, считая их зоны отдыха единым туристическим направлением. Общая беда помогла предпринимателям двух регионов объединиться для решения проблем. «Нам сейчас одинаково важно избавиться от негативно фона, который сложился вокруг Алтая, – считает руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай (АТОРА) Сергей Зяблицкий. – Коэффициент загрузки объектов на территории нашего региона в июне был на уровне 30-60%, и он целиком зависел оттого, кто и как себя продвигает. Провал скажется и на финансовом состоянии отдельных предприятий, и всего сектора экономики в обоих регионах. Сложилась не слишком хорошая ситуация для возвращения кредитов, расширения спектра услуг и открытия новых объектов».
По словам г-на Зяблицкого, который также является директором туристического комплекса «Манжерок», в июне в отдельные даты размещение пришлось продавать со скидкой 50%. Чтобы привлечь туристов, сотрудники комплекса настойчиво рассылали сообщения с фотографиями, которые отражали реальную ситуацию в зоне отдыха. «Мы встречались с губернатором и министром туризма, делали совместные заявления для СМИ. Добились, чтобы ГИБДД и Роспотребнадзор официально в прессе и на телевидении сообщили, что в регионе нормальная санитарная остановка. Также попросили коллег из Ростуризма распространить информацию, что на Алтае все в порядке, – рассказал собеседник. – По линии нашей ассоциации мы обратились к туристическому бизнес-сообществу России и получили материальную помощь, которую направим предприятиям, наиболее пострадавшим от паводка».
Турбизнес надеется, что на повышение цен в такой ситуации решатся немногие. «Недавно я узнал, что предприятие, где обедали наши туристы во время экскурсий на Телецкое озеро, подняло цену с 250 до 350 рублей с человека. И принял решение впредь кормить гостей в другом месте, – рассказал Сергей Зяблицкий. – Аренда лошадей у предпринимателей, которые работают в окрестностях нашей базы, всегда была 300 рублей в час. А тут один из них поднял цену до 450 рублей, и мы попросили его сменить место дислокации».
Директор «Алтайтурцентра» Татьяна Сажаева рассказала, что губернатор Алтайского края Александр Карлин поручил компенсировать пострадавшим предпринимателям часть затрат на проведение восстановительных работ. Это будет сделано в рамках программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы, в которую уже внесли соответствующие изменения. На помощь планируют потратить 30 млн. рублей из краевого и федерального бюджетов. Кроме того, Алтайский фонд микрозаймов предоставит возможность пострадавшим предпринимателям взять микрокредит на льготных условиях по сниженной процентной ставке – 0,5% годовых.
Интересный пример взаимовыручки привела директор музейного комплекса «Десятиручка» Светлана Шилова: «В Республике Алтай есть очень популярная экскурсия к Каракольским озерам. Чтобы туда добраться, нужно преодолеть 13 мостов. Все они были разрушены паводком в мае. Местные предприниматели, не дожидаясь помощи от властей, собрали деньги и сами восстановили мосты. Уже 15 июня туда смог пройти транспорт».
Турбизнес не без сожаления констатирует, что в подготовке менеджеров по туризму, которые продают туры на Алтай в других российских городах, есть серьезные пробелы. Прежде всего, проблемы связаны с пониманием географии регионов. Агенты из Омска, Новосибирска, Томска аннулировали заявки не только на турбазы, расположенные на берегах Катуни, где бушевал паводок, но и путевки в Белокуриху и даже на озеро Яровое, которых стихия вообще никак не коснулась. Безусловно, зачастую инициаторами отказов были сами туристы, но уверенный в себе и своих знаниях специалист всегда способен успокоить клиента. Будь таких людей больше, возможно, серьезного провала удалось бы избежать.
Операторы, которые продают Алтай, в разговоре с корреспондентом RATA-news признались, что специалист по Алтаю в любой компании – на вес золота. «Людей, которые прекрасно работают по внутренним направлениям, единицы, – подтвердил Сергей Зяблицкий. – И тут перед нами и перед профильными учебными заведениями стоят серьезные задачи».
Источник: ratanews.ru
...и об увеличении финансовой нагрузки на туроператоров