Граффити – искусство или хулиганство
Кто разрисовывает Москву и окрестности?
Классический живописец пишет картины на холсте, используя кисти, масло и акрил. Уличный художник работает аэрозольным баллончиком с насадкой для разбрызгивания краски. С помощью этого нехитрого приспособления по всему миру раскрашиваются объекты городского пространства. Никто не знает, куда уходят корни современных рисунков-граффити. Может быть, первым райтером был древний человек, выбивший контур буйвола на стене пещеры? Или мастер из античного города Помпеи покрывший фресками фасад общественных бань?
Если верить исследователям стрит-арта, граффити впервые появились в 1970-х годах в неблагополучных районах Нью-Йорка. Написанные на стенах «тэги» с названиями враждующих группировок обозначали принадлежность квартала к той или иной «команде». Постепенно рисунки с именами становились все более красочными, буквы приобретали графическое начертание и объем. С появлением сюжетных реалистических работ стрит-арт стал восприниматься как самостоятельное направление современного искусства. Модные галереи и аукционные дома начали работать с уличными художниками, такими как британский граффитчик Роберт Бэнкс, превративший технику трафарета в свой фирменный стиль. Рисунки Бэнкси — «Балерина в противогазе», «Джоконда с гранатометом» и многие другие — уходят с молотка за десятки и сотни тысяч долларов. 13 марта россияне смогли увидеть одну из работ знаменитого британца. Вечером на стене московского Дома художников появилась 15-метровая проекция картины Бэнкси «Девочка с шаром». Акция в поддержку сирийских детей-беженцев была приурочена к трехлетней годовщине начала войны в Сирии и прошла одновременно в крупнейших городах мира.
В дни крушения Берлинской стены уличные художники из разных стран разрисовали остатки железобетонной громадины, разделявшей послевоенную Германию. Тогда и родилось понятие «легальных» граффити — рисунков, которые можно наносить на стены по официальному разрешению властей. Жители европейских городов убедились в том, что наводящие тоску глухие фасады, коробки гаражей и длинные заборы выглядят нарядней и веселей, если они покрыты яркими картинками. На «легальных» стенах можно рисовать все, кроме сюжетов, связанных с порнографией, пропагандой наркотиков, разжиганием национальной ненависти. В некоторых странах запрещается изображать небо выше уровня пятого этажа — птицы не отличают нарисованные облака от настоящего неба и разбиваются в полете.
Казалось бы, чего проще: получай официальное разрешение — и разрисовывай отведенный тебе кусок общественного пространства. Но запретный плод сладок, и с наступлением темноты непризнанные «бомберы» наносят свои «тэги» на «нелегальные» стены. И ладно бы еще, если только на стены. Ядовитыми аэрозольными струями раскрашиваются железнодорожные вагоны, телефонные будки, гранитные ограды набережных, памятники — объекты, порча которых попадает под статью «вандализм».
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
В середине 1990-х годов, когда достать краску и насадку-кэпс было проблемой, первые московские граффитчики пользовались гуталином для сапог и заправляли маркеры зеленкой. Сейчас в Москве действует несколько граффити-магазинов, в которых продаются баллончики сотен цветов и оттенков. Каждый год в столице проводятся масштабные граффити-фестивали, охватывающие как центр города, так и отдаленные «спальные» районы. После того, как Московская энергетическая компания предоставила художникам две тысячи отдельно стоящих технических строений, в каждом столичном дворе были разрисованы тепловые пункты и трансформаторные подстанции.
Обычную прогулку по Москве можно превратить в увлекательный культурный квест с поиском самых интересных работ уличного авангарда. Стоит начать с Цветного бульвара, где в прошлом году появилось масштабное произведение с социальным смыслом. Художник Алексей Медной на брандмауэре площадью 200 квадратных метров изобразил тигра, медведя, слона и обезьяну, а внизу вывел актуальную надпись: «За цирк без животных».
Свернув с улицы Садово-Триумфальная в Воротниковский переулок, попадаешь с старейший квартал московского граффити: в проемах и арках встречаются работы культовых граффити-команд «ЗАЧЕМ», «310», «ЧО». Много любопытных арт-объектов разбросано на территории «Винзавода», Центра Artplay и дизайн-завода «Флакон». Урбанистический пейзаж Лосиноостровского района на стыке улиц Изумрудная и Янтарная оживили лучшие граффитчики из России, Голландии, Исландии, Бразилии, США.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
На Садовнической улице, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, киевские художники из команды Interesni Kazki создали монументальную работу «Машина времени». С Большого Краснохолмского моста хорошо просматривается картина на фасаде дома, выполненная итальянцем Агостино Якурчи. В Большом Сухаревском переулке аргентинский автор, работающий под псевдонимом Гуаличо, нарисовал композицию, в которой каждый прохожий находит что-то свое: одному видится колокол, другому — медуза, третьему — летающая тарелка. На Саввинской набережной португалец Александро Фарто высек дрелью, зубилом и молотком портрет немецкого писателя Германа Гессе.
В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре до 25 мая работает выставка культового художника Павла Петухова (псевдоним — Паша 183), ушедшего из жизни в 2013 году. Благодаря узнаваемому «трафаретному» стилю и применению оптических приемов, лаконичности сюжетов и романтике образов Паша 183 получил признание в России и за рубежом. Его называли «русским Бэнкси», хотя самому Паше не нравился этот ярлык — он не считал свое творчество аналогичным творчеству британского мастера.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
Кирилл Лебедев: «Балерина на Большой Дмитровке просто отвратительна!»
Организатор граффити-фестивалей Кирилл Лебедев — о хулиганстве в уличном искусстве, недолгой жизни граффити, выксинском паблик-арте, аляповатой балерине на Большой Дмитровке и человеческих качествах настоящего художника.
Источник: Страна.ру
Надзорное ведомство пришло к выводу, что министерство не выполняет своих обязанностей по обеспечению госконтроля в сфере туризма