USD: 92.5919
EUR: 100.2704

«Уязвимые места» российского туризма

С наступлением летнего сезона отпусков тема туризма особо актуализируется, при том настолько, что некоторые, спекулируя этой актуальностью, пытаются привлечь к себе общественное внимание

Текст: Асиф УСУБАЛИЕВ
«Уязвимые места» российского туризма

С наступлением летнего сезона отпусков тема туризма особо актуализируется, при том настолько, что некоторые, спекулируя этой актуальностью, пытаются привлечь к себе общественное внимание и заработать на этом определенные бонусы. Одним из основных составляющих успеха какой-либо публикации является объективная актуальность поднятого вопроса. А если еще к этой актуальности добавить чего-нибудь остренького, то успех и рейтинг уже практически в кармане. Однако истинный профессионализм журналиста заключается не в предвзятом "жонглировании" скандалами и громкими именами, что в конечном счете приводит к "желтизне" прессы и утрате общественного доверия, а в тщательном исследовании проблематики с последующей объективной оценкой ситуации. Нельзя забывать и о том, что любая публикация неизбежно влияет на общественное мнение, данный фактор накладывает особую ответственность, поэтому профессиональная этика журналиста буквально обязывает на дотошное исследование основного вопроса публикуемого материала.

Сразу начнем с самого главного. Основным предметом критики в публикациях, посвященных "анализу" состояния внутреннего туризма, являются в основном два показателя: низкий уровень предоставляемых здесь услуг и высокие цены. При этом содержание критики не меняется, тогда как объективности ради состояние туристической инфраструктуры в Азербайджане совершенствуется и развивается с каждым новым годом. Отмечу еще один существенный факт, подтвердить который может каждый из нас в отдельности. Согласитесь, что несмотря на всю критику, количество отдыхающих (имею в виду внутренний туризм) с каждым годом увеличивается. Более того, активный отдых (туризм) постепенно становится модным социальным явлением. Заметим, что этой "моды" у нас в Азербайджане не было и в советское время. Практически уверен, что факт формирования данной моды на отдых является социально-экономическим признаком начала качественно нового этапа интенсивного роста сферы туризма. Факт востребованности неизбежно станет залогом роста данной сферы. Мировая практика очевидно доказывает, что туризм на свой бурный рост может рассчитывать только там, где существует массовая вовлеченность в данную сферу (вовлеченность не только туристов, но и предпринимателей, готовых вкладывать в эту отрасль). Собственно говоря, массовость может стать залогом успеха не только в экономике, но и в политике и культуре.

Абсолютно не претендуя на роль "адвоката" туристической инфраструктуры (они сами должны заботиться о своем имидже, ведь развитие отрасли станет гарантом их процветания), попытаемся найти некоторые объяснения двум вышеназванным основным предметам критики. Низкий уровень предоставляемых услуг и высокие цены являются "болевыми точками" туризма. Эти проблемы на самом деле можно назвать уязвимыми точками данной отрасли, как минимум потому, что их не решить волевым или административным методами. Государство должно создать "волну", некий толчок для роста отрасли, а частный сектор должен адекватно воспользоваться этой "волной" и своими инициативами подкреплять позитивные тенденции. Туризм - это сфера экономики, где глубокая вовлеченность государства может грозить монополией, что будет препятствовать ее развитию как массовой коммерческой сферы деятельности. Поэтому в данном направлении частный сектор должен активно сотрудничать с государством и инициировать свои новые проекты, которые будут поддерживаться государством. Отсутствие инициатив частного сектора совершенно естественно будет компенсироваться инициативами государства, что в конечном счете приведет к минимизации коммерческого интереса к данной отрасли со стороны частного сектора. Эти простые экономические закономерности должны обязательно учитываться во время анализа состояния внутреннего туризма.

Государством уделяется акцентрированное внимание развитию отрасли. Правительство инициирует новые проекты, совершенствуется законодательная база, предпринимаются меры по популяризации туризма как коммерческой сферы деятельности, президент страны обозначает туризм в качестве стратегического направления ненефтяного сектора национальной экономики, совершенствуется инфраструктура, в том числе и логистические развязки, а уязвимость "болевых точек" все еще остается существенным препятствием в скором развитии туризма. Это именно "болевые точки", так как в этих точках невозможно нарастить "мускулы" (в виде каких-либо нормативных ограничений), которые могли бы защитить эти уязвимые места. Есть объективные факторы, которые требуют времени, а один Азербайджанский институт туризма, который существует всего несколько лет, физически не способен удовлетворить кадровую востребованность всей туристической инфраструктуры страны. Как можно к чему-то обязать предпринимателя, когда у него нет бизнес-культуры и он не понимает, что в один летний сезон нельзя компенсировать все затраты, а тем более - заработать? Что делать, когда наш предприниматель хочет все и к тому же все сразу? Как можно проконтролировать каждую техническую мелочь, которая функционирует 24 часа в день, когда у предпринимателя нет профессиональной ответственности, он не понимает, что все должно быть под контролем и все должно функционировать без каких-либо проверок? Кстати, о проверках. Отмечу один любопытный факт, который конечно, не оправдывает всю ситуацию, но о многом говорит. Во-первых, Министерство культуры и туризма регулярно осуществляет проверку на местах, причем делает это весьма прозрачно. Прозрачность обеспечивается посредством того, что информация о проведении плановых проверок заблаговременно размещается на официальном сайте министерства. Поэтому общественность, в том числе и представители СМИ, могут получить в министерстве интересующую их информацию. Уже не говорю об инфотурах, которые регулярно организуются министерством для представителей СМИ. Во-вторых, если зайти на сайт министерства и поинтересоваться структурой данного государственного ведомства, то вы можете увидеть, что отдел туризма, который занимается этой перспективной для Азербайджана отраслью, состоит всего из 17-18 сотрудников.

Характеризуя состояние внутреннего туризма, вновь хотелось бы концентрированно обратить ваше внимание на такую "национальную особенность" наших предпринимателей: что они в своей основе не понимают, что в один летний сезон нельзя компенсировать все вложенные в дело средства. Осмелюсь предположить, что этот социально-экономический синдром является остатком психологии переходного периода. В переходный период, когда не было стабильности и уверенности в завтрашнем дне, предприниматель стремился к сиюминутной выгоде. Тогда такую тактику можно было оправдать желанием минимизировать вероятность фактора риска. Сегодня в благоприятных условиях политико-экономической стабильности такая коммерческая стратегия, как "заработать все и все сразу" может объясняться только личными качествами предпринимателя. Туризм любит традиции, государственное внимание и требует времени. В противном случае о туристической отрасли в широком смысле этого понятия и говорить не приходится.

Конечно, это субъективное мнение, но министерство - это не сторож, который должен стоять у дверей туристических объектов, следить за трудовой обязательностью и чистоплотностью их сотрудников. Министерство - это в первую очередь политическое ведомство, которое функционально призвано вырабатывать политику данной отрасли и совершенствовать существующую законодательную базу и инициировать новые проекты, которые могут стать толчком бурного роста отрасли. Считаю, что контроль на местах могут осуществлять местные исполнительные власти, как минимум это будет практичнее, чем то чем в конце концов они должны заниматься.

Твердая уверенность в том, что за обедом не отравишься, комната будет убрана, лишних денег не возьмут, за бассейном всегда следит механик, а обслуживающий персонал всегда рядом и с улыбкой на лице готов помочь, будет только тогда, когда уже существуют свои четко сформировавшиеся традиции в сфере сервиса. Ведь не секрет, что у нас нет туристических традиций, в отличие от той же Грузии, с которой нас часто сравнивают. Там соответствующая инфраструктура существовала всегда, поэтому и годами формировалась культура сервиса, обходительности и услужливости. Исторически сложилось так, что в Азербайджане, который всегда резко отличался от соседей своим достатком, развита культура отдыха, а не культура организации этого отдыха (т.е. туризма).

Поэтому рискну сказать, что о сформировавшихся туристических традициях нам еще рано говорить. Заметим, что все эти негативы периодически имеют место на курортах Турции, но это почему-то никак не влияет на поток туристов. Объяснением, на мой взгляд, являются крепко сложившиеся традиции сервиса, которые внушают доверие, при этом любое ЧП там оценивается как случайность. Необходимо учесть одну принципиальную особенность - там стратегия ценовой политики ориентирована на количество реализованной продукции или предоставляемых услуг, иными словами, по минимальным ценам максимальная реализация - такая стратегия требует колоссального труда и самоотдачи. Это "китайская" модель экономики, которая пока несвойственна нашей ментальности. Здесь ценовая стратегия ориентирована на сиюминутный возврат всех вложенных в дело инвестиций. Думаю, все понятно и в комментариях нет необходимости. Подобного рода "национальные особенности" не решить волевым методом или нормативными документами. Справедливости ради, эти факторы следует учитывать, прежде чем критиковать уровень развития туризма.

Кроме того, есть и еще одна немаловажная особенность, которая, кстати говоря, также имеет отношение к содержанию социальной психологии населения. Темп экономического роста страны, который уже сегодня является предметом признания международного сообщества, реально разбаловал азербайджанское общество, которое привыкло к самым высоким показателям роста. Мы уже твердо привыкли к тому, что являемся абсолютными лидерами региона и считаем, что это лидерство должно проявляться и в туризме. Поэтому тех же высоких, а самое главное - быстрых результатов ждут и от этой отрасли, однако одними инвестициями здесь не обойтись (Продолжение следует).

Источник: echo.az

Также в рубрике

Куда и для чего летают на частных самолетах?

 0

В Керчи ввели режим ЧС из-за наплыва туристов, желающих уехать домой на пароме

 0