Исход один: больше половины туроператоров могут покинуть рынок в 2022 году
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко
\Страховые компании намерены прекратить работать с туроператорами с 2022 года, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков. Это означает, что поставщики туристических услуг по формальным основаниям будут массово исключаться из единого реестра туроператоров. Спасти индустрию, по словам страховщиков, может гарантийный фонд, создание которого предусматривает законопроект об электронной путевке. Между тем отзывы крупных компаний и отраслевых объединений относительно планируемого нововведения негативные. «Известия» разбирались в ситуации.
Перезагрузка необходима
Всероссийский союз страховщиков принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров по истечении срока действия постановления правительства № 1073, которое устанавливает условия переноса туров, реализованных туроператорами до 31 декабря 2021 года, и порядок возврата средств гражданам. Об этом «Известиям» сообщила председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева. Это значит, что в 2022 году компании будут массово исключаться из единого реестра туроператоров, если не смогут выполнить требование Закона РФ о фингарантиях, продлив договор страхования финансовой ответственности, либо заручиться банковской гарантией, либо сформировать достаточный объем ФПО.
Банковские гарантии получить на практике почти невозможно. А взносы в фонд персональной ответственности в «Турпомощи» должны составлять не менее 7% от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Для крупных и средних туроператоров это является практически невыполнимым условием, а у мелких компаний получаются несерьезные суммы. Ясно, что рынку необходим альтернативный механизм обеспечения ответственности.
Такой весомый аргумент в пользу принятия законопроекта об «Электронной путевке» и создания гарантийного фонда туроператоров привела на недавней конференции, посвященной проекту, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар. Эксперт напомнила, что сейчас страховые компании выступают держателями 90% всего объема ответственности туроператоров и несут очень большие риски. В 2020 году заключено 5 тыс. договоров с лимитом ответственности 19 млрд рублей. При этом емкость этого вида страхования оценивается всего лишь в 300 млн рублей. Таким образом, если такой размер совокупной ответственности обернется реальными возмещениями, для рынка это станет катастрофой.
Предупрежден — значит защищен
«Да, мы предлагаем реформировать механизм финансовых гарантий исполнения туроператором обязательств перед своими клиентами. Необходимо уходить от модели «нет договора страхования — нет места в реестре». Инструменты фингарантий нужно менять, они должны быть многоуровневые, и самое главное — не только на бумаге, но и на практике», — заявила в беседе с «Известиями» председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.
В 2018 году, после ухода с рынка туроператоров «Натали Турс» и «Росстур», страховщики говорили о том, что будут нацеливаться на уход с туристического рынка. «Мы все занимаемся бизнесом, а бизнес должен приносить прибыль. А мы несем убытки из года в год и не видим перспектив. Если для страховщиков слишком высоки риски, они либо добиваются изменений условий страхования, либо, в отсутствии таковых, уходят с рынка», — говорит Алчеева.
Пандемия никаких новых проблем не выявила, а лишь обострила старые. ВСС еще весной направил обращение на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором известил о намерении прекратить страхование туроператоров к началу 2022 года, по истечении срока действия постановления правительства № 1073.
«Речь, конечно, не идет о том, что сразу ни один страховщик не будет работать с турбизнесом, но дефицит будет колоссальный. Сейчас 4–5 страховщиков страхуют компании, консолидирующие наибольшие объемы», — объясняет Алчеева.
Искать компромисс
Между тем уход даже одного-двух страховщиков может привести к краху в целом системы страхования ответственности туроператоров. Поэтому чем быстрее будет принят законопроект, предусматривающий создание гарантийного фонда, тем больше будет времени на то, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Эксперты не сомневаются: рынку необходимы прозрачные и отлаженные механизмы, которые будут обеспечивать его устойчивость. Страховые компании уже взяли на себя повышенные риски, но бесконечно делать это на имеющихся условиях, безусловно, не готовы.
По словам экспертов страхового рынка, нигде в мире на страховщиков не возлагают полного возмещения ущерба туристам в случае банкротства туроператора. Очень хороший пример — ATOL в Великобритании, через который вернули деньги практически всем пострадавшим от разорения Thomas Cook. И сейчас в условиях пандемии в Европе продумывают альтернативу привычному процессу страхования, что говорит о том, что проблема актуальна не только для России.
По словам страховщиков, создание гарантийного фонда, в который туристы, покупая тур, будут отчислять определенные суммы, неплохая альтернатива. К тому же с такой моделью туристы будут защищены максимально и гарантированно. Сейчас же то не хватает денег из-за огромного ущерба, превышающего страховую сумму, то туроператор уходит с рынка без права на страховую выплату, то страховщики не могут исполнить обязательства из-за надзорных ограничений ЦБ по причине отзыва лицензии.
Плюс надо понимать, что предлагаемый фонд имеет госгарантии по аналогии с АСВ (Агентство по страхованию вкладов) и ДОМ.РФ, а это значит, что его емкость всегда будет достаточной не только за счет отчислений за тур. К тому же «Электронная путевка» даст страховой компании возможность адекватно оценить риски банкротства туроператора. Сейчас оценить уровень убыточности туристической отрасли непросто.
«Рынок хочет безусловных гарантий, но с критикой принимает создание регулирующей цифровой системы. Но в любом случае, если имеющиеся механизмы малоэффективны и так на протяжении более чем 10 лет, нужно двигаться дальше, формировать эффективные модели, снижать нагрузку на страховой и турбизнес, не ставить их в зависимость друг от друга», — убеждена Алчеева.
Туманно и несвоевременно
Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме. Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес. К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.
Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя. Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое. Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.
«В части поправок, внесенных ко второму чтению, в соответствии с которыми предлагается ввести новый механизм финответственности туроператоров — создать некий гарантийный фонд, формируемый за счет туристских взносов, — должен отметить, что в предложенном виде этот механизм неприемлем. Почему деньги, собранные с туристов в гарантийный фонд, должны идти не только на защиту их прав, но еще и на инвестиции в никому непонятные инвестиционные проекты? Но что может быть с инвестициями, мы все понимаем. И как тогда будут защищены права туристов? Тем более что контроль за этим гарантийным фондом поправками предлагается возложить на коммерческую организацию», — говорит Сирченко.
С учетом того что функционал «Электронной путевки» и действующего механизма финобеспечения в большей степени относится к государственным услугам, турбизнес предлагает, чтобы контроль и надзор за данными механизмами осуществляло государство в лице уполномоченного федерального органа власти — Ростуризма.
Сирченко рассказывает, что за последние годы существующий механизм защиты прав туристов и финобеспечения туроператорской деятельности в значительной степени показал свою эффективность. «Вместе с тем мы понимаем, что назрели новые задачи и проблемы и действующий механизм требует совершенствования. Но не надо ломать то, что пока работает и обеспечивает защиту прав туристов, и поспешно предлагать непонятный, непрозрачный механизм гарантийного фонда», — заявил Сирченко.
Сергей Шпилько, почетный президент Российского союза туриндустрии, придерживается схожего мнения. Эксперт напоминает, что туроператоры уже платят в два фонда «Турпомощи»: резервный, предназначенный для финансирования эвакуации организованных туристов, и фонд персональной ответственности, чтобы «подчищать» ситуацию за страховщиками, когда их средств для покрытия ущерба от несостоявшихся поездок не хватает. «Сколько еще нужно фондов создать?» — задается вопросом Шпилько.
Да, существующая система финансового обеспечения ответственности туроператоров на базе «Турпомощи» нуждается в совершенствовании. И Ростуризм над этим вопросом работает, говорит Шпилько.
Сам себе страховщик
Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.
«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было. Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам. Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.
Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.
Просто страховщики, по мнению Шпилько, прежде всего заинтересованы в страховании выезжающих за рубеж. А туроператоры нередко предлагают этот вид страхования с более рискованным страхованием ответственности. И чтобы лишить их этой законной возможности, часть страховщиков во главе с ВСС пытаются навязать запрет на страхование ответственности туроператоров другим страховым компаниям. И лишить возможности соответствующего финансового обеспечения туроператоров.
«То, что сами страховые компании лопаются чуть ли не чаще туроператоров, при этом во внимание не берется. Напомню, после банкротства в 2016 году страховой компании «Универс-Гарант» без уже оплаченной страховки осталось 119 туроператоров, после банкротства «Якоря» в 2018 году — 450 компаний, а в прошлом году после ухода с рынка НАСКО — 111 туристских компаний. И то, что никто за это не ответил, никто ничего турфирмам не компенсировал, говорит и об уровне ответственности части страховщиков, и об уровне эффективности регулирования страхового бизнеса в России», — рассуждает Шпилько.
Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», напоминает, что опасения страховщиков в части страхования ответственности туроператоров имеют место уже давно. В первую очередь по причине непрозрачной, по мнению страховщиков, деятельности туроператоров. Вместе с тем, предоставление туроператором страхования ответственности часто идет в сочетании с медицинской страховкой для туристов этого туроператора, что дает хорошо заработать на полисах ВЗР.
«Полный уход от страхования ответственности сильно поменяет этот рынок. Сама по себе идея гарантийного фонда не нова и за последние 10 лет неоднократно всплывала в разных вариациях на разных площадках. На мой взгляд, она имеет право на жизнь, но чтобы оценить текущую версию, необходимо как минимум увидеть от разработчиков этого проекта конкретные цифры — размеры отчислений, стоимость использования и т.д.», — заявил Байбородин.
На данный момент высока вероятность того, что закон будет принят именно в таком виде, говорят эксперты. Дата рассмотрения пока не определена. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время. В любом случае туристическую отрасль ожидает реформа механизма страхования или оформления банковской гарантии.
Александра Полянская
Туроператоры просят отменить планируемый запрет на использование для перевозки детей автобусов старше 10 лет