На семидесятой сессии Генеральной ассамблеи ООН объявляют, что 2017-й должен стать «годом устойчивого туризма» (sustainable tourism). За этот год Всемирная туристская организация (ЮНТВО) и правительства стран должны наладить сотрудничество. Приоритетом становится система туризма, которая содействует сохранению экосистемы, культурного наследия и гендерному равенству.
Если проще, то страна, согласно пожеланиям ООН, должна развивать регионы — хотя бы их общественный транспорт и гостиничное дело. Небольшие города и сельские местности должны стать привлекательными для туристов, местные жители — получить рабочие места, и как финал сказки должно исчезнуть неравенство между регионами одной страны и снизиться уровень бедности.
Тенденция на устойчивое развитие (англ. sustainable development) существует и в моде. Термином «sustainable fashion» называют проекты с этичным подходом к производству вещей. Стелла Маккартни делает коллекции из океанического мусора. H&M c 2013 года выпускает линию Conscious с одеждой из переработанных материалов. Мирослава Дума запускает фонд Fashion Tech Lab, который поддерживает экопроекты: компанию Orange Fiber, производящую ткань из апельсиновой кожуры, и выращенные в лаборатории бриллианты Diamond Foundry. Направление «sustainable» есть в архитектуре, банковской сфере и в ресторанном бизнесе.
Первые шаги предпринимают авиа- и туристические компании. Американский лоукостер JetBlue сделал один из самых больших заказов биотоплива за всю историю авиации: 125 миллионов литров смеси из растительных масел хватит, чтобы 10 лет работать в прежнем режиме, только сократив вредные выбросы. Туроператор Intrepid предлагает более тысячи групповых экотуров. А выхлопные газы самолета (того, на котором вы отправились в экотур) и потраченное электричество (то, которое помогло вам, например, зарядить телефон и высушить волосы в отеле) компания компенсирует своими проектами в сфере альтернативных источников энергии (включено в стоимость тура). Люксовый туроператор Abercrombie & Kent предлагает путешествия по геотермальным электростанциям: можно, например, отправиться на исландскую «Хеллишейди» — самую крупную в мире геоэлектростанцию, энергия в которой вырабатывается из подземных источников.
По уровню «sustainability» отстают только отели. «Зеленым» отелем сегодня называют любой, в котором полотенца вам не поменяют пять дней, потому что компания заботится об окружающей среде. При этом в номере обязательно будет пара бутылок с водой — разумеется, из неразлагаемого пластика.
Хороший пример развития непривлекательных для туристов регионов — немецкий индустриальный моногород Фельклинген. Местный металлургический комбинат не просто закрыли, а превратили его в гигантский индустриальный музей. Теперь город принимает по 300 тысяч туристов в год.
Со стороны цель устойчивого, или сознательного, туризма ясна. Окружающая среда загрязнена — давайте попробуем сделать ее чище. В европейских столицах гигантский турпоток — давайте заманим туристов в регионы и дадим местным жителям рабочие места. Рынок захватили международные отельные сети — давайте помогать локальному бизнесу. Но что все это значит для самих туристов? Как изменить программу своего тура, чтобы отпуск превратился в «сознательное путешествие»?
Ирина Рябовол, представитель международного туристического метапоиска momondo.ru
«Правила простые: не покупайте подделки и вещи, которые запрещены в стране, обращайте внимание на то, что производят в регионе, пробуйте локальную кухню и ищите гидов в местных организациях, а не в международных компаниях. Пользуйтесь общественным транспортом, а на небольшие расстояния арендуйте велосипед. Важно еще и то, что, помогая региону, вы расширяете свой кругозор. Сравните: шаблонная фотография закатного солнца на ладошке или полный впечатлений сплав по реке Меконг? Гид из турагентства, который тасует факты, или думы под вековыми стенами Ангкора?»
Главное в сознательном туризме — это выбирать регионы вместо заезженных столиц, пользоваться общественным транспортом и есть локальные продукты. Трекинг, хайкинг, глэмпинги и рестивали, гастрономические и винные туры — все это подходит под категорию sustainable tourism. Вдобавок к этому мы составили гид по активностям, которые можно практиковать, где бы вы ни были, поддерживая тенденцию на сознательный туризм.
Бердвотчинг: путешествовать, чтобы смотреть на птиц
Внимание и интерес туриста к дикой природе — еще один момент, который превращает обычное путешествие в сознательное. Бердвотчинг, или любительская орнитология, — самый простой способ обратить на эту природу внимание. Вы тепло одеваетесь, берете термос, бинокль, телефон с приложением ecosystema и уезжаете из города. Рассматриваете птиц, определяете их вид и фиксируете увиденное в полевом дневнике.
Такая активность не просто заставляет вас двигаться не меньше, чем при скандинавской ходьбе, но и повышает внимательность и, наконец, возвращает ту потерянную при жизни в городе связь человека с природой. Еще одним радикальным аргументом может стать то, что бердвотчинг уменьшает тревожность, раздражительность и помогает избавиться от депрессии. На своем опыте это проверила английская писательница Хелен Макдональд: справиться с горем после смерти отца ей помогло наблюдение за ястребом-тетеревятником. Свои странствия по холмам и лесам и наблюдение за птицей Макдональд описала в книге «„Я“ значит ястреб».
Вероника Самоцкая, основатель проекта Birdwatching Moscow, преподаватель курса по идентификации птиц BirdID
«Бердвотчинг может быть интересен людям, которые в принципе любят природу. Среди бердвотчеров, конечно, есть люди, далекие от биологии и зоологии: сценаристы, инженеры, военные, психологи, программисты, экономисты и так далее. Одним нравится наблюдать за поведением птиц у себя на кормушке. Другим — увидеть как можно больше видов птиц (своего рода коллекционирование). В Европе и Америке бердвотчинг стал массовым спортом. Люди тратят деньги, путешествуют, чтобы найти и увидеть новые для себя виды птиц».
Куда поехать смотреть на птиц? Достаточно просто выехать из города. Уже в Подмосковье встретятся чибисы, хищные пустельги и еще десятки видов птиц. Далее бердвотчинг можно практиковать, куда бы вы ни поехали. В Словакии опытные бердвотчеры смотрят на стенолаза, во французском Камарге — на фламинго, сокровищем Исландии и Фарерских остров принято считать тупиков, а Урал привлекает орнитологов-любителей степным орлом и маленьким журавлем-красавкой. Можно, как писатель Джонатан Франзен, отправиться хоть в Антарктиду, чтобы посмотреть на императорского пингвина и еще на 30 видов птиц. Самое азартное в таком занятии — это фиксировать увиденное. Сегодня ученым известно более 10 тысяч видов пернатых: количество птиц в полевом дневнике — своеобразный показатель знания дикой природы.
Агротуризм: деревня вместо города
Агротуризм — та самая помощь туристов сельским жителям, о которой говорится в концепции sustainable tourism. Представьте, что вместо отпуска на море вы на три недели, например, едете работать в оливковую рощу у итальянского озера Гарда или на виноградник во Франции.
С первого дня вы вникаете в культуру другой страны: живете по режиму дома, который вас принял, работаете с местными жителями, ужинаете с ними за одним столом, пробуете локальную кухню. О степени вовлеченности в производственный процесс нужно договориться с хозяином заранее. Можно просто пожить в итальянской деревне, арендовав гостевой домик у владельца, а можно ежедневно работать по пять-шесть часов (за это вам бесплатно организуют спальное место и накормят). На Airbnb найдутся смешные варианты — например, домик в Тоскане, в котором можно жить за два евро в сутки при одном условии: ежедневно кормить кур.
Вариант сельского туризма стоит рассмотреть в случае с дорогими для проживания странами — например, со Скандинавией. Пожить неделю в рыбацком домике в норвежской или шведской деревне обойдется дешевле, чем аренда места в кемпинге.
Японская практика shinrin-yoku, или «лесные ванны»: путешествие по лесам вместо терапии
Начнем с того, что в Японии еще двадцать лет назад включили «лесные ванны» в национальную программу здоровья. Чтобы осознать масштаб практики shinrin-yoku, представьте, что, например, путешествие по лесу включают в ваш полис обязательного страхования. И этому будет научное объяснение. Прогулка по лесу уменьшает выработку кортизола, гормона стресса, укрепляют киллер-клетки, которые борются с вирусами, а в случае с диабетиками снижается уровень сахара в крови. За это отвечают фитонциды — ароматические вещества, выделяемые деревьями и растениями.
Первое исследование пользы «лесных ванн» опубликовал в 1980-х годах Роджер Ульрих. Оказалось, что пациенты техасской больницы, которые лежали в палатах с видом на природу, поправлялись быстрее и меньше нуждались в обезболивающих препаратах, чем те больные, которые смотрели на бетонную стену. А еще раньше, в 1970-х годах, исследователи Мичиганского университета Рэйчел и Стивен Капланы доказали, что созерцание природы повышает концентрацию. Многозадачность мозга можно тренировать техникой «soft fascination»: так в своей книгеКапланы называют наблюдение, например, за бабочкой или закатом.
Япония — не единственная страна, где практикуют shinrin-yoku. Лесные ванны популярны в Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии. Но попробовать их можно в любом путешествии: достаточно выехать из города, скачать трекинговый маршрут (например, в приложении Wikiloc) и отправиться на прогулку с друзьями или семьей. Важно: shinrin-yoku и трекинг — это не одно и то же. В случае с первым важно расслабиться и наблюдать за растительным миром вокруг. Прогулка длиной в 500 метров может длиться два-три часа.