USD:
EUR:

Начали за здравницу

Ученые призывают спасти от застройки Южный берег Крыма

Начали за здравницу

В Ялте 25 марта пройдут общественные слушания по Генплану городского округа. Появившиеся в крымских СМИ наброски плана общественность города встретила скептически. «Лента.ру» публикует статьи экспертов РАНХиГС при президенте России, выступивших разработчиками Стратегии развития Большой Ялты и федерального проекта по возрождению Южного берега Крыма (ЮБК) как всероссийского курорта (проект постановления правительства есть в распоряжении редакции). В первой части авторы — заведующий лабораторией экономики знаний ИПЭИ РАНХиГС Владимир Комаров и старший научный сотрудник лаборатории экономики знаний ИПЭИ РАНХиГС Владимир Коцюбинский — дают оценку сложившейся ситуации с застройкой. Эксперты указывают, что наследие украинского периода оказалось настолько сложным, что ЮБК сегодня критически важна федеральная поддержка.

Русская Ривьера

Что сегодня мы наблюдаем на лучшем когда-то курорте СССР и Российской империи — Южном берегу Крыма, который по праву называли Русской Ривьерой? Массовая застройка свободных земель, уничтожение природных богатств и открыточных видов. Именно так происходило при Украине развитие ЮБК. Для перелома этих тенденций, к сожалению, все еще преобладающих сегодня и приводящих к деградации ЮБК, необходимы кардинальные меры, пока не наступил последний этап — окончательная потеря курортного статуса.

Южный берег Крыма исторически являлся лучшим санаторно-курортным центром Российской империи и СССР. Это не случайно: исследования медико-климатологических характеристик показывают, что по лечебно-оздоровительной ценности ЮБК занимает второе место среди курортных местностей Европы и прилегающих к ней регионов Азии и Африки после Канарских островов и острова Мадейры. Лечебно-профилактические свойства территории обусловлены уникальным климатом, формируемым, прежде всего, первозданной природой, пышной вечнозеленой растительностью. Исторически жители этих территорий называли многочисленные зеленые насаждения «вторым морем» или «зеленым морем». Сочетание моря и побережья, субтропических парков и можжевеловых рощ на побережье с горным сосновым лесом делает ЮБК климатическим курортом, пригодным для лечения заболеваний легких, верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней нервной системы и почек. Например, обычные двухчасовые пешеходные прогулки в парках приводят к улучшению функции дыхания, улучшают работу нервной системы, помогая, людям, страдающим депрессией или вегетососудистой дистонией — бич жителей современных мегаполисов. Само нахождение на территории ЮБК оказывает комплексное оздоровительное воздействие на организм человека.

В 1935 году для ЮБК Академией наук СССР была разработана программа развития, направленная на создание курорта общегосударственного значения. Проведенные расчеты показали, что общее положительное влияние на национальную экономику в результате комплексного круглогодичного оздоровления населения (за счет роста производительности труда, снижения численности временно нетрудоспособного населения, роста продолжительности жизни и других эффектов) на порядок превышает тот социально-экономический эффект, которой бы наблюдался в случае ведения на курорте обычной хозяйственной деятельности. Концепция «Всесоюзной здравницы» реализовывалась последовательно до 1991 года. Обеспечивалось сохранение природно-климатических характеристик курорта, создавались новые парки, развивалась круглогодичная санаторно-курортная сфера, разрабатывались методы климатотерапии, ландшафтотерапии и др. Антропогенное воздействие было минимизировано, запрещалось индивидуальное жилищное строительство, действовали ограничения на въезд автотранспорта, не размещались производственные предприятия. Более того, весь регион, начиная с XVIII века, рассматривался как уникальный эколого-ландшафтный заповедник: строительство органично вписывалось и дополняло природные красоты.

Например, Воронцовский дворец — пожалуй, самый выдающийся в мире памятник периода романтизма — своими очертаниями напоминает очертания главной гряды Крымских гор, в том числе с учетом распределения объемов дворца. Алупкинский дворцово-парковый ансамбль, окружающий пейзаж с доминирующей Ай-Петри и исторической застройкой в фоне по замыслу создателей составляли единое целое. Из различных точек обзора открывались великолепные виды с продуманной совершенной перспективой. Природный ландшафт, архитектура Воронцовского дворца и историческая застройка Алупки воспринимались как единая композиция с искусственно созданным ландшафтом Воронцовского парка. Этот пример показывает бережное, даже фанатичное отношение наших предков к уникальной природе Южного берега Крыма.

«Наша боль»

После 1991 года ситуация резко изменилась. Конституция независимой Украины гарантировала право для каждого гражданина на 6 земельных участков различного назначения (до 10 соток в городе и до 15 соток за городом). В результате массовой приватизации земель ЮБК, которую можно рассматривать как форму «мягкой» колонизации Крыма, природе полуострова был нанесен практически невосполнимый ущерб. К моменту «возвращения в родную гавань» практически не осталось земель, не обремененных правом частной собственности, в их числе — зеленые насаждения, в том числе реликты и эндемики.Следствием дикого рынка 1990-х и 2000-х годов стало потребительское, варварское отношение к природе, природным и архитектурным ландшафтам, культурному наследию. Сформировалась во многом теневая экономика «летнего сезона» (в отличие от круглогодичной загрузки санаторно-курортных учреждений при СССР). Обычными стали случаи самозахватов общественных территорий и наиболее ценных земель, навязывание платных услуг, ограничение доступности пляжей и береговой линии, системы поборов с туристов за доступ к местам общего пользования или культурным объектам.

Получил гипертрофированное развитие и строительный сектор: началась массовая застройка элитным и «летним жильем» (пустующим большую часть года и являющимся средством сохранения средств) наиболее ценных земель, в том числе прибрежной полосы, исторических парков и заповедных территорий. Произошла вырубка и резкое сокращение площади зеленых насаждений, велось строительство в санитарных и защитных зонах коммуникаций и сетей. Точечная, многоэтажная и уплотнительная застройка деформировала многочисленные исторические архитектурные и природные открыточные виды, привела к деградации городского ландшафта и архитектурного облика, например, исторической «красновской» (по имени знаменитого архитектора Николая Краснова — прим. «Ленты.ру») Ялты. Объем ввода жилья в небольшой курортной Ялте сравнялся с объемом строительства в Симферополе и Севастополе.

Сегодня многие краеведы ЮБК сопровождают экскурсии словами «наша боль». Речь может идти об Алупкинском дворцово-парковом ансамбле, видовые панорамы которого сегодня застроены, о завершающейся застройке «Мертвой долины» в Гурзуфе, которой безуспешно пытались придать охранный статус, нарушившей открыточные виды Медведь-горы. Или о застроенных Приморском, Мисхорском и других парках, розарии Никитского ботанического сада и многих десятках других примеров. Активная застройка новых территорий, в том числе в пресловутой 100-метровой зоне, несмотря на предпринимаемые руководством Республики Крым усилия, активно продолжается и сегодня.

На перепутье

Поскольку после воссоединения Крыма и России были признаны выданные до 2014 года разрешительные документы на строительство, сегодня элитные стройки в прибрежной зоне и парках продолжаются, реликтовые леса по-прежнему под угрозой. Наблюдаются процессы влияния старых украинских элит на сохранение прежней девелоперской модели развития. Зачастую выдача разрешений на новое строительство происходит «задним числом», что приводит к тому, что темпы строительства жилья на сегодняшний момент по многим муниципалитетам превышают темпы строительства в период до 2014 года. Уникальная крымская земля рассматривается сквозь призму девелоперских проектов или как средство для получения бюджетных доходов от продажи земли.

Проект генерального плана Большой Ялты предусматривает к 2035 году почти двукратное увеличение жилой застройки — с нынешних 3,2 миллионов квадратных метров общей площади жилых помещений до 5,8 миллионов квадратных метров, в том числе на новых территориях (дополнительно, как указывают разработчики, было «найдено» 640 гектар земли для застройки). Делается ставка на точечную и многоэтажную застройку, деформирующую природные виды, появляется значительное число земель со статусом «общественно-деловых» функциональных зон, которые, как опасаются жители, также будут отданы под застройку. Так, площадь средне- и многоэтажной застройки (которой, согласно пожеланиям жителей Большой Ялты, быть вообще не должно) вырастет более чем в два раза. Эти параметры не обоснованы не только экономически, но и экологически, бездоказательно делается ставка и на увеличение численности постоянного населения, а не количества отдыхающих, которое должно быть приоритетом для курорта. Параметры численности постоянного населения и спроса на жилье являются регулируемыми, а не отдаваемыми на откуп «законам рынка».

Воронцовский дворец в 1972 году

Таким образом, Генплан развития Большой Ялты, которая была на протяжении почти 200 лет лучшим курортом Российской Империи и СССР, подразумевает дальнейший девелоперский подход к развитию. ЮБК по-прежнему рискует окончательно превратиться из курорта в спальный район «летнего жилья», перенаселенную урбанизированную территорию с окончательно деформированной городской средой. Антропогенная нагрузка уже сегодня в разы превысила адаптационные способности экосистем, кроме того, города ЮБК задыхаются от автомобилей и в строгом смысле уже не являются курортами.

Зачем чиновники хотят превратить Крым в площадки по добыче стройматериала

Необходимы кардинальные меры для перелома негативных тенденций. Основной из них, по нашему мнению, должно стать присвоение федерального статуса ЮБК на самом высоком уровне, придание региону статуса федерального эколого-ландшафтного и историко-культурного региона-заповедника. Необходимы жесткие ограничения на строительную деятельность (запрет застройки новых территорий, ограничение этажности, снос незаконных построек, в том числе в 100-метровой прибрежной зоне, о котором так давно ведутся разговоры), изъятие не застроенных земель с условием денежной компенсации действительно законным владельцам, присвоение статуса особо охраняемых земель не застроенным гектарам, развитие системы «оздоровительных» профсоюзных путевок, ограничение движения автотранспорта (создание крупнейшего пешеходного региона в России, территории экологического и лечебного туризма), внедрение зеленых технологий и, наконец, развитие наукоемких и зеленых кластеров экономики. Об этом мы подробно расскажем в следующей статье.

Источник: weburg.net

Также в рубрике

Авиакомпании потеряли своих туристов

 0

В окрестностях курортного Геленджика строится нефтяной терминал

 0