— Если прибегнуть к астрологии, считается что в наш байкальский регион должна прийти пора благоденствия. Уже где-то с 2017 отступит кризис, наступит достаток. Но за хорошую жизнь нужна оплата, нужно что-то потерять. Это могут быть и человеческие жизни, и экономические утраты, — говорит глава объединения "Тэнгэри" Баир Цырендоржиев.
Шаманские ритуальные принадлежности
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
По его мнению, этой оплатой в какой-то мере могут стать лесные пожары этого года. Пожары стали во многом наказанием людям за гордыню и излишнюю самоуверенность. Здесь можно вспомнить, что в августе 2015 года власти Баргузинского района, отчаявшись справиться с огненной катастрофой, обратились к шаманам "Тэнгэри", чтобы те провели молебен, вызывая дождь. 24 августа на берегу Байкала в окрестностях поселка Усть-Баргузин состоялся крупный "тайлган" — молебен-жертвоприношение, где небожителей призывали смилостивиться. Как бы то ни было, на следующий день действительно пошел дождь. Баир Цырендоржиев отметил, что по данным метеопрогнозов до осени не должно было быть ни капли осадков. То, что решение прибегнуть к помощи шаманов было принято на государственном уровне, по мнению Баира Цырендоржива свидетельствует о том, что шаманизм в Бурятии стал восприниматься как религия, как один из столпов духовности региона. Что же касается лесных пожаров, по его мнению, ответственность за это лежит на всем обществе. Это и политика властей в байкальском регионе, и действия простых людей.
Тайлган против пожаров в Баргузине
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
— В шаманизме считается, что есть три трагедии: пожар, наводнение и война. Эти явления особо опасны для окружающего мира, неся сплошную смерть, не различая ни женщин, ни детей, ни воинов, ни зверей. Причина пожаров во многом в непродуманных шагах жителей региона, в осквернении его природы. Людям нужно задуматься, почему именно в сакральное место вокруг Байкала пришла такая трагедия. Последствия тянутся до сих пор, например, горящие торфяники. Приверженцы всех вероисповеданий должны консолидироваться, чтобы остановить это бедствие. Мы должны стать мудрее и светлее, чтобы не было таких пагубных ситуаций, — говорит Баир Цырендоржиев.
Шаман в мистическом трансе
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Относительно шаманских успехов 2015 года Баир Цырендоржиев отметил, что была проведена колоссальная работа и в республике Бурятия, и в Забайкальском крае и Иркутской области. Открыты филиалы центра в Омске и Петербурге, проведено 13 запланированных молебнов-тайлганов и один внеплановый, в Баргузинском районе, также были молебны против пожаров в Иркутской области и Забайкальском крае. Эту деятельность центра "Тэнгэри" освещала федеральная пресса.
одна из шаманок центра "Тэнгэри"
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
На острове Ольхон проводился международный тайлган с участием индейских шаманов из Америки. Баир Цырендоржиев подчеркнул, что с заокеанскими коллегами удалось наладить хорошие отношения. Также весной проводились семинары в Германии, Бельгии и Голландии, где могли участвовать все, интересующиеся сибирским шаманизмом — ученые-культурологи, эзотерики, простые люди. Также, несмотря на кризис, продолжается строительство шаманского храма из пожертвований верующих. Закончена крыша здания, сейчас ведется остекление. Баир Цырендоржиев отметил, что Бурятия один из самых развитых регионов шаманизма. В республике около 12 религиозных организаций шаманов, большее количество лишь в Тыве.
Шаманы у строящегося храма
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
На грядущий 2016 год у центра "Тэнгэри" много планов. В шаманизме для обозначения смены годов используется та же тотемическая система, что и в буддизме. Обезьяна существо переменчивое, склонное то играть, то веселиться, ты быть в дурном настроении, поэтому год обещает быть переменчивым, но в целом благополучным. Свой Новый год, Сагаалган, шаманам еще только предстоит отмечать. Это будет в феврале, так же как и у буддистов, хотя в старину шаманский новый год отмечали в конце осени, с первым снегом. Но слово "Сагаалган" буддисты заимствовали из шаманизма, оно означало праздник с обилием молочной "белой пищи" и белого снега.
Тахил — столик с угощениями для духов
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
В 2016 предполагается исследовать места, в старину служившие объектами шаманского поклонения, чтоб возобновить там обряды. Например, на Шаман-горе в Заиграевском районе, где когда-то проводились женские тайлганы у расщелины "Чрево матери". Баир Цырендоржиев подчеркнул, что в Бурятии много забытых сакральных мест, но чтобы вернуть им былое значение, нужна колоссальная работа — и археологическая, и ритуальная. Много и других планов.
— На следующий год ожидается много задач. Нужно закончить строительство "Дворца неба" — нашего шаманского храма. Также мы собираемся пригласить индейских шаманов из Америки для знакомства и обмена опытом, — рассказывает Баир Цырендоржиев.
Ритуал закрытия небесных врат
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
После осеннего "закрытия небесных врат" небожители-тэнгэри спят, пока весной не пройдет обряд открытия". Но люди могут просить более низших божеств-онгонов, родовых духов, чтобы те донесли богам их просьбы через сны. Баир Цырендоржиев отметил, что небожитель Дархан-тэнгэри покровительствует всем людям творческих профессий, вызывающих у окружающих восхищение своим искусством, в том числе и журналистам.
Шаманы у ритуальной рощи
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
В наступающем году жителям Бурятии Баир Цырендоржиев хотел пожелать сохранить духовное богатство, несмотря на кризис. Ведь духовное богатство материализуется. А также достойно встретить новый год, с надеждой смотреть в будущее, здоровья, благосостояния и уверенности.
Источник: ulanmedia.ru