USD:
EUR:

Московские таксисты заняли 34-е место в рейтинге самых дорогих в мире

Как показало исследование банка UBS, столичное такси дороже, чем в Праге, Варшаве, Риге, Таллинне, Дубае и Токио

Фото: Владимир Суворов

Московские таксисты заняли 34-е место в рейтинге самых дорогих в мире

Такси в Москве за 3 года подешевело в валютном выражении на $5,4 — и в 2015 году стоило в среднем $7,88 за пятикилометровую поездку (по курсу 53 рубля за $1 это около 400 рублей). Об этом свидетельствуют данные исследования швейцарского финансового холдинга UBS. Столичное такси оказалось дороже, чем в Праге, Варшаве, Риге, Таллине, Дубае и Токио.

Специалисты UBS в рамках исследования под названием Prices and Earnings сравнили заработки и стоимость различных потребительских услуг в 71 городе в Европе, Америке, Азии и Африки. Исследование проводилось с конца марта по конец апреля 2015 года, при расчете брался курс около 53 рублей за $1. В качестве единицы измерения исследователи взяли цену за поездку на такси на расстояние 5 км в пределах города плюс чаевые.

В предыдущем исследовании, проведенном в мае 2012 года (оно проводится раз в 3 года по традиционной выборке городов), московские таксисты со стоимостью $13,24 занимали 22-е место в рейтинге UBS при курсе 30,9 рубля за $1. 

Согласно исследованию за 2015 год, самыми дорогими оказались услуги таксистов из норвежского Осло — $32,1, швейцарского Цюриха ($27,59) и Люксембурга ($22,34). А наиболее дешевыми признаны таксисты Нью-Дели ($1,54), Киева — ($1,59), Боготы ($1,71) и Мумбая ($1,81), а Москва со стоимостью $7,88 (около 400 рублей) долларов за поездку на такси заняла 34-е место из 71 городов мира. Российская столица оказалась в таксомоторном рейтинге выше ряда европейских городов, а также Токио — притом что цены в Европе на бензин и ряд прочих составляющих себестоимости выше.

 
Но директор Центра экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, профессор Татьяна Кулакова указала, что, кроме сложно вычисляемой структуры затрат со стороны предложения, важен также и спрос. Так, согласно рейтингу общих расходов на товары и услуги, рассчитанной UBS по 122 видам товаров и услуг исходя из стандартных привычек средней европейской семьи из трех человек, Москва занимает в рейтинге 56-е место с $1735 в 2015 году, в то время как в 2012 году была на 40-м месте с $2604. Этот текущий московский показатель действительно выше, чем в нескольких перечисленных городах: для семьи из Праги в месяц это $1523, Риги — $1529, Варшавы — $1632, Таллина — $1819. Правда, в Дубае уже $2375, в Токио — $2776.

При этом почти все опрошенные «Известиями» представители таксомоторной отрасли заявили, что показатель, приведенный UBS ,— 400 рублей за поездку на 5 км, сильно завышен, хотя они хотели бы видеть его именно таким.

— Сейчас это на самом деле 250–300 рублей. Многие компании работают фактически на уровне себестоимости, а некоторые даже ниже, — сетует зампредседателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрей Попков. — Сегодня кризис, не все могут позволить езду в булочную на такси, спрос растет с достатком населения. Но самое главное, новые участники рынка начали нас прессовать и демпинговать. Я говорю о компаниях Uber, «Яндекс.Такси» и Gett (бывшая Gettaxi) — их доля оценивается сейчас на уровне 70%, что позволяет им контролировать ценообразование. Мы как профсоюз акцентируем внимание не только на трудовых отношениях, но и на квотировании рынка, — рассказывает Попков.

— Стоимость в 400 рублей за 5 км пути — завышенная. К примеру, у нас в среднем за 5 км тариф составляет 222 рубля, — говорит замруководителя службы такси «Москва 24» Денис Воронов, с ним согласен Александр Орлов из компании «Миллениум Такси». — Цены на услуги такси останутся на том же уровне, поскольку повышать их смысла нет, снижать не позволят расценки на горюче-смазочные материалы.

Кулакова подтверждает, что когда на рынок приходят агрегаторы, такие как Uber, Gett, «Яндекс», таксисты «воспринимают это в штыки во всех странах, доходит до забастовок». В этом году российские таксисты уже скандалили с этими новыми игроками, безуспешно пытались устраивать забастовки, но агрегаторы довольно быстро получили контроль над отраслью.

— Если раньше люди в Москве и Санкт-Петербурге предпочитали пользоваться услугами так называемых бомбил, потому что это быстро, то сейчас благодаря «Яндекс.Такси» они могут получить легальное такси в рекордно короткие сроки (4–5 минут в Москве и 9 минут в Санкт-Петербурге), — сообщили в пресс-службе «Яндекса». — Минимальная поездка в «Яндекс.Такси» во всех классах составляет 10 минут и стоит 199 рублей в «экономе», 299 рублей в «комфорте» и 399 рублей в «бизнесе». Стоимость дополнительных минут — 15, 16 и 25 рублей соответственно. Тарифы в аэропорт: 850–1050 рублей в зависимости от района. Максимальная комиссия, которую «Яндекс.Такси» взимает с партнеров, — 11%.

Но с 10–15% комиссии агрегатору, налогами, лицензией (18 тыс. рублей в год), платой за арендой авто догоняют легального московского таксиста, и по факту он сегодня отдает даже не 50%, а где-то 65–70% от того, что зарабатывает, считает эксперт в области такси, блогер Владимир Амплеев.

— Заработок с приходом агрегаторов и их ценовой политики снизился. Если раньше таксист за нормальную смену зарабатывал в месяц, не перерабатывая, чистыми примерно 40–50 тыс., то сейчас он при 8–9-часовом графике имеет на руках за вычетом издержек 20–30 тыс., — сказал Амплеев.

Если в рейтинге UBS по такси Москва в середине рейтинга, то общественный транспорт удержал город на 50-й строчке. Согласно исследованию финансистов, средняя стоимость билета на поездку на метро, автобусе и трамвае в Москве на расстояние около 10 км, или 10 остановок, составляла весной 2015 года $0,88 (около 46 рублей). Самые дорогие билеты на автобусы, трамваи и метро в Копенгагене ($4,63), Стокгольме ($4,11), Лондоне ($4,04). А самые дешевые — в Киеве ($0,16), Каире ($0,22), Джакарте ($0,28).

Средняя стоимость билета на московские автобус, метро и трамвай в 2012 году, по подсчетам UBS, составляла $0,85, на поезде — $10,56 (средний курс за май 2012 года — 30,9 рубля за $1). 

В рейтинге UBS, в котором оценивалась стоимость проезда в поезде, Москва заняла 30-е место. По данным банка, сейчас билет на поездку на поезде на расстояние 200 км от Москвы обойдется в среднем в $24,6 (около 1,3 тыс. рублей по весеннему курсу). Это, впрочем всё еще ниже среднего значения по таблице для 61 города, которое составляет $27. Наибольшая стоимость за такие услуги в Женеве ($77,55), Лондоне ($74,02) и Цюрихе ($73,39). А самые дешевые железнодорожные путешествия в Маниле ($1,01), Мумбае ($1,75), Бангкоке ($3,26) и Киеве ($3,28).

— В конечной стоимости проезда по любой системе пассажирского транспорта прежде всего учитывается пропускная способность (то есть какое количество людей в час можно провести и с какой скоростью), стоимость строительства и эксплуатации, — говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. — Метро — абсолютный лидер в пассажирских перевозках столицы. 75% москвичей либо постоянно либо периодически им пользуются. Затем идет «Мосгортранс», то есть все автобусы, троллейбусы, трамваи. Далее электрички, а следом за ними частные перевозчики, маршрутчики и такси. Механизмы ценообразования непрозрачны — что у государственных, что у частных перевозчиков. Крупные перевозчики, такие как метро или «Мосгортранс», все-таки учитывают, что они выполняют прежде всего социальную функцию, исходят из покупательной способности населения и макроэкономических показателей.

Трофименко не считает, что цена на общественный транспорт завышена или занижена за пределы окупаемости.

— Таксисты говорят, что цена на перевозки сейчас занижена, но она занижена относительно желаемой маржи, а не относительно предела окупаемости. Наоборот, как мы видим, на таксомоторный рынок идет приток. А что касается стоимости билетов в метро, то там всё засекречено и объективных данных нет. Я думаю, что они работают на пределе окупаемости. У мосгортрансовских автобусов и троллейбусов цена билетов, возможно, даже завышена, но это связано с новым подвижным составом, с тем как они его эксплуатируют, плюс у них еще ремонтные работы ведутся на некоторых объектах. Электрички Центральной пассажирской пригородной компании работают в небольшом плюсе в отличие от всех перевозчиков в этом сегменте, — считает Трофименко.

Источник: izvestia.ru

Также в рубрике

О том, как работают инвестиции, о результатах вложения средств во внутренний туризм рассказали на пресс-завтраке журнала «Отдых в России» представители работающего на территории Тверской области большого бизнеса и руководители малых предприятий – частных музеев, туристских агентств региона, развивающих своими силами, подчас на голом энтузиазме, местную туристскую сферу

 0
В мире растет популярность отелей с концепцией «только для взрослых», однако в России таких объектов пока практически нет, хотя интерес к подобному отдыху у туристов растет
 0