USD: 96.0686
EUR: 105.1095

Что получил Сочи

Благодаря Олимпийским играм Сочи радикально обновил свою инфраструктуру

Текст: Максим Товкайло
Фото: М. Мокрушин/РИА Новости

Что получил Сочи
«Все, что западнее аэропорта, — это не Олимпиада», — ответил в начале года вице-премьер Дмитрий Козак на вопрос журналистов, действительно ли расходы на подготовку Сочи к Олимпиаде составили 1,5 трлн руб. По мнению вице-премьера, реальные расходы на Олимпиаду — 219 млрд руб. Это стадионы и обеспечивающая их функционирование минимальная инфраструктура. Остальные 1,28 трлн — средства на развитие Сочи как крупнейшего в стране и конкурентоспособного на внешнем рынке курорта.
 
Транспорт
 
Больше всего федеральное правительство тратит на транспортную инфраструктуру — 627 млрд руб. Это должно помочь решить проблему пробок в городе, надеется мэр Сочи Анатолий Пахомов. Город вытянут на 156-162 км, а дорога одна — Курортный проспект, объясняет он причины заторов: «Я думаю, если в советское время мы нигде, даже в Москве, наверное, сильно не обращали внимания на пробки, то в Сочи они были».
 
Всего к 2014 г. в Сочи будет построено 260 км автомобильных дорог. Пропускная способность трасс увеличится в 1,8-2,5 раза, а средняя скорость движения в городе — на 25%. Самая дорогая автомобильная дорога — дублер Курортного проспекта, на строительство которого «Олимпстрой» потратит свыше 100 млрд руб. 9 из 20 км трассы будут проходить под землей с выездами в Центральный район. Строительства дублера — лучший пример того, что большая часть средств тратится на сам город, отмечает замминистра регионального развития РФ Юрий Рейльян: «С точки зрения транспортного обеспечения Олимпиады без этой дороги можно было обойтись».
 
Уже построена дорога в обход Сочи, строятся или построены многочисленные транспортные развязки, продолжает Пахомов. Пробка на развязке у аэропорта исчезнет, как только построят развязку в микрорайоне «Голубые дали», обещает он.
 
Решать транспортную проблему планируется за счет развития не только автомобильных дорог, но и железнодорожной инфраструктуры. Железная дорога станет в Сочи городским транспортом, как в Москве — метро, уверен Пахомов: «Строится 30 железнодорожных платформ, электричка будет останавливаться практически у каждого населенного пункта».
 
Самый масштабный проект РЖД — совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога из Адлера до горнолыжного курорта «Альпика сервис» в Красной Поляне. По данным представителя монополии, бюджет строительства превысит 200 млрд руб. Это самый дорогой из олимпийских проектов, но изначально он был еще больше, так как автомобильную дорогу планировалось построить четырехполосной, а железнодорожную — двупутной. В 2009 г. проект ужали: автомобильных полос осталось две, а железнодорожный путь — один, разъезжаться поезда будут через специальные карманы. Пропускная способность железной дороги составит 8500 человек в час. Во время Олимпиады поезда будут ходить с интервалом в 10 минут.
 
Из частных инвесторов самые крупные вложения в сочинскую транспортную инфраструктуру сделал «Базэл». Компания достраивает новый терминал аэропорта, инвестировав в него более 6 млрд руб. В июне 2012 г. пропускная способность аэропорта составляла 1600 человек в час. К 2014 г. после окончания строительства аэропорта она вырастет до 3800 человек. В мае Институт Адама Смита признал сочинский терминал лучшим региональным аэропортом России.
 
Энергетика и связь
 
Когда МОК принимал решение о проведении в Сочи Олимпиады, в Сочинском регионе был дефицит энергомощностей. Общая мощность генерации — 100 МВт, а потребление — 400 МВт. Дефицит покрывается за счет перетока энергии из других регионов.
 
К Олимпиаде планируется построить мощности на 1424 МВт. Крупнейшие — Адлерская ТЭС на 340 МВт, Джубгинская и Сочинская на 180 и 158 МВт соответственно. Со строительством Кудепстинской ТЭС (340 МВт) возникли проблемы — местные жители против.
 
Адлерскую ТЭС за 23 млрд руб. построил «Газпром». Для нее монополия протянула газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи длиной 170 км, из которых 150 км проходят по дну Черного моря. У ТЭС высокий КПД (52%), а уровень выбросов в атмосферу в среднем на 30% ниже по сравнению с традиционными паросиловыми установками, говорится на сайте «Газпрома».
 
Инфраструктуру связи строят «Мегафон» и «Ростелеком». Обе компании являются спонсорами Олимпийских игр — каждая выложила за спонсорский пакет $130 млн. «Ростелеком» развивает фиксированную связь, «Мегафон» — мобильную. «Ростелеком» проложит более 300 км оптоволоконного кабеля и обеспечит телекоммуникационными сервисами 33 олимпийских объекта, рассказывают в пресс-службе компании. Речь идет о проводном и беспроводном доступе в интернет, IP-телефонии, выделенных каналах связи, например, для таких специализированных систем стадиона, как оценка результатов, счет, тайминг, отмечает представитель «Ростелекома»: «После Игр вся эта инфраструктура будет работать на город». Представитель «Мегафона» рассказывает, что компания завершила работы в Красной Поляне на 100%, в олимпийском парке — на 60%. На олимпийских объектах во время Олимпиады оператором мобильной связи будет только «Мегафон».
 
Экология и ЖКХ
 
С 2009 по 2012 г. Счетная палата ежегодно указывала на проблемы с экологией в Сочи. Прежде всего аудиторы были недовольны качеством стоков, сбрасываемых в Черное море.
 
Мощность Навагинских очистных сооружений, которые работали на Центральный район, была 50 000 куб. м в сутки, а в пиковые моменты летом надо было принимать 80 000 куб. м, вспоминает Пахомов. К Играм построены Бзугинские очистные сооружения на 140 000 куб. м стоков, которые покрывают Центральный район и Хосту, и реконструированы Адлерские на 100 000 куб. м. Качество очистки высокое и трубы уходят в море более чем на 2 км, рассказывает Пахомов: «Когда нам показывали построенные очистные сооружения, то представитель фирмы, которая их поставляла, даже был готов выпить эту воду. Но мы его отговорили».
 
Другая проблема Сочи — выработавшие ресурс свалки, указывала Счетная палата. Весь мусор свозился на свалку у пос. Лоо, которую официально закрыли в 2006 г., черные сточные воды со свалки текут в р. Питху и далее — в море, свалка постоянно горит, отмечали аудиторы.
 
Было две свалки: одна — в Адлере на р. Хероте, другая — в Лоо, первая уже рекультивирована, на второй аналогичные работы близки к завершению, рассказывает Пахомов. Вместо свалок построен мусоросортировочный завод в Хосте. Он сортирует 15% бытовых отходов, остальное прессуется и вывозится за пределы города.
 
После Олимпиады
 
Что будет с олимпийской инфраструктурой после Олимпиады? В феврале Козак утвердил программу ее использования после Игр. Почти вся коммунальная и инженерная инфраструктура, большая часть городских дорог отойдет на баланс Сочи. По оценкам администрации, это увеличит ежегодные расходы городского бюджета на 2 млрд руб. Однако искать деньги не придется — субсидию будет давать Краснодарский край.
 
Из Сочи нужно создавать не только качественный курорт, но и площадку для проведения крупных мероприятий — конференций, выставок, спортивных соревнований и т. п., считает Пахомов. Инфраструктура, построенная к Олимпиаде, улучшит качество городской среды, подчеркивает мэр.
 
Правильнее всего к строительству олимпийской инфраструктуры подошли в Барселоне, она и сейчас используется в городе, рассказывает директор Института экономики города Надежда Косарева. Эффект от Олимпиады для Сочи, безусловно, будет, однако он мог быть больше, если бы изначально инфраструктура строилась исходя из четкого понимания, как она будет использоваться после соревнований, отмечает Косарева: «Программа же олимпийского наследия не принята до сих пор».
 
Олимпиада, безусловно, мощный инструмент маркетинга и продвижения территории, а подготовка к ней способствовала развитию туристской инфраструктуры, согласна директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина. Однако, как показывает опыт других городов, существенный рост числа туристов может быть только в первые годы после Олимпиады, отмечает эксперт: «Через несколько лет большинство людей не помнят мест проведения прошлых Олимпиад».
 
Источник: vedomosti.ru
Также в рубрике

Согласно показаниям, они собирались организовать серию взрывов, чтобы посеять панику среди отдыхающих

 0

Суд в Краснодарском крае вынес обвинительный приговор учительнице начальных классов Марине Чудиной, по вине которой в несогласованном туристическом походе погиб ребенок

 0