Примирение непримиримых
Крымские татары согласились сотрудничать с властями РФ
Внеочередная сессия курултая (национального съезда) крымско-татарского народа, состоявшаяся в субботу, 29 марта, в Бахчисарае, совпала по времени с выводом украинских военнослужащих и членов их семей с территории полуострова. В отличие от защитников Украины в военной форме крымским татарам бежать некуда. Их лидеры уже неоднократно заявляли, что другой родины, кроме Крыма, у коренного народа полуострова нет и никогда не будет.
Накануне курултая главной интригой была возможность проведения крымско-татарского национального референдума. Он мог бы стать ответом крымских татар на устроенный властью 16 марта плебисцит, который и послужил основанием для присоединения Крыма к России. О такой возможности неоднократно говорил один из лидеров крымских татар, депутат Верховной Рады Украины Мустафа Джемилев, который до недавнего времени возглавлял представительный орган крымско-татарского народа – меджлис. Выступая 27 марта в Совете Европы, он заявил: «Наш референдум, в отличие от российского, не будет фальшивым».
Делегаты курултая оказались иного мнения. Вопрос о проведении крымско-татарского референдума даже не включили в повестку дня сессии. Более того, отсутствовал на съезде и сам Джемилев, который в этот день оказался в США, где у него запланировано выступление на заседании Совета безопасности ООН. Джемилев, считающийся лидером крымских татар, еще никогда до этого не пропускал сессии курултая.
Нынешний председатель меджлиса Рефат Чубаров, отвечая на вопрос, будет ли проводиться национальный референдум, такой возможности исключать не стал. «В том случае, когда мы увидим, что потребуется демонстрация четкой, ясной воли крымско-татарского народа, мы будем проводить референдум», — сказал он.
На этот раз свою волю крымские татары решили продемонстрировать несколько иначе. Делегаты курултая практически единогласно приняли постановление «О реализации крымско-татарским народом права на самоопределение на своей исторической территории – в Крыму». Другими словами, крымские татары решили дать старт формированию собственной государственности на полуострове. «Объявить о начале политических и правовых процедур по созданию национально-территориальной автономии крымско-татарского народа на исторической территории — в Крыму», — говорится в постановлении. Одновременно курултай обратился в ООН, Совет Европы, ОБСЕ и другие организации, а также к парламентам и правительствам государств с призывом поддержать право крымских татар на самоопределение.
В составе какого именно государства планируется создать крымско-татарскую автономию, в постановлении не уточняется. Конкретного ответа на этот вопрос не дал и Рефат Чубаров, хотя его намек многим показался достаточно прозрачным. Общаясь с журналистами, глава меджлиса отметил, что крымские татары обращаются ко всем государствам, но особенно к тем, «на территории которых есть субъекты Федерации и в основу создания этих субъектов положены права титульных народов, проживающих на этих территориях». В то же время Чубаров отметил, что одним из первых должен откликнуться на призыв курултая парламент Украины.
Необычный Курултай
На съезде, который впервые провели не в Симферополе, а в обветшавшем здании бахчисарайского дома культуры, было «очень мало Украины». В отличие от предыдущих сессий от украинских властей крымские татары ничего не требовали и не просили. Даже гимн Украины, которым традиционно открывались заседания курултая, на этот раз так и не прозвучал — ни в начале съезда, ни в его финале. Не оказалось в Бахчисарае и украинских политиков, которые обычно приезжали на курултай из Киева в качестве почетных гостей.
О России, напротив, делегаты национального съезда говорили непривычно много. Но делали они это осторожно, тщательно подбирая слова. Чувствовалось, что отношение к России, присоединившей их историческую родину, у многих делегатов курултая по-прежнему, мягко говоря, настороженное. Один из них даже вызвал недовольство своих коллег после того, как неосмотрительно поблагодарил президента РФ Владимира Путина за то, что он «сплотил крымских татар». «Я утрирую. Он создал тяжелую ситуацию, но сплотил наш народ», — поспешил оправдаться делегат.
Почетные гости на курултае на этот раз тоже были из России. Точнее – из Республики Татарстан, которую на съезде представлял президент Рустам Минниханов. Компанию ему составили глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин и вице-премьер правительства Крыма, также казанский татарин Рустам Темиргалиев.
«Мы вместе с вами, и все, что происходит в Крыму, а также судьба крымских татар, нам небезразличны», — заявил Минниханов, выступая с трибуны съезда. «Очень важно, чтобы мы смогли выработать такие позиции, которые сделали бы жизнь крымских татар более достойной», — втолковывал президент Татарстана. Чуть позже он повторил эту мысль, но на этот раз она прозвучала в почти угрожающей тональности. «Нужно выбрать правильную позицию, чтобы потом не пришлось сожалеть о тех или иных моментах, которые предоставила нам судьба», — сказал Минниханов, после чего почему-то заговорил об итогах своей недавней беседы с Владимиром Путиным. «Я ему сказал, что приглашен на курултай. Он попросил, чтобы я очень внимательно выслушал ваши требования, ваши слова и ваши варианты будущего», — сказал Минниханов и пообещал «выступить неким связующим звеном» между лидерами крымских татар и президентом РФ. В частности, он выразил готовность устроить встречу Рефата Чубарова с Путиным. Глава меджлиса позже подтвердил свое желание встретиться с президентом России, отвечающим, по его словам, за все процессы в Крыму. «С кем это обговаривать, как не с президентом той страны, которая здесь установила свое правовое поле», — пояснил Чубаров.
Татарские переговорщики
За последний месяц на полуострове побывали десятки высокопоставленных гонцов из Казани. Тот же Минниханов приезжал в Симферополь как минимум трижды. Кстати, после курултая президент Татарстана отправился на встречу с руководством Крыма, чтобы продолжить свою миссию «лоббиста» интересов крымских татар. Во время разговора с премьер-министром республики Сергеем Аксеновым и полпредом президента РФ в Крымском федеральном округе Олегом Белавенцевым он попросил их подтвердить гарантии крымско-татарскому населению, которые были даны еще до референдума 16 марта. Речь идет об официальном статусе крымско-татарского языка на территории республики, признании меджлиса и курултая органами национального самоуправления и гарантированном представительстве крымских татар во всех органах власти республики на уровне 20%.
Аксенов и Белавенцев заверили президента Татарстана, что эти гарантии будут соблюдены. В ответ крымские татары, очевидно, должны были принять предложение войти в органы власти Крыма. На курултае такое решение, несмотря на горячую дискуссию и по-прежнему сильные проукраинские настроения делегатов, действительно, было принято. Переломным стало выступление московского бизнесмена, владельца крымско-татарского телеканала ATR Ленура Ислямова.
«Вы здесь устраиваете политическое мероприятие, звучат политические лозунги, это все прекрасно», — сказал Ислямов, который не является ни делегатом курултая, ни членом меджлиса. Однако, по словам бизнесмена, без сотрудничества с властями Крыма и РФ крымским татарам в сложившейся ситуации не обойтись. И сам он это уже почувствовал на собственном опыте.
«Все вы знаете, что ATR оказался на передовой линии фронта и уже принял на себя первый удар», — сказал Ислямов. Такая же ситуация с его бизнесом в России. Ислямов признался, что уже перевез свою семью из столицы РФ в Крым, «потому что оставаться в Москве возможности нет».
«Это государство, большое государство, Российская империя – сами знаете, что это. Это не шутки-прибаутки, вы все понимаете, о чем я сейчас говорю», — сказал бизнесмен. Он напомнил делегатам, что на его предприятиях в Крыму работает около тысячи крымских татар. «У них есть семьи, по 4-5 детей. Это 6000 человек. Мне сказать им, что предприятие закрывается?!» — вопросил Ислямов.
По словам бизнесмена, крымские татары могут оказаться заложниками борьбы между крупными государствами. «Когда два больших коня дерутся, оказавшийся между ними маленький жеребенок погибает. Можно, конечно, погибнуть! Но если мы сейчас ввяжемся в такой бой, если 10-15 наших парней погибнут, мы опять на 30 лет откатимся назад!» — сказал он.
Ислямов подчеркнул, что «диссидентами весь народ быть не может!». «Я патриот крымско-татарского народа. Если скажете мне сейчас: иди в правительство, стань вице-премьером, я встану и сделаю так, чтобы вы все завтра были чем-то защищены. Скажете: не надо завтра там работать — я уйду», — сказал бизнесмен. Большинство делегатов встретило эту речь аплодисментами, после чего курултай поддержал решение о вхождении крымских татар во власть. Если быть точным, съезд разрешил меджлису самостоятельно определиться в вопросе о том, стоит ли крымским татарам занимать должности в государственных органах, но мало кто сомневается, что решение будет положительным.
«Уже завтра на заседании меджлиса будут выдвинуты кандидаты на должности в Совет министров Республики Крым. А это значит, что здравый смысл побеждает! Не зря на гербе многонациональной республики написано «Процветание в единстве!«», — написал после этого в Facebook вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев.
Некоторые члены меджлиса не скрывают, что связывают определенные надежды с нахождением Крыма в составе РФ. «Если мы получим конкретные гарантии развития нашего народа, его возрождения и сохранения – да кто же против России?! Потому что Украина этого не сделала в течение 23 лет», — сказал журналистам глава отдела внешнеполитических связей Меджлиса Али Хамзин.
Консультант в сфере политических коммуникаций Сергей Костинский отмечает, что курултай сделал заявку на превращение крымско-татарского народа в самостоятельный субъект международных отношений. «Мяч на стороне украинского и российского государств. Тот, кто первый сделает правильные выводы (речь прежде всего о создании в Крыму национально-территориальной автономии), получит серьезный рычаг влияния на полуострове и одновременно обеспечит стратегическое целеполагание и вложит исключительную мотивацию в деятельность национального движения крымских татар минимум на несколько ближайших лет», — отметил Костинский.
Источник: forbes.ru
В случае серьезной болезни у многих возникает вопрос: к какому врачу или в какую больницу обратиться