Хостелы оказываются вне закона
Как запрет на использование жилых помещений в качестве гостиниц убивает целую индустрию?
Госдума в нескольких шагах от того, чтобы поставить крест на целой отрасли малого бизнеса, которая занимается квартирными хостелами — самым дешевым размещением путешественников и командированных. Депутаты всех фракций нижней палаты поддержали запрет на использование жилых помещений в качестве гостиниц и в рекордные сроки выносят инициативу на голосование. Екатеринбургские владельцы квартирных мини-отелей и меблированных комнат убеждают: это большая ошибка, которая нанесет непоправимый урон не только их бизнесу, но и внутреннему туризму, экономике в целом. «Не надо нас закрывать, просто отрегулируйте рынок», — заявляют они. Неожиданным образом закон может аукнуться и простым арендодателям – физическим лицам, сдающим квартиры внаем. При этом нелегальный сектор этого рынка вряд ли пострадает.
В Екатеринбурге работают порядка 60 хостелов, и 80% из них – квартирные. Помимо этого, есть еще 12 мини-гостиниц и 270 официально сдающихся апартаментов (в жилых помещениях). Всем им придется закрыться, если Госдума поддержит группу депутатов во главе с Галиной Хованской, которая в начале сентября инициировала законопроект о внесении поправок в Жилищный кодекс России. Поправки запрещают использовать жилые помещения в качестве гостинцы, иного временного размещения, предоставлять в них гостиничные услуги.
Рынок хостелов в Екатеринбурге еще молод, но у многих уже есть в запасе интересные истории. Этот хостел когда-то был двухуровневой квартирой городского чиновника
Бизнесмены, которые пришли в Znak.com рассказать, как государство в одночасье готовится уничтожить дело их жизни, уверяют: все владельцы легальных хостелов – законопослушные и добросовестные люди. По-другому в этом деле никак, ведь угодить надо всем: и клиентам, и соседям, и надзорным ведомствам. По словам руководителя комитета по туризму свердловского отделения «Опоры России» Владимира Окунькова, он целых пять лет строил свой мини-отель с отдельным входом в жилом доме – много времени уходило на согласования с жильцами и на проверки. «Владельцы хостелов устанавливают в подъездах камеры, делают ремонт, разбивают клумбы во дворе, а бывают случаи - меняют стояки в доме», — рассказывает бизнесмен.
У многих есть постоянная клиентура – студенты, командированные или туристы, которые потом оставляют отзывы вот в таких гостевых книгах. Здесь надписи на разных языках. Недавно останавливались группа блогеров из Аргентины и китайская писательница.
«Когда соседи уезжают в отпуск, они оставляют мне ключи на всякий случай», — делится собственница хостела Юлия Грабик, которая сейчас вместе с жильцами добивается решения проблемы водоснабжения и ремонта подъезда.
В хостелах часто останавливаются иногородние студенты во время сессий. Размещение в таком восьмиместном номере в центре Екатеринбурга – 550 рублей в сутки. «Некоторые студенты – как дети, приходится с ними нянчиться. Могут позвонить встревоженные родители, если ребенок не выходит на связь, и тогда передаю: “Вася, позвони маме”», - рассказывает Юлия Грабик.
По словам члена президиума Ассоциации малых гостиниц и хостелов Ирины Машковцевой, есть примеры, когда владельцы квартирных хостелов скупали жилье в новостройках и устраивали в отдельных подъездах семейные мини-отели. В таких учреждениях есть стойки, там принимают к оплате карты. Все как в привычной гостинице, только дешевле, свободнее и зачастую — уютнее.
«Мы готовы вкладывать собственные средства в ремонт подъезда, сетей, сейчас вместе с управляющей компанией обсуждаем предстоящий ремонт», - объясняют ситуацию с заменой труб и неудобствами на входе в хостеле.
В каждом хостеле работает в среднем по 5 человек официально устроенных. После их массового закрытия тысячи людей по всей стране станут безработными.
«50 тыс. рублей чистой прибыли в месяц для хостела – это хороший результат», — говорит Ирина Машковцева, констатируя, что это бизнес небольшой и низкодоходный. Самое дешевое проживание в гостинице Екатеринбурга – от 2,5 тыс. рублей в сутки. В хостеле отдельная комната стоит от 1 тыс. рублей.
«Весь негатив — от нелегальных игроков, предлагающих квартиры посуточно без каких-либо договоров и обязательств. Мы сами выступаем за нормативно-правовое регулирование отрасли и уже долгое время призываем властей к диалогу. Предложили Минэкономразвития создать на федеральном уровне единый реестр малых средств размещения, перевести всех участников рынка на патентную систему налогообложения. Вы нас организуйте и контролируйте, а не запрещайте!» — возмущается Владимир Окуньков. Так, благодаря профучастникам с 1 января вступил в силу национальный стандарт ГОСТ для хостелов, который ужесточает требования к ним.
Некоторые владельцы называют свой бизнес «меблированные комнаты». По факту это может быть бывшая трёшка в «хрущевке», с обычным двором, но, как правило, в удобных районах, близких к центру или вокзалу, где много транспорта
Однако остальные идеи рассматриваются уже более года. На этом фоне инициатива Галины Хованской продвигается с завидной скоростью: 7 сентября письмо от нее поступило председателю Госдумы, 13-14 октября могут пройти нулевые чтения по проекту в Общественной палате, а в ноябре есть перспектива выйти на голосование. Тогда, в случае принятия, поправки могут вступить в силу с 1 января 2016 года.
Различия с обычной квартирой иногда не видны глазу. Например, все собственники хостелов в жилых домах обязательно делают дополнительную звукоизоляцию. Это требования ГОСТа.
Автор законопроекта Галина Хованская считает, что хостелы опасны с точки зрения наркомании и алкоголизма, кроме того, они еще несут и террористическую угрозу. Хованская поясняет, что люди живут в хостелах без регистрации и договора на аренду, а «соседи квартир-гостиниц оплачивают коммунальные услуги, потребляемые их жильцами».
Участники рынка не согласны с такой оценкой и говорят, что сказанное справедливо скорее не для хостелов, а для серого рынка посуточной аренды квартир, который в Екатеринбурге исчисляется тысячами объектов, или других нелегальных игроков.
И вот на этом бизнесе принятие поправок Хованской как раз вряд ли отразится. По некоторым данным, посуточно в уральской столице нелегально сдается от 3 до 7 тыс. квартир. По закону собственник жилья может никого не пускать в свою квартиру и на вопросы проверяющих сказать, что в ней живут его родственники. Так бы могли сделать и те, кто сегодня вполне легально владеет хостелами. Но бизнесмены надеются, что вместо запрета государство наконец займется развитием этого направления – как сейчас происходит во всем мире. От поправок в закон больше всего пострадают московские и питерские владельцы мини-отелей, где хостелов несравнимо больше и перевести их в нежилой фонд будет невозможно. Кроме того, возникает законодательная вилка, поскольку в нежилом фонде размещать граждан нельзя.
Рынок хостелов развивается во всем мире, поэтому очень часто даже состоятельные иностранцы предпочитают останавливаться вот в таких заведениях. «Для привлечения туристов в Россию надо развивать направление, а не запрещать», — возмущаются бизнесмены.
Владельцы хостелов считают, что их фактический запрет может поставить под удар подготовку Екатеринбурга к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года. «По требованиям ФИФА в городе должно быть 100 хостелов, а если закроются квартирные размещения, то за оставшееся время необходимое количество новых не открыть», — отмечают бизнесмены. Предприниматели не исключают, что за «атакой» на хостелы может стоять гостиничное лобби. В качестве доказательства приводят позицию директора пятизвездочного отеля «Балчуг» на недавнем совещании у министра культуры РФ Владимира Мединского (курирует туризм), согласившегося с законопроектом.
Знакомства студентов в хостелах иногда приводят к свадьбам
Поправки законодателей таят в себе еще одну нелепицу. Они запрещают фактически любую аренду квартиры на короткий срок, который никак не прописан в действующих нормативных актах. То есть под сомнение может быть поставлен весь рынок арендного жилья в стране.
Первоначальную клиентуру хостелы, как и отели, чаще всего нарабатывают с помощью Booking.com. Комиссия сервиса — 15% от стоимости размещения. Иностранный оператор ежегодно выручает в России огромные средства, которые уходят из страны. В России могла бы появиться национальная система бронирования. Все участники туротрасли просят от государства помощи в развитии, но быстрее всего находят отклик инициативы запретительного толка.
Источник: www.znak.com