USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Как РЖД избавляется от московской архитектуры

Почему исчезли все малые вокзалы столицы и можно ли было их спасти

Как РЖД избавляется от московской архитектуры

В ночь на четверг, 17 августа, снесли павильон на платформе Рабочий поселок — один из последних малых вокзалов Москвы. Ранее общественное движение «Архнадзор» заявило павильон под государственную охрану как объект культурного наследия. The Village выяснил, почему, несмотря на это, здание снесли и можно ли было сохранить этот и другие малые столичные вокзалы.


АНДРЕЙ НОВИЧКОВ  активист «Архнадзора»

О планирующемся сносе мы узнали месяц назад. Было подготовлено и сдано заявление о включении здания в перечень выявленных памятников. После этого никаких работ по демонтажу со стороны РЖД или кого-либо другого в соответствии с действующим законодательством быть не могло. Мосгорнаследие выдало предостережение от работ.

И активисты «Архнадзора», и местные жители наблюдали за тем, чтобы здание не начали ломать. Но снос произошел в лучших московских традициях — ночью, когда контролировать что-либо трудно, и к утру мы уже могли наблюдать только остатки здания. Это очередной беспредел со стороны «Российских железных дорог», которые не считают нужным подчиняться законам.

Никаких помех для дальнейшего использования малых вокзалов не было. Нет ничего сложного в том, чтобы обойти вокзал или передвинуть. Здесь все дело только в том, что в РЖД принципиальны в своих решениях и, к сожалению, не любят идти на какие-либо уступки в пользу общественности. А региональные власти, в свою очередь, не пытаются помочь найти компромисс и самоустраняются.

Хотелось бы услышать реакцию Мосгорнаследия на данный снос, хотя понимаем, что виновным будет грозить всего лишь небольшой штраф.


В Мосгорнаследии подтвердили получение заявки «Архнадзора», отметив, что ведомство приступило к работе по определению историко-культурной ценности павильона и на это время взяло объект под свою охрану.


АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ  руководитель Мосгорнаследия

Историческое здание вокзала снесли вопреки тому, что оно находилось под охраной Мосгорнаследия в период рассмотрения заявления о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Снесенное здание являлось собственностью РЖД. 24 июля собственнику было направлено уведомление о принятии мер по сохранению объекта и исключении возможности проведения работ, которые могут нанести ему вред. Кроме того, 25 июля департаментом в адрес Москомархитектуры, ОАТИ, Мосгосстройнадзора были направлены уведомления о необходимости обеспечения мер по сохранению объекта.

Мосгорнаследие рассматривает вопрос об определении конкретных должностных лиц, пренебрегших предписаниями, и возбуждении административных дел по факту сноса находящегося под охраной государства здания.


В РЖД снос павильона объяснили работами по развитию железнодорожной инфраструктуры, увеличению объемов пригородного движения и повышению качества обслуживания пассажиров. При этом получение предостережения по сохранению объекта в компании отрицают.


Служба корпоративных коммуникаций Московской железной дороги

На остановочном пункте Рабочий поселок предусмотрено строительство дополнительных главных путей, новой платформы и кассового павильона. В связи с этим демонтирован существующий кассовый павильон. Будет демонтирована и старая платформа, но только после ввода в эксплуатацию новой платформы.

В соответствии с информацией, поступившей от департамента культурного наследия города Москвы, на участке, где проводятся строительные работы, отсутствуют объекты культурного наследия.


Это не первый случай, когда РЖД избавляется от памятников московской архитектуры. Последний в России пригородный деревянный вокзал дачного типа на платформе Ильинское снесли в 2012 году после просьбы «Архнадзора» о сохранении здания. А в 2013 году уничтожили практически половину Кругового депо Николаевской железной дороги — первого паровозного депо Москвы и одного из первых железнодорожных зданий, построенных в столице в 40-е годы XIX века. Снос произошел также ночью, вопреки устным договоренностям с Северной транспортной прокуратурой. По словам главного эксперта «Архнадзора» по архитектуре железных дорог Юрия Егорова, все эти сносы стали возможны из-за плохо отлаженной системы принятия решений по сносу подобных объектов. Он также рассказал, чем был особенно ценен малый вокзал Рабочего поселка и что появится на его месте.

 

Круговое депо Николаевской железной дороги

ЮРИЙ ЕГОРОВ  главный эксперт «Архнадзора» по архитектуре железных дорог

Какое-то количество малых вокзалов еще осталось. Другое дело, что они уже не используются по назначению. Есть малый вокзал на станции Ховрино, есть станция Подмосковная — на ней вообще деревянный вокзал и в очень тяжелом состоянии. Рабочий поселок был последним вокзалом, который использовался по назначению. Кроме того, это был единственный малый вокзал, построенный в стиле сталинского ампира. Тут жаль не столько сам вокзал, но эту архитектуру: здание точно выверено, продуманы все детали, ничего лишнего — и эту мастерскую работу архитектора мы потеряли. Кроме того, вокзал входил в кунцевский архитектурный ансамбль.

Лучший способ сохранять такие вокзалы — использовать их по назначению, поддерживая здание в надлежащем состоянии. У нас климат достаточно северный, и, конечно, человеку будет приятнее зайти в пусть и небольшой зал ожидания, чтобы укрыться от ветра и снега. Но сейчас в России такая тенденция, что эти здания сносятся. Вместо них ставят навесы, под которыми можно разве что прятаться от дождя. На Рабочем поселке, кстати, тоже уже поставили такой навес. Тут проблема с нашими друзьями из РЖД: если это здание, то его надо поддерживать в порядке, надо платить за тепло и электричество; если внутри сидит кассир — платить кассиру. Они таким образом пытаются избавиться от этих расходов.

Это проблема не конкретного здания, а всех крупных проектов в этой сфере, в первую очередь транспортных. Все обсуждения с экспертами начинаются на очень поздней стадии, когда уже детально прорисован план и получены почти все согласования. И когда кто-то говорит, давайте вот тут сделаем так, чтобы сохранить здание, для РЖД это означает пересогласование и новые работы.

Из этой же серии: несколько лет назад на Ярославском шоссе снесли одну из последних почтовых станций. Никто не знал, что ее снесут, проектировщики не потрудились узнать, что у них там что-то ценное. Ее просто снесли в рамках приведения в порядок территории. Та же история с Биржевой площадью. У меня это до сих пор не укладывается в голове: в Москве снесли XVI век, постройка чуть ли не времен Ивана Грозного. Она достояла до XXI века, и ее снесли просто потому, что так запроектировано. Когда проект принят, он уже как каток идет и все подминает под себя.

the-village.ru

Также в рубрике

Инвесторы игорной зоны получат миллиардные компенсации за ее закрытие

 0

Кому нужны родственные захоронения в Самаре

 0