USD: 94.3242
EUR: 100.2787

Зачем Европе пальцы россиян?

Что изменилось с введением новых правил получения шенгена?

Текст: Анна Лозинская
Фото: t

Зачем Европе пальцы россиян?

Корреспондент «Газеты.Ru» побывала в визовом центре Германии через два дня после введения новых правил и убедилась, что сдавать отпечатки пальцев – это не больно.

С момента введения новых правил подачи заявок на визу в страны Евросоюза прошло двое суток. Целых два дня жители России, которым нужна шенгенская виза, сдают в визовых центрах и консульствах соответствующих стран не только анкеты и фотографии, но еще и отпечатки пальцев, а в представительствах некоторых стран (не всех) – еще и цифровые фотографии. Однако ожидаемой паники в визовых центрах что-то не наблюдается.

На практике в работе визовых центров и консульств почти ничего не изменилось: добавилась одна процедура – и несколько окон.

В визовом центре Германии в Москве – светло, просторно, немноголюдно и очень спокойно. На входе, как обычно, просят предъявить паспорта и выдают талон в нужное окно. Пакет документов, как и раньше, включает анкету, загранпаспорт, две фотографии, справку с работы и прочее, виза по-прежнему стоит 35 евро.

Нововведения заметны не сразу – лишь когда вас отправляют сдать отпечатки пальцев в специально оборудованном окне. Вся процедура занимает не более 20 минут. Очередей почти нет.

Возможно, потому, что летний сезон пошел на спад – по словам Сорена Либориуса, главы отдела прессы и информации представительства Евросоюза в России, введение новых правил было специально назначено на осень, когда закончится период летних отпусков.

Европейцам было трудно убедить россиян, что все это не имеет отношения к политике, однако у них, кажется, получилось.

Россия и страны «Восточного партнерства» (то есть Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Белоруссия) действительно в этом году просто-напросто присоединяются к визовой информационной системе, которая действует, как выражаются представители ЕС, «в третьих странах» уже с 2011 года (подготовка к введению единой базы данных началась еще в 2008-м). Присоединяются, кстати, одними из последних.

Визовая информационная система (ВИС) – это центральная IT-система (данные хранятся на едином сервере в Страсбурге) и коммуникационная инфраструктура, которая соединяет «центр» с национальными системами, а консульства, расположенные в третьих странах, – с пунктами пересечения внешней границы Шенгенской зоны. Зачем она Евросоюзу? Она упрощает процесс обмена информацией о выданных визах для стран Шенгенской зоны.

Биометрические данные нужно сдавать раз в пять лет, и если вы уже поделились своими отпечатками пальцев с консульским отделом Германии, то, получая на следующий год визу, например, в Португалию, вы ограничитесь привычным набором документов: как выглядят ваши пальцы, там уже знают.

«Мы хотели работать с общей электронной системой заявителей, которая будет удобна в использовании, эффективна и современна, — объясняет Сорен Либориус. — Россия вошла в ВИС одной из последних из-за огромной территории и большого объема заявителей.

Два года тому назад у нас было почти 7 млн заявителей, в прошлом году — 5,9 млн, поскольку из-за кризиса случился спад».

Сбор биометрических данных исключает возможность подделки документов – а это, как утверждают в представительстве ЕС, нужно и нам самим, добросовестным путешественникам, которые не подают в консульства поддельные документы, не врут, что забронировали гостиницу, и всегда выезжают из ЕС вовремя. Нашими данными уже не сможет воспользоваться мошенник.

Каких проблем ожидают в связи с нововведениями те, кто работает в туристическом бизнесе? Екатерина Бежанова, директор по качеству продукта Onlinetours.ru, ждет временного спада – ко всему нужно привыкнуть.

«Нововведение несколько усложнит процесс получения визы, особенно в первое время, пока эта процедура не станет нормой. И без сомнения отразится на продажах. Туристический рынок ожидает падения продаж в первый месяц после введения новых правил, пока процедура не станет привычной. Главное, что необходимо сделать консульствам, чтобы избежать хаоса и оттока туристов, — сохранить аккредитацию для туроператоров, чтобы их клиенты могли так же, как и прежде, оформлять визу через посредника — хотя бы после «сдачи пальчиков».

Дело в том, что большинство туристов, покупающих пакетные туры через туроператоров, сдают документы одновременно с покупкой тура и забирают паспорта с визами вместе с билетами на самолет, не тратя на это свое личное время.

Процесс сильно усложнится, если людям отныне придется всегда самостоятельно идти в визовый центр, стоять в очередях и т.д. Поток туристов (и их денег) в европейские страны сократится, однако на данный момент ожидается, что все остальные страны продолжат сотрудничество с туристическими компаниям. И в этом случае ситуация уже к концу года может наладиться, все успокоятся, привыкнут, и продажи по европейским турам придут в норму».

Необходимость личного присутствия действительно составляет проблему – но только для клиентов турагентств. Самостоятельным путешественникам проще: приехать в консульство или визовый центр, чтобы оформить визу, для них уже давно не проблема.

«По самостоятельным туристам нет однозначного прогноза, — говорит Янис Дзенис, эксперт Aviasales. — По результатам этого года уже видно, Германия и Испания упали на 5 и 6% соответственно, но вот Италия добавила 5% за лето, а по Франции рост — 0,5%. Так что введение новых процедур получения визы не отразится на туристах больше, чем все, что происходит с нашим рублем.

Визовые центры есть во всех крупных городах, и зайти на дактилоскопию не составит труда для тех, кто уже решил куда-то ехать».

Единственная проблема с визовыми центрами – это то, что их услуги стоят денег. Посольства стран, которые прибегают к посредничеству таких центров, установили потолок: сервисный сбор не должен составлять более 30 евро. На практике за оформление документов нужно заплатить 20–25 евро (вдобавок к 35 евро, обычному консульскому сбору стран Шенгенской зоны), но, возможно, с введением дактилоскопии эти услуги подорожают.

Источник: gazeta.ru

Также в рубрике

Прокуроры впервые проверят законность сноса памятника

 0

Владимир. Слухи о пожаре, или тайное не всегда становится явным

 0