USD:
EUR:

Авторы знаменитого памятника на Курской дуге 25 лет ждут денег

Скандал вокруг монумента не утихает

Текст: Екатерина Сажнева
Авторы знаменитого памятника на Курской дуге 25 лет ждут денег

Знаменитая битва под Прохоровкой. На южном изломе Курской дуги. Крупнейшее в истории Второй мировой да и всех последующих войн танковое сражение. 73 года назад. 12 июля 1943-го.

Заповедное это поле на Белгородчине ныне венчает белокаменная четырехгранная звонница, взметнувшаяся ввысь на 52 метра. Открывал и освящал звонницу 3 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы, Патриарх всея Руси Алексий Второй. Приезжали сюда и президент Путин, и другие высокие гости.

VIP-персоны, наверное, и знать не знали, что вокруг культового монумента вот уже двадцать с лишним лет не утихает скандал. Создатели мемориального комплекса утверждают, что сделали его практически за свои средства и эти деньги им так и не вернули.

Авторы знаменитого памятника на Курской дуге 25 лет ждут денег

Памятник Победы на Прохоровском поле. Фото: из личного архива Валентина Краснова.
 
Бить в «набат»

«Известный скульптор Вячеслав Клыков, автор звонницы, пока мы судились с администрацией Белгородской области, умер. Клыкову я в итоге успел лично выплатить положенный гонорар. Да и мы все — сделали проект, отлили формы, смонтировали, возвели этот грандиозный монумент — все на свои», — для москвича Валентина Краснова, руководителя творческого художественного объединения «Набат», эта тема до сих пор очень больная.

«Ладно бы речь шла о какой-то коммерческой многоэтажке. Но здесь же речь о самом святом! Кощунство поступать так, как поступили с нами местные белгородские чиновники», — не может сдержать он эмоций.

Люди известные и заслуженные, не мошенники, не какие-нибудь проходимцы.

На счету Валентина Краснова и Вячеслава Клыкова — знаменитый памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию, после установки которого площадь Ногина переименовали в Славянскую площадь, маршал Жуков на Манежке, бронзовый крест на 72-м километре Минского шоссе, где было остановлено фашистское наступление, святой Георгий Победоносец на здании мэрии на Тверской, 13.

Заповедником Белгородской области назвали и это место — указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина здесь был создан государственный военно-исторический музей «Прохоровское поле». Гордость региона, что ни говори, в соседнем Курске подобного нет. Кстати, Путин был здесь несколько раз и именно сюда приезжал на 70-летие Курской дуги в 2013-м.

И сегодня, уже на 73-летие битвы у Прохоровки, все дороги опять будут перекрыты — свободный проезд только для машин со спецразрешениями. Но простой люд пойдет, и даже пешком. На могилы дедов и прадедов.

С одной стороны, шикарные и весьма дорогостоящие праздники. С другой — огромная кипа документов, которые принес в «МК» Валентин Краснов. Это многочисленные обращения в Генеральную прокуратуру, заявления в Следственный комитет, письма с просьбой о помощи в Администрацию Президента, бесконечные бухгалтерские счета, некоторые из них отпечатаны еще по старинке на пишущей машинке.

«Кто же в вашей проблеме виноват? Кто вам не заплатил?» — опасаясь зарыться во всех этих бумагах, прямо спрашиваю у Валентина Краснова.

Кто виноват? Судя по всему, развалившийся так не вовремя Советский Союз.

Памятник к дате

«Еще в 80-е годы прошлого века Совет министров СССР объявил конкурс на лучший памятник воинам-победителям, который должны были поставить на Поклонной горе, — говорит Краснов. — Акция эта шла около десяти лет, наш проект все время занимал одно из лидирующих мест. Мы планировали, что этот мемориал будет высотой 86 метров.

Но ходили слухи, что победителя так и не выберут, времена менялись. И тут на выставке в Манеже к нам подошел первый секретарь белгородского обкома партии и председатель областного Совета народных депутатов Алексей Пономарев».

«А давайте поставим вашу звонницу у нас на Прохоровском поле», — предложил первый коммунист области.

«Не то чтобы он нас сразу уломал, — вспоминает Валентин Краснов. — Но предложение было дельным. Естественно, нам гарантировали, что все оплатят. Это же государство выступало главным заказчиком».

Художники Вячеслав Клыков и Валентин Краснов. Фото: из личного архива Валентина Краснова.

...Начало созданию мемориального комплекса положили распоряжение кабинета министров СССР от 22 февраля 1991 года №113р и постановление Совета министров РСФСР от 15 мая 1991 года №260. Основанием для окончания работ явилось постановление правительства уже Российской Федерации от 1 июня 1994 года.

«Умоляли: быстрей! Надо торопиться к юбилейной дате, а то не успеем. Главное, начать работу, показать Москве, что дело идет на лад — и тогда пойдут регулярные проплаты», — с досадой вспоминает Валентин Краснов. Закладной камень будущей звонницы как еще одно доказательство серьезности намерений установили 12 июля 1991 года.

«Каждое панно, каждый барельеф будущего проекта у нас курировало и принимало Министерство культуры СССР», — продолжает Краснов.

24 объемные многофигурные композиции насчитывают свыше 130 образов и сцен.

Священномученики Петр и Павел, в чей день — 12 июля — и состоялась битва. Борис и Глеб, Владимир Креститель. Сергей Радонежский соседствует с Серафимом Саровским, князь Дмитрий Донской — с Александром Невским.

Нижний горельеф — обычные люди. Солдаты, женщины, дети. В их изображениях — все четыре года войны.

Композицию венчает «Святая Троица», в точности повторяющая работу Андрея Рублева. И, наконец, последний горельеф — 24 июня 1945 года, парад Победы на Красной площади, в руках маршала Жукова цветущая ветвь яблони. Символ мира.

«Мы боялись не успеть к годовщине»

По документам финансирование из Москвы шло через управление капитального строительства Белгородской области. Деньги поступали на счет, но переводились создателям в каких-то смехотворных даже по тем временам размерах — 22 тысячи рублей, примерно 22 рубля по нынешнему курсу, затем был перерыв на несколько месяцев, на полгода, почти на год.

«Мы боялись не успеть к годовщине, сначала это был 93-й год, юбилей Курской дуги, затем из-за отсутствия средств открытие перенесли на 50-летие Победы. Нам постоянно приходилось перебрасывать средства с других наших объектов. С того же Кирилла и Мефодия, с Жукова», — поясняет Краснов. Остановить производственный процесс на полпути даже временно они не могли — это означало бы конец всего проекта.

При этом, как утверждают сами создатели монумента, проплаты из Москвы скорее всего шли, но годы стояли лихие, 90-е, и куда эти неденоминированные миллионы из федерального бюджета девались, к кому на счета перекочевали... Теперь уже, вероятно, и не выяснить.

Владимир Путин и патриарх Алексий II возлагали цветы к мемориалу на Курской дуге. Фото: из личного архива Валентина Краснова.

По мнению создателей монумента, в общей сложности стоимость всех работ до деноминации составила 16 942 577 130 рублей. За четыре года стахановского труда им с перерывами выплатили аванс в 3 580 214 000 рублей. То есть за администрацией, как они считают, остается долг в 13 362 363 000 рублей. 13 миллионов рублей. Вроде бы не такая уж и неподъемная сумма по нашим временам.

Работа окончена. Забудьте

Но сразу же после того как звонница была торжественно открыта Алексием Вторым, о так называемом долге перед создателями памятника, похоже, забыли. Власть сменилась. Председатель Совета народных депутатов Пономарев ушел на заслуженный отдых. Губернатором стал Евгений Савченко, который до сего дня уже 23 года возглавляет регион. Именно ему в заслугу ставят возведение звонницы на Прохоровском поле. Об этом написано и на специальной бронзовой табличке у мемориала.

«А нам практически напрямик заявили, что рассчитывать мы можем только на те деньги, которые получили в качестве аванса, — возмущается Валентин Краснов. — Мы не подавали в суд, так как нам три года обещали заплатить, тянули время, как я считаю. Мало того, при госприемке памятника на документах нет даже наших подписей! Сколько раз потом приходили на прием к первому лицу, губернатор выслушивал, не отказывался, затем отправлял в управление капитального строительства. А там нас кормили очередными сказками.

Двадцать лет судебных решений. Ни о чем. После кассации в вышестоящих инстанциях дело возвращали на новые рассмотрения в арбитраж Белгородчины, и так по кругу. На все заявления в правоохранительные органы о хищении госсредств тоже получали ожидаемый отказ. Жалобы в Москву, как это водится, возвращались обратно в область.

«В суде однажды вообще заявили, что мы ничего не можем требовать, так как скульптор Вячеслав Клыков якобы просто подарил Белгороду этот уникальный мемориальный комплекс, — продолжает Валентин Краснов. — Затем еще сказали, что это мы самовольно отработали шесть лет на Прохоровском поле, самовольно создали, привезли на своем автотранспорте и без разрешения установили на белгородской земле свои художественные произведения — мол, нас об этом никто не просил. Ну как же так! Да это сейчас самый главный памятник на Белгородчине!».

...Праздничный колокольный звон плывет над Прохоровкой. В память о великом танковом сражении Второй мировой войны, Курской дуге.

Фото: из личного архива Валентина Краснова.

Горела техника, пылала алым пламенем земля, танкисты сходились врукопашную. 1200 машин. Тысячные потери с обеих сторон.

73 года прошло с тех пор. Но никто не забыт и ничто не забыто. Кроме того самого долга, который категорически отрицают в администрации Белгородчины.

Да, родину у нас любят все. Но никто не хочет за это платить. Само собой предполагается, что любовь эта должна быть бескорыстна и лучше всего за чужой счет.

На сегодняшний момент многолетние требования создателей памятника по вопросу нарушения их прав зашли в тупик, переписка с местными чиновниками прекращена решением белгородской прокуратуры. Дескать, на все вопросы уже получены ответы — денег не будет. Когда я спрашиваю Валентина Краснова, не собирается ли он подать иск на Россию в Страсбург — ведь это его последняя надежда, тот долго думает, а затем качает головой:

«Я не хочу публичного позора для своей страны. Так на словах дорожить памятью о великой войне, а на деле «сэкономить» на ней какие-то несчастные 13 миллионов рублей. Честное слово, за державу обидно!».

Комментарий юриста

Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека:

— Речь идет о финансовых отношениях с высокопоставленными должностными лицами, поэтому только институты гражданского общества в состоянии противостоять административному давлению и влиять на ход проводимых проверок. Так как все это не было сделано вовремя, то чиновники просто воспользовались сговорчивостью, одиночеством и беспочвенной запуганностью создателей проекта.

Что можно сделать? Предъявить претензии именно нашему государству и выставить финансовый счет федеральному казначейству. Требовать от государства через суд возмещения всех своих расходов на изготовление и установку памятника. Есть, конечно, риск, что ответчики в этом случае будут ссылаться на сроки исковой давности, но в любом случае других вариантов решить эту проблему не существует.

Источник: mk.ru

Также в рубрике

Чем новые собственники могут помочь проблемному перевозчику?

 0
В этом году Россия отмечала Международный женский день 4 дня, которых было достаточно чтобы устроить себе полноценное путешествие
 0