"Людям нужен парк"
Как в регионах России люди отстаивают свое право на зеленые зоны
Защита местными жителями районных парков — самое интересное, что происходит Москве и Петербурге этим летом. Больше месяца горожане противостоят строительству храма в парке «Торфянка». В начале июля в Москве пятьдесят инициативных групп, занимающихся защитой природоохранных территорий, объявили об объединении. «Общегородское движение было создано, чтобы жители различных районов Москвы, которые выступают против незаконной застройки, могли получить юридическую и организационную помощь», — сказала «Йоду» депутат Гагаринского района Елена Русакова. Подобных «Торфянке» историй много и в других районах Москвы, и в других российских городах. В Нижнем Новгороде, Туле, Саратове, Петербурге, Кировске люди пытаются защитить парки от застройки. Активисты рассказали «Йоду», как победить в этой неравной борьбе.
«НЕ ТЕРЯТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ»
Программист Олег Тетушкин два месяца назад приковал себя цепями к берёзе в парке 70-летия победы в промышленном районе Тамбова. Тетушкин часто гулял в этом парке после работы. Однажды, он увидел, что часть территории обнесли забором и начали рубить деревья. Он понял, что действовать надо быстро, нарисовал плакат «Людям нужен парк» и приковал себя цепью к берёзе рядом со стройкой.
«Я ни с кем не обсуждал это решение. Действовал спонтанно и не знал, чем моя акция закончится. Тринадцать часов я провёл прикованным к дереву. За это время вокруг меня собралась толпа местных жителей, приехали журналисты, полиция. Прибыл заместитель губернатора Тамбовской области и остановил строительство торгового центра», — рассказывает Тетушкин. Жители района, многие из которых, узнали о строительстве в парке благодаря акции Тетушкина, создали инициативную группу и договорились о совместных действиях. Пенсионеры, студенты, домохозяйки, бизнесмены, юристы, рабочие объединились для защиты парка. Одни составляли жалобы в администрацию, другие собирали подписи, третьи начали благоустраивать парк. Посадили цветы, деревья, поставили скамейки. Многие жители впервые поняли, что у нас есть парк и его надо беречь. По словам Тетушкина, заместитель губернатора Тамбовской области Олег Иванов сказал, что строительство ТЦ будет приостановлено, а законность стройки проверена.
«Думаю, — причина такой лёгкой победы в том, что осенью проходят выборы губернатора тамбовской области, и властям не нужен мини-майданчик в городе. Так назвал наш протест мэр Тамбова Алексей Кондратьев», — говорит Тетушкин. Борцы за парк терять бдительность не намерены и, если увидят в парке бульдозеры, снова выйдут на улицы. Единомышленникам они советуют не расслабляться, пока на руках не будет официальных бумаг, что стройка прекращена. Тетушкин рекомендует наводить справки о людях, которые предлагают помощь. Особенно, если те хотят дать деньги. «Предложите лучше человеку самому потратить их на распечатку листовок, покупку деревьев. Власть очень любит обвинять активистов в продажности, не надо давать повода. Деньги для движения лучше хранить на банковском счету и регулярно публиковать финансовую отчетность», — говорит Тетушкин.
Очень важно быть готовым к длительной борьбе. Не надо обольщаться после первой победы. Власть часто останавливает строительство после начала протестов, но только для того, чтобы продолжить, когда люди решат, что добились своего и успокоятся.
«ЛЮБОПЫТСТВОВАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В РАЙОНЕ»
Участник московского движения «За парк», юрист Андрей Быстров, говорит, что чем раньше горожане узнают о запланированном строительстве, тем легче им будет добиться его отмены. «Мы отстояли парк около кинотеатра „Ленинград“в районе „Сокол“. В этом парке хотели возвести торгово-развлекательный комплекс, платную поликлинику и фитнес-центр. Нам удалось остановить застройку благодаря оперативному получению информации о планах застройщика. Очень важно, как можно быстрее узнать, что и кто собирается строить в парке. Для этого нужно приходить на встречу с главой управы и главой перфекта, на заседания муниципалитета, любопытствовать, что происходит в районе». Быстров советует уже на этапе планирования строительства начинать собирать подписи и писать жалобы. Большинству людей не надо объяснять, почему парк — это хорошо, а ещё один ТЦ — плохо. «Мой опыт показывает, что люди охотно соглашаются поддержать защиту зеленой зоны от коммерческих организаций. Но если на месте парка собираются строить храм, то в разговоре с жителями лучше подчёркивать, что вы собираете подписи не против храмов и церквей, а за сохранение парка и общественного пространства», — рекомендует Быстров.
Защитница петербургского парка «Малиновка» Елена Березина говорит, что сложнее всего преодолевать «пораженческие настроения» населения. «Многие из тех, с кем я говорила о том, что нельзя строить в парке очередной храм вместо зеленой зоны, со мной соглашались, но отвечали, что не видят смысла в борьбе, потому, что ничего всё равно не получится. Я не спорила, а предлагала попробовать, ну а вдруг... Членам инициативной группы важно не поддаваться мыслям о неудаче и трудностях, а продолжать своё дело. А вдруг получится?», — рассказывает Березина. По ее словам, после того, как строительство храма в Малиновке отложили, к протестному движению присоединились и те, кто не верил, что результатов можно достичь вопреки всему.
Люди, которые еще год назад, отмахивались от меня, недавно сами предложили свою помощь. За два года борьбы за парк я поняла, что рассчитывать можно только на себя. Представителям власти глубоко наплевать на наши интересы. Мы обращались с просьбой нас поддержать в различные организации и получали отказ. Мы, жители, одни против чиновников, бизнесменов, священнослужителей, полиции. Но все вместе можем добиться результата. Парк «Торфянка» — самый яркий этому пример. Жители только своим круглосуточным присутствием не дают строить на месте их парка храм.
Юрист и житель Раменского района Иван Медведев говорит, что очень важно внутри инициативной группы работать организованно, дружно и правильно распределять направление работы. «Одна группа — взаимодействует с чиновниками, другая — привлекает журналистов и организовывает митинги, третья печатает и распространяет листовки. Важно каждому,кто хочет помочь, выделить участок работы в соответствии с тем, сколько у него свободного времени и какими навыками он обладает. Среди жителей нашего района нашлись и экологи, и юристы, и географы. Мы постарались задействовать всех, кто хоть чем-то мог помочь, не конфликтовали друг с другом и добились результата», — говорит Медведев. В 2012 году жителям Раменского района удалось защитить Раменский парк от жилой застройки. Заказчиком многоквартирной застройки была академия ФСБ.
«ЗНАТЬ ЗАКОН»
Русакова рассказывает, что битву за парк выигрывают жители, умеющие правильно вести переписку с чиновниками. «Чиновники любят в ответ на запрос граждан присылать отписки. Так вот надо знать: за некачественный и несвоевременный ответ чиновники несут ответственность перед законом. В повторном письме им об этом можно напомнить. Переписываться с чиновниками надо в жёстком стиле и не сдаваться после первого ответа. Чиновники должны понять, что есть многочисленная группа жителей, которые знают свои права и настроены серьезно», — говорит она.
Березина считает, что чиновников надо «троллить» письмами всеми возможными способами. «Писать всем: в прокуратуру, в управу, в мэрию, думу, президенту, премьеру, всюду. Чем больше писем, тем лучше, чем больше человек пишет, тем сильнее эффект», — уверена активистка.
Один их организаторов движения «За парк Торфянка» Денис Гончаренко говорит:чтобы вести диалог с чиновниками, нужно хорошо знать, какие именно законы нарушает застройщик. «Надо выяснить юридический статус земли в парке. Если парк признан особо -охраняемой природной территорией, то в нем ничего строить вообще нельзя. Важно узнать, проводились ли публичные слушания по проекту. Чаще всего их фальсифицируют. Результаты таких слушаний надо оспаривать в суде. Выискивать любые нарушения, которые сделал застройщик и фиксировать», — рекомендует Гончаренко.
«Кто стоит за цепочкой оффшоров, получивших разрешение на строительство? Застройщик — ООО „Митино Спорт Сити“. „Microlight Trading Limited“, Кипр — 100% владелец застройщика. Его собственники на — 80% — это чешский инвестор PPF, а кто упорно маскируется под вторым участником — „Wyalong Limited“ на , Британскихе и Вирджинскихе островах? Чьи интересы так старательно скрываются? Третьяк? Чиновники? Их дружная коалиция? Не здесь ли таится ответ на все вышеперечисленные вопросы?», — пишут в письме на имя мэра Собянина защитники ландшафтного парка в Митино.
Инициативная группа жителей Митино второй год борется против строительства в парке спортивного комплекса. президента федерации хоккея России Владислава Третьяка. Они уверены, что торговли в нем будет намного больше, чем спорта. В процессе кампании за спасение парка, инициативная группа начала добиваться проведения первого за 20 лет в Москве референдума. Территориальная избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу жителей, но большинство митинских муниципальных депутатов решили — вопросы жителей некорректны и юридически неточны. Подсказали им это коллеги из городского Совета муниципальных образований Москвы, прислав свое заключение. В нем написано: — «Предложенные инициативной группой формулировки вопроса не относятся к вопросам местного значения муниципального округа». А постановка вопросов, мол, не «исключает их множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения».
Референдум в Митино так и не был проведен, а в феврале 2015 года власти Москвы разрешили строительство спорткомплекса Третьяка. Общая площадь СРК не изменилась, но спортивная — стала больше в два раза. Инициативная группа Митино не прекращает борьбу за спорную территорию. Сейчас они пытаются добиться признания ландшафтного парка уникальным историко-археологическим объектом, где ничего строить нельзя.
НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ
Чтобы ввести в заблуждение жителей, городская власть и коммерческие структуры используют разные методы, говорит депутат Русакова. Например, сотрудники управ ходят по домам и предлагают подписать петицию против строительства гостиницы для мигрантов, а потом меняют шапку и оказывается, что эти подписи на самом деле — в поддержку строительства храма или бизнес-центра. Или рассказывают людям, что решение о строительстве уже принято и ничего сделать нельзя, но можно сохранить хоть пару деревьев, если поставить подпись.
Активисты советуют не верить никаким обещаниям представителей властей, только официальным бумагам. «Десять дней назад все СМИ написали, что губернатор Петербурга Полтавченко высказался в защиту нашего парка. Для нас — это пустые слова, пока не будет документов», — говорит Березина.
Защитники зелёных зон уверены, что на власть впечатление производит, в первую очередь, количество участников акций. «Небольшая инициативная группа, даже если в ней состоят грамотные люди, скорее всего, не добьётся большого успеха. Важно, чтобы люди, отстаивающие свое право на парки, действовали массово -. говорит эколог и жительница Ясенево Ирина Локтева — Помним, что поддержать активистов, защищающих Торфянку, приезжали люди других районов Москвы. Это было очень важно, потому что сейчас почти в каждом районе Москвы идёт борьба за свой парк, бульвар или акведук. Сейчас все инициативные группы объединились в одну, чтобы помогать друг другу на митингах, в юридических и организационных вопросах».
Источник: yodnews.ru
Поправки в Жилищный кодекс, известные как «закон о запрете хостелов», могут быть приняты до конца июня.