Уничтоженные, перекрашенные, изувеченные памятники…
Как РЖД обращается с шедеврами архитектуры
Фото: archnadzor.ru
В московском Музее архитектуры на Воздвиженке открылась выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003 – 2013». Организовала ее общественая организация "Архнадзор" , которая подвела своеобразный неутешительный итог деятельности ОАО «РЖД» по сохранению (читай – уничтожению) исторических зданий депо, вокзалов, водонапорных башен за десять лет существования корпорации. Вывод защитников нашего исторического наследния - РЖД бездумно и планомерно уничтожает шедевры архитектуры.
Основной вопрос посетителей выставки: «Зачем?» Не «зачем эта выставка», а зачем так бездумно и планомерно уничтожать собственное прошлое, уникальные здания выдающихся архитекторов — Тона, Бенуа, Щусева, Кекушева, Иванова-Шица.
Составы планшетов тянутся из зала в зал, масштабы потерь и угроз таковы, что некоторые объекты пришлось объединить, чтобы уместить всё. Вообще, если представить все исторически ценные постройки, утраченные за эти десять лет, то площадок МУАРа точно не хватило бы. На каждом планшете – целая история жизни вокзалов, павильонов, казарм, домов для семей железнодорожников. Всегда с неутешительным финалом: «сгорело», «снесено», «реконструировано», «изменено до неузнаваемости». География утрат от Архангельска до Иркутска.
Больше всего поражает их бессмысленность. На месте старых вокзалов зачастую пустыри; крепкие красивые здания сносятся ради того, чтобы люди ждали поезда под открытым небом. Так произошло с вокзалом в Войсковицах Ленинградской области, на котором бывал и упоминал в своих дневниках Николай Второй, так погиб последний дачный вокзал России - павильон платформы Ильинское под Москвой.
Проекты даже типовых железнодорожных построек конца позапрошлого — начала прошлого века создавались лучшими российскими архитекторами и инженерами. Новые магистрали утверждались самим императором: традицию завел еще Николай Первый. Железная дорога был делом государственной важности в царской России. Стратегическим объектом – в Советском Союзе. Однако сегодня этим техническим и архитектурным богатством распоряжаются, не думая о том, что это достояние всей страны и каждого ее гражданина, и что далеко не все можно оправдать производственной необходимостью одной-единственной компании, конечная цель которой – извлечение прибыли.
А ведь зарубежный опыт демонстрирует массу примеров удачного вписывания исторических построек железной дороги в современную жизнь. Было бы желание. Музей д’Орсе в Париже, паровозное депо Виланова-и-ла-Желтру в Испании – самые явные примеры, которые у всех на слуху.
Многие вокзалы после реставрации или даже простого ремонта могут снова принимать пассажиров, как, например, вокзал в поселке Билимбай под Екатеринбургом.
Одним из основных объектов выставки стало, конечно же, Круговое депо в Москве. Проекты его сохранения и использования также предлагались активистами «Архнадзора». Однако они были просто проигнорированы и начата реставрация экскаватором. Снос двух пятых памятника ОАО «РЖД» назвало «передовой европейской практикой». Хотя судьба аналога нашего Кругового в Англии – RoundHouse – сложилась куда удачнее.
Конечно, мы показываем и те объекты, которые еще можно спасти. Перекраска из исторического красного в синий цвет всех построек Московской окружной кажется бессмысленной, но это, конечно же, обратимо. Буквально несколько месяцев назад закрылся вокзал станции Зубцов (1901г. постройки) в Тверской области, а ведь без надлежащего использования он очень быстро придёт в упадок и наверняка будет снесён как «аварийный», если не сгорит до признания его аварийным; в этом году приговорен, но пока еще не снесен вокзал станции Сеятель (1928 г. постройки) в Новосибирске.
Важно, что на выставке поднята тема малых железнодорожны
В то же время деревянный вокзал-терем на станции Сухона, оказывается, создан рукой прославленного мастера эпохи модерна Л.Кекушева по заказу не менее знаменитого С.Мамонтова, великолепный проект вокзала для скромной платформы Сергиево под Петербургом принадлежит придворному зодчему Н.Л. Бенуа, а небольшие послевоенные вокзалы Рижского направления проектировал известный советский архитектор М. Минкус. Но, в отличие от «центральных» вокзалов, эти здания известны разве что местным жителям, да и то с чисто практической точки зрения: на них останавливаютс
Мы готовы к диалогу и совместной работе над спасением и реставрацией наследия российских магистралей. Но для такой многотрудной задачи нужно, прежде всего, осознание ее ответственности и важности у всех сторон, принимающих стратегические решения: самого РЖД, органов охраны памятников, федерального и местных министерств культуры.
Пока что за дело сохранения радеют в основном энтузиасты в разных концах страны. Благодаря им и удалось собрать «Потерянную магистраль», пройдя по которой, понимаешь, что масштаб потерь и необходимых работ – огромен.
Обо всем этом на открытии выставки говорили Ирина Чепкунова (МУАР), Юрий Егоров («Архнадзор»), Андрей Мясников (главный редактор журнала «Железнодорожн
Выставка – это наш вклад в День единых действий, который проводят градозащитные организации по всей России с 3 по 6 октября.
Ле Корбюзье принадлежит фраза: «История страны записана на трассах и в архитектуре». Мы рискуем остаться без истории. А значит, потерять свою главную магистраль.
Видео открытия выставки — Юлии Гребенниковой:
Выставка продлится до 3 ноября.
Источник: archnadzor.ru
Телеканал "Дождь" раскрыл для бесплатного просмотра первую серию совместного с нами "сочинского проекта
Турция должна предоставить гарантии безопасного отдыха, считают в Ассоциации туроператоров России (АТОР).