Полный Кувандык
Почему Саринский перевал называют бермудским треугольником Оренбуржья
СК России ищет признаки преступления в действиях экстренных служб по спасению людей, находившихся около 15 часов в снежном плену на трассе Оренбург — Орск. Ранее один из спасшихся опубликовал видеообращение к президенту России Владимиру Путину, рассказав о реальном ходе операции и попросив привлечь к ответу областное МЧС за их бодрые рапорты об «оперативной эвакуации» и «пунктах обогрева». Между тем само место, где произошло ЧП, весьма примечательно. Саринский перевал протяженностью в 50 километров прозвали бермудским треугольником из-за опасностей, которые несет непредсказуемая погода.
Жгли паспорта и деньги
2 января, отпраздновав Новый год в Орске, Артем Сидоренков вместе с родственниками поехал домой в Оренбург. Его брат Александр отправился следом. На разбитой дороге их машины застряли. Начался снежный буран.
«Снега было так много, что машины замело, видимость была нулевая, — рассказал Артем Сидоренков. — Стало быстро холодать. Со мной в Оренбург ехала девушка Алсу и бабушка Татьяна Эммануиловна, перенесшая инсульт».
Молодой человек звонил в МЧС, полицию, родственникам. В экстренных службах отвечали, что нужно немного подождать, мол, техника на подходе. Когда бензин в машине закончился, пришлось развести огонь. Прямо в салоне.
«Жгли все подряд: перчатки, документы, халаты, платки, одеколон, страховку на машину, нижнее белье. Я бросил в костер свою шапку, но она не горела. Резали сиденья. Закончились вещи — достал деньги из кошелька», — вспоминает Артем.
Помощь пришла только днем 3 января. Всего в снежный плен попали около 80 человек. Для большинства из них это была самая страшная ночь в жизни. Мороз — 23 градуса, ветер буквально валил с ног. Автомобили в считанные минуты превращались в сугробы. В результате многие оказались в больнице с переохлаждением и обморожениями. К сожалению, не обошлось без жертв. Один мужчина замерз насмерть, заблудившись в снежном буране.
Мистика на стыке Европы и Азии
О проблемах Саринского перевала (название происходит от поселка Сара Кувандыкского района Оренбургской области) на трассе Р-336 Оренбург — Орск местные СМИ пишут уже не первый год.
Начальник Кувандыкского дорожного управления Владимир Левандовский еще в 2008-м сетовал на то, что снег тут может выпасть уже в сентябре, а с октября — сплошной гололед. Летом — туманы, зимой — метели. Видимость очень плохая, постоянно случаются аварии. Погода совершенно непредсказуемая. Ярко сияет солнце, а через пару часов — буран. На 50-километровом перегоне множество мемориальных крестов по обочинам. Дорожные знаки предупреждают о сильных ветрах.
Здесь пролегает граница между Европой и Азией. И соединяются две тектонические плиты. Дорожное покрытие местами — просто стиральная доска, что увеличивает аварийность независимо от погодных условий.
Зарапортовались
Узники снежного плена и официальные структуры по-разному оценивают проведение спасательной операции. Расхождения начинаются уже со времени возникновения злополучного затора.
«В ходе проверки установлено, что ввиду погодных условий около 03:00 часов 3 января 2016 года на трассе Оренбург — Орск в районе села Кидрясово образовалась автомобильная пробка протяженностью не менее 300 метров, и несколько десятков человек не смогли продолжить движение», — сообщает областное управление Следственного комитета России (СКР).
«2 января около 19.00 в отдел полиции города Медногорска поступило первое сообщение о застрявших автомобилях на 207-м километре автомобильной дороги Оренбург — Орск, — говорится на сайте МВД. — С целью сопровождения автомобилей на место был направлен наряд ДПС, а при выезде из города Медногорска выставлен пост патрульно-постовой службы и оповещены экстренные службы».
Однако по сводкам главка МЧС по Оренбургской области, сообщение о затруднении движения транспорта «на участке 300 метров в районе села Кидрясово» поступило лишь 3 января в 01:10. Сама же трасса Р-336 на перевале была перекрыта еще в 18:00.
Один из потерпевших и автор видеообращения к президенту Павел Гусев отметил, что в затор он попал 2 января, в 21:00, двигаясь в сторону Орска, примерно в 20 километрах от Кидрясово.
«Я выехал из Оренбурга с беременной женой, дорога была отличная, доехал до Краснощеково, там стоял пост ДПС. Но нас никто не остановил, не развернул обратно и не сказал, что нельзя ехать дальше, оставайтесь тут, переждите. Мы смело двинулись дальше в сторону Орска. Там и застряли», — рассказал Гусев.
По его словам, почти сутки людей никто не спасал. Он насчитал около 30 человек, сидевших в своих машинах и со страхом следивших за тем, как заканчивается бензин.
«СМИ говорили, что развернуты пункты обогрева, доставляли горячий чай — этого ничего не было», — говорит Гусев.
Спасатели добрались до них к полудню 3 января. Всего несколько человек со старым трактором «Кировец» и «Камазом»-вахтовкой.
37 километров заторов
Общая протяженность затора, по данным МЧС, достигла 37 километров. Но те, кто попали в снежные заносы, об этом не знали. Отчасти это объясняет раздражение Павла Гусева и его товарищей по несчастью. Когда тебя окружают только тьма и буран, трудно поверить, что всего в нескольких километрах действуют спасатели и развернуты пункты обогрева.
Так, согласно сводке МЧС от 01:50 3 января, из снежного плена освободили 15 человек и отправили в пункты временного размещения города Медногорска. К 05:40 добавилось еще 30 человек.
Сам Гусев, судя по всему, попал в сводку ведомства от 13:00, где говорилось о 35 спасенных, восемь из которых направили в центральную горбольницу Медногорска.
Итоги спасательной операции подвели 3 января в 19:00. Всего из заторов эвакуировали 84 человека. Госпитализировали 12 пострадавших, включая четырех детей. Трассу расчистили, но для проезда открыли только к полудню следующего дня.
Замерз насмерть
В связи с гибелью 34-летнего жителя Оренбурга Эдуарда Зиннурова проводится доследственная проверка.
«Я в районе Медногорска, на 68-м километре от Орска», — это было последнее SMS-сообщение, которое он отправил родным.
По данным СКР, Зиннуров попал в затор, и когда у него кончился бензин, попытался дойти до других машин. Однако в условиях нулевой видимости и шквального ветра сошел с дороги. Погиб от переохлаждения.
В СКР дали понять, что установлением причин смерти проверка не ограничится. Следователи намерены выяснить, насколько своевременно отреагировали на чрезвычайную ситуацию экстренные службы и как они действовали в сложившихся обстоятельствах.
В Оренбургском главке МЧС считают, что для спасения людей из снежной западни сделано все возможное.
«Был шквалистый ветер с порывами до 25 метров в секунду, сильнейшая метель, минусовая температура, — рассказала руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Оренбургской области Татьяна Самойлова. — Впереди спасательной техники и автомобилей со спасателями шел трактор, который расчищал снежные заносы, шел очень медленно, потому что видимость была нулевая».
Спасательная операция, по словам Самойловой, началась сразу же после первого сигнала о ЧП. Проводилась с двух направлений: со стороны Кувандыка и со стороны Медногорска.
Герой из патрульно-постовой
Серьезные обморожения получили и спасатели. Один из них — старший сержант патрульно-постовой службы Данил Максудов. Сейчас врачи пытаются сохранить ему пальцы левой руки. Свои рукавицы он отдал замерзавшей девушке. А бушлат накинул на ребенка.
Максудов сопровождал грузовик-вахтовку к месту затора и спасал людей.
«Найдя замерзающих, они взялись с ними за руки, чтобы не потеряться в буране, и пешком отправились к грузовику, но сильный ветер разорвал эту цепь, — рассказали «Ленте.ру» в полицейском ведомстве. — В кромешной мгле Максудов удержал мужчину, шедшего позади. На мгновения потерявшись в пурге, они вдвоем вышли к автомобилям, где еще находились люди».
Мужественные действия патрульных и сотрудников ДПС отметили и те, кто так ждал помощи. Кроме машин, застрявших в снегу, на трассе было много автомобилей, чьи водители попросту дезориентировались, хотя могли продолжать движение. Сотрудники ДПС собирали таких в колонны и сопровождали до Медногорска. Так они вывели в безопасное место порядка 50 автомобилей.
Всего, по данным МЧС, в спасательной операции приняли участие 157 человек и 55 единиц техники.
Источник: lenta.ru
То и дело мы слышим, что в Турции опасно для туристов, в Тунисе и в Париже — тоже.