«Я хожу по Москве босиком»
Представительница московских барефутеров — о неудобной обуви, фут-фетишистах и городских дорогах
Полине 31 год, и всю жизнь она чаще всего ходит босиком — даже осенью и зимой, по траве и по асфальту. Полина такая не одна, в мире существует целое движение людей, которые не признают необходимости обуви, — барефутинг. Любителей ходить босиком, конечно, больше в странах с теплым комфортным климатом, но они существуют везде, даже в России, где большую часть года на улицах снег и грязь. Свое увлечение барефутеры объясняют тем, что им нравится ощущение голых ног, что их стесняет обувь, а босохождение полезно для стопы и вообще это красиво. У них есть свои сайты и паблики, где участники делятся опытом катания на велосипеде босиком, обсуждают разную температуру асфальта или рассказывают об акции протеста «новосибирских босоходов»против запрета находиться на эскалаторах без обуви. Рассказ москвички, которая предпочитает везде ходить босиком и ведет группу своих единомышленников:
О личной свободе и восприятии окружающих
Я не ношу обувь, потому что я очень свободолюбивая и мне нравится ощущение голых ног. Для меня это элемент самовыражения. Когда человек босиком, то он обнажен, острее воспринимает мир и, главное, бережнее относится к окружающей среде.
Я хожу босиком с детства. Всегда была хулиганкой: для мамы выходила из дома в обуви, а потом сразу снимала. Мама до сих пор ругается. В детстве у нас в городе были неасфальтированные дороги, на них просто насыпали камни. Моя подруга ходила по ним без обуви, а я не могла понять, как ей не больно. Она сказала: «Просто расслабься». И оказалось, правда — когда расслабишь стопу, острые камни перестают чувствоваться. Мне кажется, в жизни так же: если расслабиться, то все шероховатости и невзгоды проходят менее остро.
Лет в 15–16 я поняла, что, когда ходишь без обуви в городе, люди по-особому на тебя реагируют. Несмотря на это, я решила, что все равно буду так делать. Я легко могу пройти в метро без обуви, хотя официально это запрещено. Главное, не акцентировать на себе внимание. Если я смотрю вперед, то и люди смотрят вперед или куда-то еще, но никак не на ноги. Люди не замечают босых ног, потому что не думают, что такое в принципе может быть. Они не смотрят на обувь. Конечно, в оживленных местах на меня чаще обращают внимание. Неприятно, когда окружающие начинают оглядываться, рассматривать, опускать голову. Поэтому я чаще выбираю места, где меньше людей.
О дресс-коде
У меня всегда с собой шлепки на случай, если меня куда-то не пустят по дресс-коду. Я всегда надеваю обувь, когда иду в театр. Театр для меня очень важен как целостная картинка, там есть своя культура, и, чтобы не нарушать ее, я тоже следую этим правилам. Я нередко хожу босиком в рестораны и кафе, там обычно реагируют спокойно. А вообще обувь для меня — это большое страдание. Если все-таки приходится, то мне важно, чтобы обувь не натирала, проветривалась. Удобнее всего кроссовки или мокасины. У меня очень мало обуви на каблуках, я ее ненавижу мерить и покупать. Но иногда это необходимо для образа.
Я часто делаю педикюр, потому что чем больше ходишь без обуви, тем быстрее грубеет стопа. Это не очень эстетично, по-моему. Я очень люблю украшения для ног — такая немного индийская тема.
Своих детей я бы вообще не хотела ставить в рамки относительно их одежды и обуви. Понятно, что существуют социальные нормы и без трусов не надо по городу бегать. Но ребенок должен ходить босиком, это полезно для здоровья, это закалка организма.
Про холод, камни и другие опасности
В теплую погоду я легко хожу босиком по три-четыре часа. Вообще, это можно в любую погоду, даже в холод. Здесь важно тренироваться, и со временем нога привыкает. Но ходить по снегу нужно не до дури, я смотрю по своим ощущениям. Грязь на улице не страшна, потому что ее можно обойти, а если нет, то у меня всегда с собой есть влажные салфетки. Вообще у нас на руках микробов столько же, сколько и на ногах. Многие (и моя мама в том числе) говорят: «У тебя будет грибок». Сколько лет хожу, и у меня нет никакого грибка. Опасны только осколки, особенно мелкие. Бывало, конечно, что я травмировала ногу, но ничего серьезного.
Для босых ног особенно важно покрытие. Например, трава бывает разная: постриженная и острая или мягкая. На первой ходишь немного в напряжении, а на второй расслабляешься и доверяешься пространству. Бегать по асфальту неудобно, потому что он как наждачная бумага.
О фут-фетишистах и единомышленниках
Есть такая забавная штука: люди обычно не говорят о том, что ходят босиком, это что-то вроде табу. Но если я начинаю рассказывать о себе, то вдруг оказывается, что почти все мои друзья и знакомые тоже ходят иногда босые. У нас есть сообщество барефутеров. Я веду сайт «Босоногая.рф» — это такой социальный арт-проект, где мы даем возможность людям самовыражаться на основе этой темы, заниматься своим развитием и творчеством. Участники снимают фото и видео, где танцуют босиком, например. Интересующиеся постоянно приходят-уходят, поэтому невозможно посчитать, сколько нас всего. Несколько десятков человек или около того. Мы как-то поддерживали Международную босоногую неделю. Предлагали всем отказаться от обуви, и участники потом описывали свои впечатления.
Мы делали однажды открытую встречу для всех, но пришло слишком много людей и возникли недопонимания. Обычно молодым людям кажутся привлекательными босые ноги, есть такие, кому они прямо очень нравятся.
Кого-то вид подошвы ноги парализует, мужчины впадают в ступор, если видят девушку босиком. И вот такие на нашу встречу тоже пришли. Поэтому мы пока не придумали, в каком формате встречаться, хотя такое желание есть.
О мировом опыте
В мире больше развито движение барефутинга, в Европе, в Америке. Да, у нас собираются люди, которым нравится хождение босиком: в Санкт-Петербурге, в Новосибирске, в Москве. Но по большому счету у нас это еще дико воспринимают. Людям нужно объяснять: почему, зачем. Плюс ко всему за рубежом лучше убирают дороги, там меньше осколков и не так грязно. Есть идеи не собираться компаниями, а организованно ездить за границу в босые туры в разных странах.
Я сама пробовала ходить босиком по миру. Мне очень интересно почувствовать другую страну, там другая поверхность, другие ощущения, другие люди и мир другой под ногами. Например, в Италии дорога вымощена кирпичом, там не асфальт, а в центре городов много камушков, которые очень сильно нагреваются. И эти раскаленные камни вместе с большим количеством народа создают ощущение бурной жизни: сразу чувствуешь, что надо куда-то бежать, что-то делать, а то мир вокруг движется, а ты стоишь. А в Таиланде, например, был такой хрустящий песок, который я хотела забрать с собой. По нему можно ходить вечно.
Мне кажется, желание ходить босиком — это нечто про внутреннюю открытость человека: если он разувается, то он открыт миру, если он ищет опасность из внешнего мира, то категорически отказывается снять обувь.